Предмет психодиагностики

Критериями выделения диагноза, прогноза, коррекции и профилактики как видов деятельности выступает норма, понимаемая как желаемое состояние объекта:

- диагноз определяет настоящее состояния с точки зрения нормы;

- прогноз - его будущее состояние;

коррекция - психологическое воздействие, обеспечивающее возвращение в нормальное состояние объекта, находящегося в состоянии отклонения;

- профилактика - как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии с целью предупреждения возможных отклонений.

При таком понимании диагноз и прогноз отражает состояние обследуемого, образуют познавательную часть практической деятельности психолога, а коррекция и профилактика обеспечивают изменение его реального состояния, ее практическую часть.

Предмет психодиагностики. В психологической литературе относительно предмета психодиагностики высказываются различные точки зрения.

Выпускники вузов со специальным психологическим образованием, успешно освоившие курсы общей, возрастной и педагогической психологии, нуждаются в специальной психодиагностической подготовке (И.В. Дубровина).

На предмет психодиагностики необходимо подойти с 2 точек зрения: по критериям отклонение-норма и средство-объект обследования.

Предмет психодиагностики по критерию отклонение-норма. Диагноз в узком смысле понимается как ситуация уже возникшего отклонения системы управления, а в широком - контроль нормально функционирующей системы.

В.И. Войтко и Ю.З. Гильбух исходят из узкого понимания психодиагностики, утверждая, что психологический диагноз всегда предполагает выявление причины «обнаружившегося неблагополучия». Выходя в понимании нормы за пределы психопатологии и дефектологии, авторы указывают, что «психодиагностика не просто имеет дело с отдельным индивидом - она занимается лишь теми людьми, о поведении, деятельности, психическом состоянии которых заранее известно, что они характеризуются определенными отклонениями, недостатками и т. п.».

Эту точку зрения критикует К.М. Гуревич. Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и когда исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиагностики. Б.С. Круглов при обсуждении вопроса о контингенте учащихся, которые должны находиться под наблюдением психолога в рамках школьной психологической службы («трудные» или обычные дети), также исходит из широкого понимания психодиагностики. Поскольку потенциально «трудным» может быть практически любой ученик, считает он, объектом деятельности школьного психолога должны быть по возможности все учащиеся, а главной его задачей должна стать не коррекция имеющихся отклонений, а «контроль за ходом психического развития ребенка с целью профилактики возможных в нем отклонений». Благодаря этому психолог вместе с учителем может своевременно определять особенности психического развития ребенка, способствующие проявлению отрицательных черт психики в его поведении, и применять соответствующие педагогические воздействия.

Предмет психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Ряд исследователей полагают, что предметом психодиагностики как науки являются средства психодиагностической деятельности, в числе которых диагностические методики и инструменты. Поэтому К.М. Гуревич психодиагностику характеризует как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам», изучающую принципы конструирования психодиагностических методик, требования к ним и правила их применения, получаемых выводов. Такое же понимание предмета психодиагностики вытекает из определения ее как науки, разрабатывающей «методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей», установление «наличия или отсутствия признака».

Другие считают, что психодиагностика изучает различия в психических свойствах человека или индивидуальное.

Третьи предполагают изучение не индивидуального, а индивидуальности, которая рассматривается не только как определенное сочетание психических свойств конкретного человека, а как сочетание психических свойств в конкретных условиях, задаваемых требованиями окружающей среды.

Структура психодиагностики.

1. Семиотический компонент - знание о психологической симптоматологии (поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, анализ и описание закономерных связей между отклонениями в самих психических функциях и свойствах). В патопсихологической диагностике семиотическая сторона как раздел психодиагностической теории наиболее разработана по сравнению с другими видами частных психодиагностик и представлена на уровне конкретных методических разработок. В работах Блейхер В.М., Крук И.В. Зейгарник Б.В. дается подробное описание психологических симптомов психических заболеваний.

2. Деонтологический компонент - эффективность школьной психодиагностики зависит не только от профессиональной квалификации, но и от личности самого диагноста как результат личного взаимодействия психолога со школьником, зависит от отношений, складывающихся между обследуемым и диагностом. В работах отмечается, что установление контакта между диагностом и обследуемым затруднено наличием социально желательных черт личности, стремлением обследуемого выглядеть в более благоприятном свете, включением механизмов психологической защиты, боязнью проникновения диагностом в интимные стороны личности, многообразием факторов, влияющих на его установление, среди которых особенности личности обследуемого, его психическое состояние, отношение к процедуре диагностики, особенности личности диагноста и т. п. Важно создание обстановки доброжелательности, доверия, сопереживания, внимательности, деликатности, терпение, находчивость, умение контролировать свое поведение, способность вызвать у ребенка к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия.

3. Технический компонент - наличие достаточно разработанной теории психологических измерений, и в частности теории тестов как измерительных инструментов психодиагностики. Ее содержание составляет описание процесса разработки, стандартизации и применения тестовых методик, принципы построения измерительных шкал, отбора, формулировки и анализа тестовых задач и вопросов, обработки и интерпретации результатов испытаний, требования к процедуре их проведения, рекомендации по оценке надежности и валидности тестов, статистические принципы их построения.

4. Логический компонент – логическое диагностические мышление практического психолога, интуиция, «психодиагностическое мышление педагога». Постановка психологического диагноза является сложным процессом. Он проходит несколько этапов и обладает значительной степенью неопределенности. Сложность диагностического процесса состоит также в том, что он:

- обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами;

- сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.;

return false">ссылка скрыта

- требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности педагога.

В соответствии с изложенным можно сказать, что психодиагностика как научная дисциплина, рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий: 1) объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То); 2) разработки психодиагностических методик (Тм); 3) взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв); 4) решения психодиагностических задач (Тр). Психологическая диагностика может быть представлена в следующем виде:

ПД = То + Тм + Тв + Тр

Логический компонент непосредственно регулирует процесс постановки психологического диагноза и является наиболее важным. Этот компонент предъявляет ко всем остальным ряд требований, необходимость выполнения которых определяет их подчиненное значение. К семиотическому компоненту он предъявляет требование полноты описания структуры объекта диагностики и видов отклонений в его состоянии на феноменологическом уровне и на уровне причинных оснований, к техническому - портативности (удобность) применяемых психодиагностических методик, надежности и точности измерения, к деонтологическому - получения необходимой для постановки диагноза информации без нанесения ущерба обследуемому и при соблюдении этических норм. В свою очередь, к логическому компоненту практическая психодиагностическая деятельность предъявляет требования эффективности и экономичности применяемых средств описания психодиагностического процесса.

Наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

Проведенный анализ предмета и структуры психодиагностики, опирающийся на методологические положения общей теории диагноза, позволяет построить следующее ее определение: психодиагностика как научная дисциплина представляет собой (1) часть практической психологии, (2) включающую семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты и (3) выступающую в качестве непосредственной теоретической основы практической диагностической деятельности психолога.