Второй вопрос: Происхождение педагогической деятельности

 

Как давно возникла эта деятельность? Можно ли ответить на этот вопрос? Ответ может подсказать обращение к истории слов педагогика, педагогический, выяснение их этимологии (этимоло­гия — происхождение слова). Итак, каково же происхождение указанных слов?

История этих слов уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы и образо­ванность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домаш­нее воспитание. За ними присматривал специальный раб — педа­гог (буквально — поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика детовождение. Таким образом, в слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом, — вести, со­провождать ребенка. Постепенно значение это расширилось и ста­ло одновременно и специальным, и метафорическим. Специаль­ное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое дело, свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству.

Но значит ли это, что истоки педагогической деятельности находятся в не слишком далекой истории — истории Древней Греции? На этот вопрос надо ответить отрицательно. История по­нятия-термина оказывается более молодой, чем история явления, им обозначенного.

Ученые считают, что воспитание и обучение относятся к древ­нейшим видам социокультурной деятельности человека. И в са­мом деле: человеческий детеныш при рождении — самый беспо­мощный из всех живых существ. Он долго нуждается в помощи взрослых, в их поддержке, уходе, а затем в специальном обуче­нии и воспитании, без чего он не может приспособиться к жизни и стать самостоятельным.

Именно помощь взрослого, передача взрослым ребенку необ­ходимых знаний об окружающем мире, обучение необходимым для дальнейшей жизни умениям явилось прообразом педагоги­ческой деятельности, ставшей впоследствии делом специально подготовленных людей. Таким образом, корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человече­ства в таком виде деятельности была обусловлена необходимо­стью сохранить род, ибо, общество без детских популяций — умирающее общество.

В значительной степени мы можем лишь догадываться, каковы были истоки педагогической деятельности (обучения и воспита­ния) в далекой древности. Мы можем судить об этом также по результатам этнографических исследований воспитания у тех на­родов, которые еще не интегрировались в мировую цивилизацию и у которых сохранился образ жизни, предполагающий следова­ние традициям родо-племенного общества, обучение и воспита­ние младших старшими членами общества.

Таким образом, и в примитивном обществе ребенка учат и вос­питывают. Однако мы не видим здесь специального человека, ко­торый это делает. Деятельность по обучению и воспитанию детей еще носит коллективный и во многом анонимный, обезличенный характер. Ею занимаются многие взрослые.

Но и в примитивном обществе возникает потребность в специ­ализированном обучении и воспитании. Появляются люди, кото­рые знают свое дело лучше других, — мастера своего дела, знаю­щие его тайны, секреты, основы. Их знания и умения в своей области превосходят знания и умения других людей. Именно по­этому возникает феномен учительства—ученичества, возникают роли учителя и ученика, возникают особые взаимоотношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя как бы «пе­ретекают» в ученика.

До Х века педагогическая деятельность существовала как опыт искусства воспитания, который сохраняется традицией рода семьи., передавался из поколения в поколение в форме обычаев организации сотрудничества и подчинения младших старшему в семье или главному лицу рода.

Например, с развитием на Руси христианства и появлением письменных памятников культуры, основы практического воспитания и образования исходят из церковных проповедей, житий святых, поучений, сборников изречений, повестей в виде нормативных христианских заповедей, ценимых и одобряемых форм человеческого общежития.

Первые русские памятники социально-педагогической мысли: ХI в. – «Житие Феодосия Печерского», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о полку Игореве»- ХII вв.; ХIII-ХV вв. «Житие Александра Невского», Повесть о Хмеле»; «Домостой»- ХVI в. и др.

Призывают человека спешить делать добро, брать на себя больше своих возможностей, ибо это не только не во вред душе, но на ее полу. Показывают, что чувств собственного достоинства, развивает сдержанность, благорасположение и уважение человека к людям и к себе самому, отражает строй и высоту духовного мира и сознания, свидетельствует о зрелости.

В XVII веке педагогика выделяется в самостоятельную прикладную науку о воспитании и образовании подрастающего поколения. Термин «педагогика» введен английским философом Фрэнсисом Бэконом в 1623 г. В его «Классификации наук» педагогика определена как «руководство чтением», т.е. практическая наука, помогающая освоить символически закрепленные знания о мире.

Чем больше человек познавал окружающий его мир, тем боль­ше появлялось мастеров-учителей, способных передать свои зна­ния и опыт ученикам. Целостный феномен учитель—ученик стано­вился все более многообразным, проникающим в различные сферы духовной и практической жизни. Это была многовековая предыс­тория педагогической деятельности, смысл которой — в глубин­ных основах человеческого бытия, во взаимоотношениях челове­ческих поколений, в развивающемся отношении людей к знаниям и опыту (умениям и навыкам в различных делах) как величайшей ценности, которую надо сберечь и передать другим, ибо без этой ценности невозможно само существование человека.

