Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашего жизненного пути?
Известный философ М.С.Коган считал, что у человечества есть два величайших изобретения: семья и школа. Именно благодаря им человек становится «культурным существом». Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию.
Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. В большинстве родители не опираются на научные педагогические системы в воспитании своих детей.
Даже, если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не сможем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Стать педагогом-родителем очень трудно. Некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием своих детей. В ряде таких книг как «Материнская школа» Я.А.Коменского, «Мысли о воспитании» Дж.Локка, «Семейное воспитание ребенка и его значение П.Ф. Лесгафта, «Книга для родителей» А.С.Макаренко «Родительская педагогика» В.А.Сухомлинского, изложили свои взгляды на педагоги скую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье.
История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педагогами для своих детей и при этом их стремления заканчивалось крахом. Почему? На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некрасивый, активный или пассивный, а также факторы: социальные, семейные, личностные. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказывается перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.
Четвертый вопрос: « Педагогическая деятельность как профессия»
Известно, что педагогическая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональной является деятельность родителей по воспитанию детей в семье. Однако и в семье воспитанием и образованием детей могут заниматься педагоги, специально приглашенные для этого. Их педагогическая деятельность является основным родом их занятий, видом трудовой деятельности, профессией.
Читая классическую литературу, вы, наверное, обращали внимание на то, что в большинстве дворянских семей к детям приглашали специальных учителей. Вспомните Вральмана в «Недоросле», «француза убогого», учителя Онегина, который
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Среди домашних учителей в прошлом были разные люди: образованные и невежественные, неудачники, изгнанные или ушедшие из университетов. Некоторые из них совсем не обладали педагогическими способностями и желанием по-настоящему исполнять свои обязанности. Другие же учительством зарабатывали себе на хлеб, на то, чтобы получить в дальнейшем образование. Некоторые выдающиеся люди многим обязаны своим домашним учителям.
Художественная и документальная литература запечатлела огромное количество образов-типов людей, занимавшихся педагогической деятельностью. Детская память отличается особой цепкостью, впечатлительностью. В детстве все происходит впервые. Может бить, именно поэтому так выразительны детали поведения, деятельности учителей, прошедших через детские судьбы и запомнившихся на всю жизнь. Строгие и мягкие, образованные и не слишком образованные, любящие свое дело и ненавидящие свою профессию, находящие путь к умам и душам своих учеников и безразличные к ним... О некоторых из них написали замечательные писатели и поэты, от других не осталось и следа в истории.
Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности?
Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:
• ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
• для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;
• эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
• цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
• ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные); результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обучал учитель; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания — в силу того, что ребенка
«воспитывает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;
• настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует самые разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.
Лекция 2. Педагог как организатор воспитания и образования личности
1. Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
2. Функции педагога
3. Свойства и профессионально важные качества педагога
4. Педагогические способности мастерство
Первый вопрос: Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
Как было сказано выше, непрофессиональной педагогической деятельностью занимается большой круг людей. Все эти люди могут и не иметь специальных педагогических знаний — они опираются на жизненный опыт, здравый смысл, интуицию, на ранее полученные знания в какой-либо области и усвоенные нормы поведения.
В этой лекции речь пойдет о тех людях, которые избрали педагогическую деятельность своей профессией, сделали ее основным занятием своей жизни. Перечислим их:
воспитатель детского сада;
школьный учитель;
педагог-психолог;
социальный педагог;
воспитатель группы продленного дня;
педагог дополнительного образования;
вожатый в лагере труда и отдыха;
домашний учитель;
репетитор;
преподаватель лицея, колледжа, техникума, училища;
мастер производственного обучения;
преподаватель вуза; преподаватели различных курсов, институтов повышения квалификации, курсов переподготовки специалистов разного профиля и т. д.
Этот список можно продолжить, но и из него видно, что круг людей, которые реально занимаются педагогической деятельностью, велик. Каким требованиям должны отвечать люди, стремящиеся овладеть таким сложным видом профессиональной деятельности, как педагогическая, или уже занимающиеся ею?
Думаем, что ответы на вопросы о требованиях, которым должен отвечать человек, избравший педагогическую деятельность, в высшей степени важны для вас, наши читатели. Может быть, вы еще сомневаетесь в правильности сделанного выбора, и следующий далее материал, возможно, поможет ответить на некоторые ваши вопросы и сомнения...
Первый вопрос, на который вы должны ответить, — вопрос о готовности работать с людьми: маленькими детьми или подростками, старшеклассниками или людьми на пороге взрослости, с людьми зрелыми, возможно, уже владеющими профессией и желающими в ней совершенствоваться, или людьми, которых жизнь поставила перед необходимостью сменить прежнюю профессию.
Готовность предполагает осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе профессиональной деятельности.
Вы должны быть готовы к тому, что среди ваших будущих учеников будут разные дети и разные взрослые. С одними легко и сразу устанавливается контакт, они охотно выполняют ваши требования и откликаются на ваши вопросы. Некоторым будет трудно учиться, но с вашей помощью они будут стремиться преодолеть эти трудности. Некоторые, возможно, будут сопротивляться обучению, станут относиться к нему как к наказанию, тяжкой повинности. Будут и такие ученики, о которых Януш Корчак сказал — «неудобные».
Именно это должно вас заставить задуматься над тем, готовы ли вы к работе с разными детьми и разными взрослыми... Есть ли у вас для этого особого рода склонности, свойства, способности?