Тема 1. Философия детства как составная часть социально-педагогического знания
Детство как социокультурный феномен и предмет междисциплинарного исследования. Философские основы теории детства.
Философско-методологический анализ педагогической, социально-психологической, социально-педагогической и психологической моделей детства. Детство в структуре культуры. Детство и общество. Детская картина мира: методология исследования, значение, возможности использования в социально-педагогическом процессе. Темы детского философствования. Детство как социальный феномен современной российской действительности. Феноменологическая концепция детства. Социокультурные смыслы детства: исторический анализ (язычество, христианство, Новое время, современность). Этнография детства. Детское самосознание и этническая социализация: сравнительно-исторический анализ. Детство как объект социологического анализа: место и значение в социальной структуре общества, цели и средства воспитания, взаимодействие института социализации с другими социальными институтами, социальный контроль и коррекция.
Тема 2. Общество и социальное воспитание
Общество и воспитание. Влияние временных характеристик общества и уровня развития экономической, социальной и духовной сфер на формирование государственной системы воспитания.
Всеобщие, типичные и особенные компоненты в государственной системе социального воспитания.
Воспитание человека в обществе как воспроизводство человеческих ресурсов. Воспитание по механизму простого воспроизводства. Воспитание по механизму расширенного воспроизводства. Воспитание творческой и нетворческой личности в обществе. Социально значимая и асоциальная личность в обществе.
Непредсказуемость результатов социального воспитания конкретной личности в обществе.
Тема 3. Культура как основа содержания социального воспитания
Содержание и формы освоения дописьменной, письменной и экранной культуры в процессе социального воспитания. Освоение материальной, нематериальной и художественной культуры в процессе социального воспитания. Освоение каждого явления культуры через обозначение понятия, отнесение к определенному классу культурных явлений, выделение ценности культурного явления и правил обращения с ним. Массовое и элитарное воспитание как освоение разных форм культуры. Культурный конфликт в процессе социального воспитания.
Тема 4. Религия в процессе социального воспитания
Религия как система верований о сущности сил, которые, в конечном счете, управляют судьбой человека, природой и обществом. Религия как религиозные общности и религиозные секты. Религия как совокупность священных явлений и предметов. Религия как совокупность верований – системы мировоззрения. Религия как совокупность ритуалов. Типы религий. Мировые религии (христианство, мусульманство, иудаизм и др.), секты (муна, старообрядческие и др.).
Социальное предназначение религии: отражение и укрепление социальных связей. Функции религии в процессе социализации человека: ценностно-ориентационная, регулятивная, коммуникативная, милосердная, компенсаторная (утешительная), миссионерская.
Тема 5. Государство как субъект социального воспитания
Механизмы воспитания личности в государстве: включение человека в процессы жизнедеятельности, регулируемые государством; государственное определение стандартов образования и воспитания; формирование общественного сознания.
Формы общественного сознания: идеология, политика, нравственность, право, наука, искусство, религия, антиобщественное сознание. Направления общественного воспитания: идеологическое, гражданско-политическое, нравственное, правовое, эстетическое, религиозное, антиобщественное, научное образование.
Результат общественного воспитания: сформированность мировоззрения, эстетического вкуса, логического мышления; развитая способность к оценке и анализу политических событий; устойчивое нравственное, правовое, религиозное поведение; антиобщественное поведение.
Тема 6. Коллектив как субъект социального воспитания
Коллектив как объединение людей на основе общих целей и задач для выполнения совместных действий и оказания взаимопомощи при постоянстве контакта и определенной структурной организации. Соотношение понятий «коллектив» и «группа». Стадии развития детского воспитательного коллектива.
Функции коллектива по отношению к личности: включение личности в деятельность; включение личности в самоуправление; воспитание, перевоспитание, социализация; удовлетворение потребностей личности в общении, познании, самоутверждении; формирование у личности чувства собственного достоинства; защита личности.
