Эмиссия и размещение облигаций ЦБ.
6. Денежное таргетирование — установление целевых ориентиров (верхних и нижних пределов) роста отдельных компонентов денежной массы (М1, М2, М3 и т.п.) в обращении.
По данным МВФ, на начало 2000-х годов таргетирование1 валютного курса осуществляли 109 стран мира2. Кроме него в качестве «якорей» также используются инфляционное и денежное таргетирование.
Денежное таргетирование — это установление целевых ориентиров прироста в обращении отдельных компонентов денежной массы (М1, М2, М3 и др.). Оно получило распространение со второй половины 1970-х годов. В тот период большинство стран отказалось от таргетирования валютного курса в результате распада Бреттон-Вудской валютной системы, перехода к плавающим валютным курсам и возрастания валютных рисков. В настоящее время денежное таргетирование используют в своей денежно-кредитной политике 60 стран. Однако развитие глобализации мировой экономики, растущая либерализация движения капиталов делает денежное таргетирование не слишком эффективным. Поэтому увеличивается количество стран, применяющих в денежно-кредитной политике инфляционное таргетирование (с 8 стран в конце 1970-х годов до 25 стран в начале 2000-х годов)3. Как режим денежно-кредитной политики оно впервые стало применяться в начале 1990-х годов в Канаде, Великобритании, Швеции, Новой Зеландии. К 2008 г. инфляционное таргетирование стали использовать все страны, входящие в зону евро, 11 развивающихся стран, а из государств СНГ — Казахстан (с 2002 г.)4.
Инфляционное таргетирование — это выбор определенного значения инфляции в качестве целевого ориентира и подчинение всей денежно-кредитной политики достижению запланированного уровня инфляции. По мнению специалистов, таргетирование инфляции имеет целый ряд преимуществ:
- снижаются инфляционные ожидания;
- повышается ясность денежно-кредитной политики центрального банка для населения и бизнеса;
- усиливается ответственность ЦБ за свои действия;
- дает возможность ЦБ сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку при использовании инфляционного таргетирования центральный банк не устанавливает жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Таргетирование инфляции включает следующие элементы:
1) публичное объявление среднесрочных значений целевого уровня инфляции;
2) выбор стабильности цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики;
3) более высокую прозрачность осуществления денежно-кредитной политики и планов ЦБ.
Для успешного применения инфляционного таргетирования необходимо выполнение ряда условий:
- наличие развитой финансовой системы страны;
- независимость ЦБ;
- наличие качественной методологии прогнозирования инфляции;
- макроэкономическая сбалансированность и разумная, сбалансированная бюджетно-налоговая политика.
Вместе с тем можно выделить и несколько факторов, снижающих действенность политики инфляционного таргетирования:
- широкое использование электронных денег;
- высокая мобильность движения капиталов.
В переходных экономиках, как особо подчеркивают специалисты, политика таргетирования инфляции сталкивается с существенными трудностями из-за большой степени неопределенности и рисков, недостаточного развития денежного рынка и национальной финансовой системы.
В условиях глобализации мировой экономики сужаются воз-можности ЦБ по использованию косвенных инструментов денежно-кредитной политики. Так, расширение доступа к зарубежным кредитным ресурсам, появление новых финансовых инструментов (операции репо, валютные свопы и т.п.) снижают зависимость национальных коммерческих банков от ЦБ в случае нехватки у них ликвидности, уменьшают потребность в кредитах рефинансирования, что, в свою очередь, уменьшает регулирующую роль ставки рефинансирования центрального банка в проведении денежно-кредитной политики. В условиях открытой экономики с помощью ставки рефинансирования становится значительно труднее регулировать величину денежной массы в обращении. К примеру, увеличение ставки рефинансирования, вводимое для ограничения денежной массы в обращении, может привести к обратным результатам, увеличивая приток спекулятивного капитала в страну.