Плюсы и минусы олигополии

«+» – т.к. олигополисты взаимозависимы → они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно; нет искусственных цен; власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства; постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию ПХД и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.

«–»– технологические и др. барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции; барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами; при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.

В целях прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля-Хиршмана. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли (т.е. оценивается доля каждой фирмы в общем объеме продаж в отрасли в процентах).

– некое число квадратов фирм, начиная с первой.

Примеры:

1) На рынке 5 фирм, доля каждой составляет 20%,

т.е. Н = 202×5=2000.

 

2) На рынке 4 фирмы с долями 60, 20, 10, 10%, то

Н = 602+202+102+102 = 3600+400+100+100=4200.

 

3) Если чистая монополия (1 участник), то S1 = 100%, следовательно Н = 1002=10000.

 

4) Дуополия (две фирмы с относительно равными долями, т.е. по 50%), то

Н = 502+502=5000.

 

5) Если 100 фирм по 1% (доля), то

.

Н – указывает на степень концентрации рынка.

Если Н < 1000 – концентрация рынка считается низкой, следовательно, имеет место активная конкуренция олигополистов.

Если Н ≥ 1800 – это признак высокой концентрации, следовательно, существует опасность монополии.