Понятие конкуренции
Лекция 13.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1.Понятие конкуренции
2.Меры по развитию конкуренции
3.Антиконкурентное поведение и ограничение конкуренции
4.Понятие монополий и доминирующего положения на рынке
5.Понятие и цели антимонопольного регулирования
6.Состав антимонопольного законодательства РФ
7.Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
Литература:
1.Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008.
2.Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. – СПб.: Нестор-История, 2012. – 160 с.
3.ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
4.Положение о Федеральной антимонопольной службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 331)
5.Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС РФ от 26.01.2011 года № 30)
Понятие конкуренции
Законодатель в п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» сформулировал понятие конкуренции следующим образом: «Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяются ФЗ «О защите конкуренции» путем закрепления, с одной стороны, мер по поддержке конкуренции, а с другой стороны – мер предупреждения и пресечения как монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, так и недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
Конкуренция может существовать только в рыночной экономике и неотделима от понятия «рынок».
Действующее законодательство рассматривает рынок как территорию фактического распространения (обращения) товаров, используя тем самым экономическое толкование и понимание границ рынка.
Пункт 4 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет товарный рынок как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.
Структурно рынок состоит из следующих элементов:
· установленные и санкционированные правила обращения товаров, работ, услуг;
· объекты, по поводу которых субъекты вступают в отношения между собой;
· субъекты, действующие на рынке с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребительских интересов;
· определенные границы, в пределах которых товар будет обращаться, а субъекты будут иметь возможность вступать в отношения между собой.
В свете правового регулирования рынка главную заботу государства составляют организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.