Темы курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению
Курсовая работа является одним из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования.
Курсовая работа – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.
Целью курсовой работы в соответствии с государственными образовательными стандартами является выработка навыков проведения теоретического научного исследования. Задачами курсовой работы являются овладение методами сбора и обработки теоретической информации, обобщение опыта практической деятельности в истории и современности, формулирование выводов.
В процессе выполнения курсовой работы по дисциплине «Социальная педагогика» у студента формируется умение осознанного выбора инструментария (методов, приемов, условий, форм, технологий, средств) исследовательской деятельности.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности:
· собирать и обрабатывать научную информацию по определенной проблеме и теме исследования;
· выделять основные понятия, характеризующие социально-педагогическое явление или процесс;
· обобщать опыт практической деятельности социального педагога по определенной проблеме;
· логически обосновывать и формулировать выводы.
Студент выполняет курсовую работу по утвержденной теме в соответствии с заданием под руководством преподавателя, являющегося его научным руководителем.
Научный руководитель составляет задание на курсовую работу. Текущее руководство курсовой работой включает консультации, с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту, контроль за выполнением работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы.
«Задание на выполнение курсовой работы» является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы, а также сроки предоставления работы на кафедру в завершенном виде. В «Задании» указывают: тему курсовой работы, перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке, сроки сдачи выполненной курсовой работы на кафедру.
При подготовке курсовой работы следует ознакомиться с предложенной информацией и акцентировать внимание на главных положениях имеющихся разделов.
Задания к выполнению курсовых работ:
1. Выберите тему курсовой работы и согласуйте её с научным руководителем.
2. Составьте план курсовой работы.
3. Составьте список исследуемых источников.
4. Проанализируйте источники в соответствии с планом курсовой работы.
5. Определите содержание понятийного аппарата курсовой работы.
6. Напишите черновой вариант курсовой работы и обсудите его с научным руководителем.
7. Исправьте замечания и предоставьте окончательный вариант текста курсовой работы научному руководителю.
8. Защитите Вашу работу на заседании кафедры социальной педагогики и психологии.
Структура курсовой работы
Структура курсовой работы включает обязательные элементы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы.
Введение к курсовой работы раскрывает актуальность исследуемой проблемы, описывает степень ее разработанности, обозначает научный аппарат работы, фиксирует формальную структуру работы.
Научный аппарат, содержание курсовых работ имеют свои особенности и общий алгоритм исполнения. Определим основные элементы научного аппарата исследования в соответствии с концепцией В.В. Краевского и Е.В. Бережновой, обозначенной в книге «Методология педагогики»[1].
1. Проблема исследования.Определение проблемы исследования связано с выделением направления исследования, в котором отдельные вопросы могут получить определенное осмысление[2]. Проблемы могут быть выделены на разных уровнях научного познания: методологическом, историческом, теоретическом, технологическом.
И.А. Липский[3] в работе по методологии социальной педагогики выделил множество направлений исследований. В качестве основных можно определить следующие: методологические проблемы социальной педагогики (связь социальной педагогики с другими науками, мировоззренческие основы социальной педагогики, теоретические подходы к исследованию социально-педагогических проблем и др.); исторические проблемы социальной педагогики (становление научных школ в социальной педагогике, развитие социально-педагогических идей в России, социально-педагогические взгляды П. Наторпа и др.); теоретические проблемы социальной педагогики (особенности социального воспитания и социализации разных категорий населения, особенности социального развития в разные возрастные периоды, особенности социально-педагогической деятельности с разными категориями населения и в разных учреждениях и т.д.); проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов (общие и специальные компетенции социальных педагогов, особенности формирования отдельных компетенций социального педагога в процессе профессиональной подготовки и т.д.).
Курсовая работа может быть выполнена в контексте любого из указанных направлений, иметь свое собственное наименование, сформулированное как исследуемая проблема.
2. Тема курсовой работы. Тема курсовой работы должна соответствовать области социально-педагогического знания, проблеме исследования, быть актуальной для современной практики социально-педагогической деятельности, перспективной для дальнейшей разработки на уровне дипломной работы.
Тема курсовой работы, по словам В.В.Краевского[4], должна показывать движение от привычного к новому, определять столкновение известного с тем, что нового будет показано в данном исследовании. При формулировании темы курсовой работы следует выделять специфический аспект в теоретически описанных социально-педагогических явлениях, который интересен студенту и будет им специально рассматриваться.
Выбор темы курсовой работы может осуществляться на основе рекомендуемых кафедрой тем или на основе собственного научного интереса студента. При этом второй вариант выбора темы является более предпочтительным в контексте гуманитарной парадигмы педагогических исследований. Так как курсовая работа по дисциплине «Социальная педагогика» является второй, можно предположить, что студентом уже начата работа по исследованию определенной социально-педагогической проблемы. При окончательном определении темы курсовой работы студенту необходимо проконсультироваться с его научным руководителем.
