Азан и икъама того, кто пропустил время молитвы

 

Тому, кто проспал время молитвы или забыл совершить её, следует возвестить азан и икъаму когда он захочет молиться.

В хадисе переданном Абу Даудом говорится, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники проспали время утренней молитвы и проснулись только после восхода солнца, то он велел Билялу возвестить азан и икъаму для молитвы и затем совершил молитву.

Если пропущено много молитв, то он возвестит азан для первой молитвы, а затем возвестить икъаму перед каждой из молитв.[24]

Аль-Асрам сказал: «Я слышал как Абу ‘Абдуллаха[25] спросили: «Как должен возвестить азан человек, который восполняет молитву?» Он упомянул хадис Хушеймы от Абу аз-Зубайра, от Нафи’а ибн Джубайра, от Абу ‘Убайды ибн ‘Абдуллаха со слов его отца: «Многобожники удержали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от совершения четырех молитв во время битвы Хандакъ до тех пор, пока не прошла часть ночи, на что была воля Аллаха. И он велел Билялу возвестить азан и икъаму а затем совершил полуденную молитву. Затем он велел повторить икъаму и совершил послеполуденную молитву. Затем он велел повторить икъаму и совершил закатную молитву и затем он велел повторить икъаму и совершил вечернюю молитву».

 

Азан и икъама для женщин

 

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

﴿ليس على النساء أذان ولا إقامة ﴾ رواه البيهقي بسند صحيح

«Для женщин нет ни азана, ни икъамы». Это хадис с достоверной цепью передал аль-Байхакъи 1/408[26]. Таким же было мнение Анаса, аль-Хасана, ибн Сирина, ан-Наха’и, ас-Саури, Малика, Абу Саура и «асхабу раъйи[27]».

Аш-Шафи’и, Исхакъ и Ахмад сказали, что если они возвестят икъаму и азан, то в этом нет ничего неправильного.

Передают от Ахмада: «Если они возвестят азан и икъаму, то в этом нет ничего (неправильного), а если не сделают этого, то это разрешается (не делать)».

 

وعن عائشة : ﴿ أنها كانت تؤذن وتقيم وتؤم النساء ، وتقف وسطهن ﴾ رواه البيهقي .

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, «возвещала азан и икъаму и возглавляла женщин на молитве и она стояла по середине ряда». Этот хадис передал аль-Байхаки 1/408 и 3/131, аль-Хаким 1/203 и 204, Абду-р-Раззакъ 3/126 и Ибн Абу Шейба 1/223.[28]