Когда человек заходит в мечеть после того, как там уже совершили молитву

 

Автор «аль-Мугъни» сказал:

«Тот кто войдет в мечеть, в которой уже выстаивалась молитва, волен делать (или не делать) азан и икъаму. Ахмад основывался на том, что передали аль-Асрам и Са’ид ибн Мансур от Анаса, что он (Анас) зашел в мечеть, в которой закончили (совместную) молитву и он велел сделать азан и икъаму, после чего возглавил их в молитве.

Если человек захочет, то он может молиться без азана и икъамы, поскольку ‘Урва сказал: «Если ты зашел в мечеть, в которой люди уже помолились возвестив азан и икъаму, то ты можешь молиться основываясь на азане и икъаме, которые сделали они, поскольку этого достаточно для тех, кто приходит после них».

Этого мнения придерживались аль-Хасан, аш-Ша’би и ан-Наха’и, хотя аль-Хасан сказал: «Они предпочитали икъаму, но если все-таки решили делать азан, то его следует возвещать его пониженным тоном, чтобы люди не обманулись азаном, который был сделан не в свое время».

 

Время между икъамой и молитвой

 

Разрешается разговаривать между икъамой и молитвой, и нет надобности повторять икъаму, даже если после ее возвещения пройдет (какое-то) время.

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

﴿ أقيمت الصلاة والنبي صلى الله عليه وسلم يناجي رجلا في جانب المسجد فما قام إلى الصلاة حتى نام القوم ﴾ رواه البخاري.

«(Однажды), когда возвестили икъаму, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал с одним человеком в углу мечети, и он не становился на молитву пока люди (в мечети) не заснули».Этот хадис передали аль-Бухари 642, Муслим 376, Абу Дауд 544 и ан-Насаи 2/81.

Также упоминается, что однажды, после того, как возвестилиикъаму, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вспомнил, что был в осквернении и ушел, чтобы искупаться, а затем вернулся и совершил молитву со своими сподвижниками, не повторяя икъаму.

 

Азан того, кто не является муаззином

 

Нельзя возвещать азан тому, кто не является муаззином без его (муаззина) разрешения. Если назначенный или постоянно возвещающий азан опаздывает и люди боятся, что они пропустят время азана, то азан может сделать другой человек.