Становление педагогической деятельности как профессиональ­ной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному пре­данию, а также простой схеме воспитания, основанной на на­блюдении за действиями мастера, умелого человека, на смену под­ражанию его действиям приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая пе­редать ученикам это универсальное средство сохранения культур­ных ценностей. Наряду с учителем-мастером, передающим тайны своего ремесла, дела, опыта посредством наблюдения за его дея­тельностью, повторения его действий, непосредственного учас­тия в деле, появилась фигура учителя, способного дать своеобраз­ный «ключ» ко многим тайнам практического дела и духовного опыта, уже запечатленного в слове.

Изменение способа передачи накопленного культурного опыта от одного поколения к другому, от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным пред­назначением которых стала педагогическая деятельность. Человек, занимающийся этой деятельностью, стал особой фигурой в обще­стве. От него стало зависеть очень многое. Стали исчезать аноним­ность и коллективный характер обучения. Обучение, ранее неотде­лимое от бытовых, трудовых и иных отношений, стало постепенно самостоятельным видом отношений и деятельности.

Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали и от учителя особых знаний и подготовки. Он должен был быть готов к тяжелому по­вседневному труду, ибо именно это упорство, усердие, прилежа­ние он должен был передать своим ученикам. Наставляя ученика, требуя от него аскетизма, отречения от земных радостей, учитель должен был подготовить его к повторению своего собственного пути. Данные наставления мы находим в письменных памятниках народов древнего Востока: «Вставай на твое ме­сто! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой. Читай твоим ртом. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя». Не случайно в некоторых древних цивили­зациях учитель-наставник был весьма почитаемым человеком, а его деятельность считалась почетной — например, в древнем Ки­тае, в древней Индии, в древнем Египте.

Появление учителей в нашем понимании этого слова как наи­более типичных представителей педагогической деятельности не­разрывно связано с возникновением школы — особого места, где учат и учатся.

Надо думать, что уже в те далекие времена существовали разные типы учителей: учителя, главным средством которых были страх и наказание, и учителя, которые стремились заинтересовать ученика, открывали перед ним увлекательный путь познания.

Размышляя о развитии педагогической деятельности в исто­рическом плане, следует обратить внимание на личность тех лю­дей, которые ее воплощали. Объектом их деятельности были преж­де всего дети — ученики, наиболее чувствительная к любым внешним воздействиям, влияниям часть общества. Вероятно, в первую очередь отношение к детям стало «водоразделом» между типами людей, занимающихся педагогической деятельностью, критерием «злого» и «доброго» учителя, учителя, для которого главная цель — обучение и воспитание любой ценой, и учителя, для которого главный результат его деятельности — сам ребе­нок, его заинтересованная тяга к знаниям, его духовное преоб­ражение.

Историческое развитие педагогической деятельности имеет своим результатом уже в наше время переосмысление отноше­ний между учителем и учеником. Постепенно все больше стала осознаваться ограниченность субъект—объектных отношений в процессе обучения и воспитания, при которых ученик — только объект педагогических воздействий. Все больше стала цениться система субъект—субъектных отношений, в которых учитель и ученик взаимодействуют, влияют друг на друга, стремятся к вза­имопониманию, делаются способными к сопереживанию.

Учитель передавал ученикам и особый тип от­ношений между учителем и учеником (страх, ужас перед нака­занием и отношение к учению как тяжкому, безрадостному труду или, напротив, чувство радости от познания нового, интерес­ного, красивого). Надо думать, что уже в те далекие времена существовали разные типы учителей: учителя, главным средством которых были страх и наказание, и учителя, которые стремились заинтересовать ученика, открывали перед ним увлекательный путь познания.

Размышляя о развитии педагогической деятельности в исто­рическом плане, следует обратить внимание на личность тех лю­дей, которые ее воплощали. Объектом их деятельности были преж­де всего дети — ученики, наиболее чувствительная к любым внешним воздействиям, влияниям часть общества. Вероятно, в первую очередь отношение к детям стало «водоразделом» между типами людей, занимающихся педагогической деятельностью, критерием «злого» и «доброго» учителя, учителя, для которого главная цель — обучение и воспитание любой ценой, и учителя, для которого главный результат его деятельности — сам ребе­нок, его заинтересованная тяга к знаниям, его духовное преоб­ражение.

Историческое развитие педагогической деятельности имеет своим результатом уже в наше время переосмысление отноше­ний между учителем и учеником. Постепенно все больше стала осознаваться ограниченность субъект—объектных отношений в процессе обучения и воспитания, при которых ученик — только объект педагогических воздействий. Все больше стала цениться система субъект—субъектных отношений, в которых учитель и ученик взаимодействуют, влияют друг на друга, стремятся к вза­имопониманию, делаются способными к сопереживанию.

 

 

Третий вопрос: Непрофессиональная педагогическая деятельность»

Понятие «профессия» - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого определения, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофессиональную

Педагогическая деятельность - чрезвычайно широкое явление, охватывает многие сферы человеческой жизни. Как было отмечено, содержанием ее является обучение, воспитание и развитие человека. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые учат, и воспитывают.