3. Объект исследования. Объект социально-педагогического исследования формируется в процессе изучения конкретной проблемы, фиксирует объективную социально-педагогическую реальность. Объект конкретного социально-педагогического исследования должен соотноситься с объектом самой научной дисциплины.
Сложность в определении объекта связана с методологической неопределенностью обозначения объекта в педагогике и социальной педагогике. Анализ учебных пособий по педагогике и социальной педагогике показывает, что часть авторов называют в качестве объекта педагогики и социальной педагогики человека или человека, нуждающегося в социально-педагогическом обслуживании. Другая часть авторов объектом педагогики и социальной педагогики считает процесс формирования определенных знаний, умений, навыков, процесс социального воспитания, процесс социально-педагогической деятельности.
С точки зрения гуманитарной парадигмы исследования, студент имеет право опираться на разные позиции в определении объекта. Следует помнить, что выбранную позицию студенту необходимо обосновать, выделить значимые научно объективные аргументы собственного выбора.
4. Предмет исследования. Предмет конкретного исследования указывает на аспект рассмотрения объекта, значимый для студента.
В работах по методологии педагогики часто дискутируется вопрос отношения объекта и предмета исследования, указывается типичная ошибка рассмотрения данных понятий через категории «целое» и «часть целого». В.В.Краевский пишет: «Предмет – не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе»[5]. Далее автор предлагает формулировать предмет через определение объекта с расшифровкой «как». Уточнение и будет указывать на аспект рассмотрения.
Если рассматривать обозначение предмета в рамках социальной педагогики, то на наш взгляд, данное уточнение будет наглядно представлять аспект процессов, с точки зрения некоторых в которых будет произведено исследование. Социальная педагогика исследует процессы социального воспитания, социального развития, социализации, дезадаптации, реабилитации, социально-педагогической деятельности, профессиональной подготовки, развития научного теоретического знания. Поэтому уточнение объекта через специфические аспекты указанных процессов имеет определенную целесообразность.
5. Цель исследования.Цель конкретного исследования формулируется автором после первичного ознакомления с источниками по проблеме исследования, представляет собой «результат, который намерены получить в ходе исследования»[6]. Широко распространенное положение связи цели и результата не дает четкого представления о формулировании цели конкретного социально-педагогического исследования.
Для уточнения методологической позиции в отношении категории «цель исследования» обратимся к нескольким тезисам В.В.Краевского.
В первом тезисе автор различает понятия «цель» и «результат практической педагогической деятельности и научной деятельности». «Цель работы учителя – обученность и воспитанность, как качества личности. Результатом педагогической науки являются знания»[7].
Таким образом, цель и результат практической деятельности связаны с изменением личностных качеств воспитанника, изменением его уровня обученности.
Цель и результат научной исследовательской работы ориентирован на получение нового знания, которое выражается в открытии законов, формулировании принципов, правил педагогической деятельности и т.д.
В другом тезисе В.В. Краевский дифференцирует цели фундаментальных и прикладных наук. «Цель фундаментальной науки – знание о мире как он есть сам по себе, т.е. объективная картина мира. Конечная цель науки прикладной – предписание для производства, т.е. точный и технологически эффективный рецепт. Поиски истинного знания – самодовлеющая цель фундаментального исследования; для прикладного – истина инструментальная, а самодовлеющей ценностью является технологическая эффективность знания»[8].
На основании приведенного тезиса можно утверждать, что существуют различие целей фундаментального и прикладного исследований: одни ориентированы на получение знания, другие – на разработку технологий.
В третьем тезисе В.В.Краевский уточняет, на понятийном уровне, содержание прикладных целей. «Прикладные работы намечают на «выходе» разработку методик, рекомендаций, спецкурсов и других материалов нормативного характера, обозначающих направленность исследования в самой формулировке цели»[9]. Следовательно, конкретные формулировки целей в прикладном исследовании связаны с использованием понятий «методика», «рекомендации», «технология» и др.
Обобщая приведенные тезисы, можно уточнить понимание сущности целей педагогического исследования для курсовой работы по социальной педагогике.
Во-первых, исходя из особенностей теоретической дисциплины «Социальная педагогика» и характеристик целей фундаментального исследования, можно констатировать, что целью исследования данной курсовой работы может быть получение раннее неизвестного студенту знания об особенностях процессов социального воспитания, социализации, социального развития, дезадаптации, реабилитации и др. Во-вторых, цель курсовой работы может носить и ограниченно прикладной характер.
В качестве цели прикладного характера курсовой работы по социальной педагогике следует признать подобные формулировки: «Цель курсовой работы: определить целесообразность использования целей античного социального воспитания в современном социальном воспитании России».
В-третьих, цель курсовой работы по социальной педагогике не должна быть ориентирована на совершенствование практики социально-педагогической деятельности или повышение уровня воспитанности различных категорий населения, т.к. это цели практической деятельности. Недопустимо формулировать цели на уровне разработки методики социально-педагогической деятельности, т.к. данные цели приемлемы для курсовой работы по «Методике и технологии работы социального педагога».