Механизмы воспитания личности в коллективе: воспитание через направленность коллектива; воспитание через сплоченность коллектива, воспитание через структурную организацию коллектива (технологическая, квалификационная, административная структуры); воспитание через поддержание положительного психологического климата в коллективе; воспитание через стили педагогического руководства.
Тема 7. Семья как субъект социального воспитания
Семья как малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Процессы жизнедеятельности семьи: биологические, нравственные, правовые, эстетические, педагогические, психологические, хозяйственно-экономические.
Сущность семейного воспитания. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье: социальная микросреда семьи; внутрисемейная и внесемейная деятельность; традиции родового семейного воспитания.
Принципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.
Направления семейного воспитания: физическое, трудовое, нравственное, эстетическое, умственное. Методы семейного воспитания: личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.
Семейное неблагополучие. Типология семейного неблагополучия: воспитание по “типу Золушки”; гиперопека; гипоопека; противоречивое воспитание; воспитание в условиях семейного алкоголизма.
Формы работы социального педагога с семьей: проведение лекций, пропаганда педагогической литературы, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, создание семейных клубов, организация психолого-педагогических консультаций и др.
Раздел 4. Социальное развитие несовершеннолетних
Тема 1. Этапы социального развития несовершеннолетних
Социальное развитие несовершеннолетних как объективный процесс социального взросления, обусловленный физическим и психическим развитием ребенка и требованиями общества. Стадии социального развития несовершеннолетних: стадия незрелого самосознания (0–10 лет); стадия активного формирования самосознания, социальной позиции субъекта деятельности (10–17 лет). Фазы социального развития несовершеннолетних: осознания «Я в мире» (0–6 лет); осознания особенностей функционирования людей (6–10 лет); осознания себя как субъекта деятельности, формирование системы интересов (10–14 лет); фаза самооценки, рефлексии жизненного пути, стремления к профессиональному и социальному самоопределению, самореализации (14 –17 лет).
Тема 2. Потребности как основа социального развития несовершеннолетних
Потребности как ведущая жизненная сила социального развития. Доминирующие потребности дошкольников: физические и физиологические; в безопасности; в эмоциональном контакте с взрослым, в двигательной активности и игре.
Доминирующие потребности младшего школьного возраста: потребность в удовольствии; потребность в эмоциональном насыщении; потребность в свободе; потребность в познавательной деятельности. Доминирующие потребности подростка: потребность в общении; потребность в уважении; потребность в персонализации; потребность познания в интересующей сфере. Доминирующие потребности юношеского возраста: потребность в профессиональном самоопределении; потребность в социальном самоопределении; потребность самовыражения; потребность самореализации.
Формирование социально значимых способов удовлетворения потребностей в системообразующих видах деятельности: непосредственном эмоциональном общении со взрослыми, предметно-манипулятивной деятельности, ролевой игре, учебной деятельности, общении, учебно-профессиональной деятельности.
Тема 3. Задачи социально-педагогического сопровождения
Задачи социально-педагогического сопровождения: создание условий для формирования социально значимых способов удовлетворения потребностей и организация системообразующих видов деятельности.
Раздел 5. Социальная дезадаптация
Тема 1. Категориальные признаки дезадаптации
Социальная адаптация и дезадаптация. Позитивное значение социальной дезадаптации. Основное противоречие, приводящее к состоянию дезадаптации: требования среды и возможности человека.
Степень дезадаптации. Защитные поведенческие реакции – основа определения степени дезадаптации. 1 степень – поведение конформиста, 2 степень – агрессивное поведение, 3 степень – поведение самоизоляции.
Причины дезадаптации как основа определения типов и видов дезадаптации: внешние, внутренние.
Типы дезадаптации: экзогенная, эндогенная. Виды дезадаптации: институциональная, межличностная, средовая, патогенная, психологическая, функциональная. Сферы межличностной дезадаптации: семья, официальный коллектив, среда неформального общения. Категории дезадаптированных лиц.