Понятие конкуренции

Лекция 13.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1.Понятие конкуренции

2.Меры по развитию конкуренции

3.Антиконкурентное поведение и ограничение конкуренции

4.Понятие монополий и доминирующего положения на рынке

5.Понятие и цели антимонопольного регулирования

6.Состав антимонопольного законодательства РФ

7.Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Литература:

1.Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008.

2.Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. – СПб.: Нестор-История, 2012. – 160 с.

3.ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ

4.Положение о Федеральной антимонопольной службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 331)

5.Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС РФ от 26.01.2011 года № 30)

Понятие конкуренции

Законодатель в п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» сформулировал понятие кон­куренции следующим образом: «Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными дей­ствиями каждого из них исключается или ограничивается воз­можность каждого из них в одностороннем порядке воздейство­вать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяются ФЗ «О защите конкуренции» путем закрепления, с одной стороны, мер по поддержке конкуренции, а с другой стороны – мер предупрежде­ния и пресечения как монополистической деятельности и недобро­совестной конкуренции, так и недопущения, ограничения, устра­нения конкуренции.

Конкуренция может существовать только в рыноч­ной экономике и неотделима от понятия «рынок».

Действующее законодательство рассматривает рынок как тер­риторию фактического распространения (обращения) товаров, используя тем самым экономическое толкование и понимание границ рынка.

Пункт 4 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет товарный рынок как сферу об­ращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаме­няемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, техниче­ской или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообраз­ность отсутствуют за ее пределами.

Структурно рынок состоит из следующих элементов:

· установленные и санкционированные правила обращения товаров, работ, услуг;

· объекты, по поводу которых субъекты вступают в отношения между собой;

· субъекты, действующие на рынке с целью извлечения при­были и удовлетворения потребительских интересов;

· определенные границы, в пределах которых товар будет об­ращаться, а субъекты будут иметь возможность вступать в отноше­ния между собой.

В свете правового регулирования рынка главную заботу государ­ства составляют организационные и правовые основы предупре­ждения, ограничения и пресечения монополистической деятель­ности и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.