Описание того, как следует сидеть между двумя земными поклонами

 

Во время пребывания в сидячем положении между двумя земными поклонами, согласно Сунне, следует сидеть распростерев ноги, при этом левая нога молящегося будет согнута под себя, и он будет сидеть на ней, а правая нога будет поставлена так, что её пальцы будут направлены в сторону Къиблы.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يفرش رجله اليسرى وينصب اليمنى ﴾ رواه البخاري ومسلم .

«(Когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (садился), он подворачивал левую ногу и держал стопу правой (ноги) вертикально». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[94]

Передают от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими:

 

﴿ من سنة الصلاة أن ينصب القدم اليمنى واستقباله بأصابعها القبلة ، والجلوس على اليسرى ﴾ رواه النسائي .

«Ставить стопу правой ноги вертикально с пальцами, повернутыми в сторону Къиблы, и садиться на левую ногу – является Сунной молитвы». Этот хадис передал ан-Насаи 2/236.[95]

Нафи’ сказал:

﴿ كان ابن عمر إذا صلى استقبل القبلة بكل شئ حتى بنعليه ﴾ رواه الاثرم .

«Когда Ибн ‘Умар, молился, то он целиком поворачивался в сторону Къиблы даже своими сандалиями».Этот хадис передал аль-Асрам.

А в хадисе Абу Хумайда, в котором описывается молитва посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается:

 

﴿ ثم ثنى رجله اليسرى وقعد علهيا ، ثم اعتدل حتى رجع كل عظم موضعه ، ثم هوى ساجدا ﴾ رواه أحمد وأبو داود والترمذي وصححه .

«Затем он подворачивал свою левую ногу и садился на неё. Затем он (сидя) выпрямлялся так, пока каждый сустав не становился на свое место, после чего совершал земной поклон». Этот хадис передал Ахмад 5/424, Абу Дауд 734, Ибн Маджах 863 и ат-Тирмизи 260, который подтвердил его достоверность.[96]

Также передают о желательности «аль-ика‘а», что означает: укладывание ступней ног и сидение на пятках. Абу ‘Убайда сказал: «Это мнение хадисоведов».

Передают со слов Абу аз-Зубайра, что он слышал, как Тавус говорил:

 

﴿ قلنا لابن عباس في الا قعاء على القدمين . فقال ﴿ هي السنة ﴾، قال : فقلنا : إنا لنراه جفاء بالرجل . فقال ﴿ هي سنة نبيك صلى الله عليه وسلم﴾ ﴾ رواه مسلم .

«Мы спросили Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о пребывании в сидячем положении на ступнях ног/икъ’аъ/, и он сказал: “Это (является) Сунной”. (Тавус) сказал: “Мы сказали: “Мы считаем, что человеку будет слишком трудно (садиться таким образом)”. Он сказал: “Это - Сунна твоего пророка, да благословит его Аллах и приветствует”». Этот хадис передали Муслим 536, Абу Дауд 845, ат-Тирмизи 283.

От Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что, когда он поднимал голову с первого земного поклона, он садился на пальцы ног и говорил: «Это из Сунны».

وعن طاووس قال : رأيت العبادلة يعني عبد الله بن عباس وعبد الله بن عمر وعبد الله بن الزبير يقعون .

Сообщается, что Тàвус сказал:

«Я видел как ‘Абдулахи, имея в виду ‘Абдуллу ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллу ибн ‘Умара и ‘Абдуллу ибн аз-Зубайра, да будет доволен ими всеми Аллах, садились на пятки». Последние два сообщения передал аль-Байхакъи 2/119. Аль-Хафиз сказал: «Его иснад является достоверным».

Что касется «аль-икъ’аъ», в смысле – «сидение ягодицами на земле подняв колени», то это является нежелательным/макрух/, в чем едины во мнениях ученые.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

﴿ نهاني النبي صلى الله عليه وسلم عن ثلاثة : عن نقرة كنقرة الديك ، وإقعاء كاقعاء الكلب ، والتفات كالتفات الثعلب ﴾ رواه أحمد والبيهقي والطبراني وأبو يعلى . وسنده حسن .

return false">ссылка скрыта

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил нам три вещи: клевать подобно клеванию петуха[97], садиться подобно сидению собаки/аль-икъ’аъ/, и оборачиваться, как оборачивается лиса».Этот хадис передал Ахмад 2/311, аль-Байхакъи 2/120, ат-Табарани и Абу Я’ля 2619 и его иснад является хорошим.

Тому, кто садится между двумя земными поклонами, желательно сесть, положив правую руку на правое бедро, а левую руку - на левое, пальцы должны быть вытянуты и направлены в сторону Къиблы, будучи слегка растопырены и не должны выступать за колени.

 

Мольба/ду’а/ между двумя земными поклонами

 

Между двумя земными поклонами, желательно обратиться (к Аллаху) с одной из следующих ду’а, и при желании можно повторить ее.

Ан-Насаи 2/231 и Ибн Маджах 897 передали (хадис) от Хузайфы, да будет доволен им Аллах:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يقول بين السجدتين : ﴿ رب اغفر لي ﴾

«Между двумя земными поклонами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Господь мой, прости меня”»/Раббигъ-фирли/.[98]

Абу Дауд (850) передал от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يقول بين السجدتين ﴿ اللهم اغفر لي وارحمني وعافن¡هم اغفر لي وارحمني وعافني واهدني وارزقني ﴾ ﴾

«Между двумя земными поклонами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “O Аллах, прости меня, и помилуй меня, избавь меня и выведи меня на путь истинный, и даруй мне средства к существованию”»/Аллахуммагъ-фирли, ва-рхамни, ва ‘àфини, ва-хдини, вар-зукъни/.[99]

 

15. Пребывание в сидячем положении для передышки /джаласати-ль-истираха/

 

Это короткий промежуток времени, при котором молящийся садится после второго земного поклона первого рак’ата, перед тем, как встать для совершения второго рак‘ата, и после (совершения) второго земного поклона третьего рак’ата, перед тем как встать для четвертого рак’ата.

Мнения богословов, следуя расхождению хадисов, разошлись по этому вопросу.

Мы процитируем заключение Ибн Къаййима по данному вопросу. Он сказал: «Богословы расходятся во мнениях (по этому вопросу): является ли это сунной молитвы, которую желательно совершать для каждого, или это не относится к суннам, и прибегают к нему только по необходимости? На этот сче есть два мнения и оба они переданы от Ахмада, да помилует его Аллах. Аль-Халлàль сказал:

«На счет того, чтобы садиться для передышки, Ахмад ссылается на хадис Малика ибн аль-Хувайриса и он сказал: «Йсуф ибн Муса сообщил мне, что Абу Умаму спросили (о тот как следует вставать с земного поклона), и он сказал: “(Это нужно делать, опираясь) на кончики (пальцев) ног согласно хадису Рафа’а”».

В хадисе ибн ‘Аджляна, имеется подтверждение того, что он опирался на кончики (пальцев) ног. Группа из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто описывал его молитву, не упомянули о том, что он так садился, но оно упомянуто в хадисе Абу Хумайда и Малика ибн аль-Хувайриса. Если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, руководствовался бы тем, что делал это регулярно, то каждый, кто описывал его молитву, упомянул бы об этом. А из-за того, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, просто поступил так, то это не может относиться к сунне молитвы, если только оно не получило такую известность, что влечет за собой следование ему. Однако если допустить, что он поступил так по необходимости, то это не указывает на то, что это действие относится к сунне молитвы».