6. Задачи исследования. Задачи исследования определяют последовательность и глубину рассмотрения темы исследования. В.В.Краевский[10] отмечает, что формулируя задачи, ученый обозначает логику своего исследования, как бы ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общих целей.
В рамках общей направленности курсовой работы по «Социальной педагогике» задачи исследования ориентированы на методологическое обоснование логики исследования, раскрытие основных понятий, изучение современных социально-педагогических теорий, обобщение практики решения рассматриваемой проблемы в истории и на современном этапе, что позволит получить углубленное знание по конкретной социально-педагогической проблеме.
Главы и параграфы отражают основное содержание курсовой работы.
Заключение к курсовой работе обобщает полученные выводы в соответствии с поставленными задачами либо в соответствии со структурой глав или параграфов.
Список литературы включает все источники, с которыми работал автор при написании курсовой работы. Источники дифференцируются по следующим группам: нормативные источники, монографии, научные статьи, учебная литература, Интернет-источники, источники на иностранных языках.
Содержание курсовой работы
При определении содержания курсовой работы можно воспользоваться следующими рекомендациями.
Первая глава курсовой работы посвящена выделению историко-методологических, теоретических основ изучения проблемы.
В первом параграфе предлагается осветить материал по историографии изучаемой проблемы. Студенту следует описать источники, на основании которых будет произведено исследование. Источники должны быть упорядочены либо по этапам изучения проблемы, либо по аспектам изучаемой проблемы.
Во втором параграфе предлагается определить понятийное поле исследования изучаемой проблемы. Студенту следует описать понятийную схему (набор понятий), посредством которой будет производиться дальнейший анализ.
Во второй главе студенту предлагается рассмотреть современное понимание терминов, раскрывающих проблему и тему исследования, показать практические пути решения конкретной проблемы.
В первом параграфе второй главы предлагается построить модель современного понимания отдельных положений изучаемого процесса на основе анализа современных социально-педагогических, педагогических, психологических, социологических теорий.
Во втором параграфе второй главы предлагается обобщить опыт практической деятельности в решении конкретной социально-педагогической проблемы, указать какие теоретические положения эффективно работают на практике, какие теоретические положения совершенно не используются в практике.
Продемонстрируем разработку научного аппарата курсовой работы по социальной педагогике и ее структуру на конкретном примере.
Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна соответствовать следующим формальным квалификационным требованиям:
· оформление в соответствии с требованиями ГОС;
· упорядоченная структура работы: введение, главы, параграфы, заключение, библиографический список, приложения;
· объем содержания курсовой работы должен быть не менее 40 страниц формата А4 (без приложений), объем анализируемых источников не менее –
40;
· этапы процедуры подготовки, написания и защиты: согласование темы с научным руководителем, утверждение темы на заседании кафедры, теоретическая разработка проблемы, проверка руководителем, исправление замечаний, публичная защита.
При оформлении содержания курсовой работы по дисциплине «Социальная педагогика» следует учитывать следующие требования:
· представленность научного аппарата курсовой работы (тема, объект, предмет, цели, задачи в соответствии с содержанием дисциплины «Социальная педагогика»);
· научный стиль изложения текста, включающий анализ, аргументирование, доказательство, обобщение, выводы;
· отражение основных понятий проблемного поля исследования; историография проблемы, основные теории, отечественный и зарубежный опыт решения рассматриваемой проблемы.
· раскрытие содержания глав, параграфов курсовой работы на основе анализа учебной, научной литературы, анализ существующей практики социально-педагогической деятельности по печатным и иным источникам;
· приложения формируются по инициативе самого студента, включают анализируемые материалы, программы, фотоматериалы и др;
· экспериментальная часть курсовой работы не предусмотрена. Констатирующий эксперимент может быть включен по инициативе студента и руководителя, с целью обобщения практики решения социально-педагогической проблемы в указанной территории или учреждении.
Пример оформления структуры курсовой работы.
социально-педагогической проблемы в указанной территории или учреждении.Пример оформления структуры курсовой работы.
Проблема исследования: социализация подростков в контексте определенного типа поселения.
Тема исследования: особенности социализации подростков в условиях малого промышленного города.
Объект исследования: социализация подростков в условиях малого промышленного города.
Предмет исследования: социализация подростков в условиях малого промышленного города как закономерный процесс социализации подростков, имеющий специфические особенности.
Цель исследования: выявить общие закономерности и особенные характеристики процесса социализации подростков в условиях малого промышленного города, определить возможности применения теоретических положений на практике.
Задачи исследования:
1. Составить историографию исследования проблемы социализации подростков в условиях малого промышленного города.
2. Определить круг основных понятий, характеризующих процесс социализации подростков.
3. Выделить современные подходы к пониманию особенностей процесса социализации подростков в условиях малого промышленного города.
4. Обобщить практику использование знаний об особенностях процесса социализации подростков в условиях малого промышленного города в деятельности социальных педагогов России и Европы.