Понятие и основные черты олигополии
Теория игр и поведение олигополиста
Картель и его устойчивость
5. Олигополистическая конкуренция
6. Монопольная власть и экономическая реформа в России
Понятие и основные черты олигополии
Олигополией называется рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Последнее не столь важно, ибо главное содержание олигополии заключается именно в небольшом количестве производителей.
Отсюда вытекают принципиальные отличия олигополии от других известных рыночных структур: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции. Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях. Этого нет при совершенной конкуренции, когда фирма просто приспосабливает свой выпуск к рыночной цене, остающейся неизменной вне зависимости от выпуска фирмы. В условиях монополии подобная проблема не возникает вообще, поскольку конкурентов здесь нет по определению. В случае монополистической конкуренции конкуренты имеются, но их настолько много, что решение одной фирмы (например, снижение цены) слабо затрагивает интересы остальных, так как сбыт каждой из них снижается незначительно.
Фундаментальной характеристикой олигополии является, таким образом, осознание фирмами своей взаимозависимости. Во всех остальных случаях фирмы ориентируются в своих действиях на рыночный спрос, являющийся своеобразным экраном действий всех конкурентов (когда они есть) и потребителей. При олигополии, напротив, каждая фирма в состоянии идентифицировать своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.
Подобно монополиям, олигополисты функционируют на разных уровнях. Так, на рынке мобильной телефонной связи в нашей стране доминируют три компании, «Аэрофлот» и «Трансаэро» являются олигополистами на некоторых авиационных маршрутах, в данном регионе действует несколько нефтяных компаний, в некоем поселке работают два продовольственных магазина.
Олигополисты, также как и монополисты и монопольно-конкурентные фирмы, обладают рыночной властью и являются ценоискателями. Это означает, что фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, но способна воздействовать на нее, а значит и на положение других фирм. Отсюда вытекает стратегическое поведение олигополий, когда решения принимаются в расчете на ту или иную реакцию конкурентов.
Олигополия сохраняется благодаря существованию барьеров, закрывающих или затрудняющих вход новых фирм на рынок. Эти барьеры могут быть следующими:
- Барьеры инстуционально-правового характера. Связаны с государственной политикой, предоставляющей ограниченному числу фирм исключительные права на деятельность в данной отрасли, таможенными ограничениями и т.д. В России в условиях усиления государственного присутствия в экономике движущей силой, поддерживающей существование монополий и олигополий, выступает неофициальное использование т.н. «административного ресурса». Федеральные или местные власти опекают связанные с ними фирмы, одновременно препятствуя деятельности других;
- Собственность на какой-либо ресурс. Бывает так, что только несколько фирм обладают необходимым для производства данной продукции ресурсом;
- Возрастающая отдача от масштаба, ведущая к сокращению затрат на единицу выпускаемой продукции по мере увеличения объема производства. В теме 11, п. 1 говорилось, что это может привести к возникновению естественной монополии. Но бывает и так, что минимальные затраты на единицу выпуска достигаются в том случае, когда на рынке остается не одна, а несколько фирм. Мы имеем в результате естественную олигополию;
- Абсолютные преимущества в затратах. Это означает, что уже укоренившиеся в отрасли фирмы имеют преимущества в затратах перед новичками при любых объемах выпуска. Последнее может быть следствием накопления действующими фирмами производственного и коммерческого опыта (т.н. «эффект обучения») либо успешно налаженной ими вертикальной интеграции, позволяющей получать необходимые ресурсы по пониженным тарифам;
- Дифференциация продукта. Бывает так, что для успеха на рынке необходимо предлагать потребителям всю гамму однородных товаров. Новичкам это может быть сложно, а кроме того старожилы отрасли пользуются, как правило, определенным кредитом доверия у покупателей.
Сложность изучения олигополии заключается в отсутствии единой, приемлемой для всех ситуаций модели олигополистического поведения, поскольку в каждом конкретном случае олигополист ведет себя так, как позволяют его собственные возможности и ожидаемая реакция конкурентов.
При этом существуют следующие основные формы олигополистического соперничества:
- конкуренция посредством изменения объема выпуска;
- конкуренция посредством изменения цены;
- конкуренция посредством дифференциации продукта.
Возможно, олигополисты вообще откажутся от соперничества, предпочтя ему сговор и формирование картеля.