Меры по развитию конкуренции
Норма ст. 8 Конституции РФ, устанавливая гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров работ и услуг, свободы экономической деятельности, причисляет к ним поддержку конкуренции.
Законодательные меры, обеспечивающие развитие конкуренции, можно разделить на следующие группы:
· меры стимулирующего характера;
· меры по защите конкуренции;
· меры пресечения антиконкурентного поведения;
· меры предупреждения антиконкурентного поведения.
Меры стимулирующего характера побуждают хозяйствующих субъектов к соперничеству, соревновательности, формируют у предпринимателей заинтересованность в соблюдении конкурентных правил, создают возможности для осуществления предпринимательской деятельности в конкурентных условиях. К мерам стимулирующего характера относятся:
развитие инфраструктуры;
· ликвидация необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров;
· таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
· использование инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки;
· поддержка малого и среднего предпринимательства;
· совершенствование системы государственных и муниципальных закупок;
· информационное и кадровое обеспечение конкуренции и пр.
Меры по защите конкуренции направлены на исключение какого-либо негативного воздействия на конкуренцию и находят свое выражение в необходимости выполнения устанавливаемых антимонопольным законодательством установлений. Здесь нарушения выражаются не в антиконкурентном использовании хозяйственной и/или публичной компетенции, а нарушении предписываемых законом процедур, что и приводит к умалению конкуренции.
К мерам по защите конкуренции относятся:
· установление антимонопольных требований к торгам (ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции»);
· определение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»);
· установление особенностей отбора финансовых организаций (ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции»).
Меры пресечения антиконкурентного поведения выражаются в установлении целого ряда запретов, адресованных хозяйствующим субъектам и органам власти, использующим хозяйственную и/или публичную компетенцию во вред конкуренции:
· запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»);
· запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов (ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»);
· запрет на координацию экономической деятельности (ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»);
· запрет на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»);
· запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти (ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»);
· запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов государственной власти (ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции»).
Меры предупреждения антиконкурентного поведения проявляют себя в применении мер принуждения путем установления запрета на совершение определенного действия только при условии проведения ретроспективного или перспективного анализа воздействия на состояние конкуренции совершённого действия или действия, предполагаемого к совершению.
К мерам, направленным на предупреждение антиконкурентного поведения, следует отнести следующие:
· предоставление государственных или муниципальных преференций с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 19-21 ФЗ «О защите конкуренции»);
· осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 27-35 ФЗ «О защите конкуренции») путем установления категорий сделок и действий, осуществление которых возможно с предварительного согласия антимонопольного органа, либо об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган;
· осуществление государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с законом (ст. 35 ФЗ «О защите конкуренции»).