Азан в начале времени молитвы и до него
Азан должен быть возвещен точно в начале времени молитвы, без опережения или опоздания, кроме утреннего, когда его можно сделать перед рассветом (при условии, что люди смогут различить первый азан от второго, не впадая в сомнения).
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إن بلالا يؤذن بليل، فكلوا واشربوا حتى يؤذن ابن أم مكتوم ﴾ متفق عليه.
«Билял возвещает призыв к молитве ночью, поэтому вы можете есть и пить, пока не услышите призыв Ибн Умм Мактума[18]». Этот хадис передали аль-Бухари 617, Муслим 1092.
Мудрость разрешения возвещать утренний азан до наступления времени, объясняется в хадисе, который передали Ахмад и другие от Ибн Мас’уда, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا يمنعن أحدكم أذان بلال من سحوره، فإنه يؤذن، أو قال: ينادي، ليرجع قائمكم وينبه نائمكم ﴾
«Вам не следует отказаться от приема пищи, услышав азан Биляля, поскольку он возвещает азан (или же, как он сказал: он призывает) для тех, кто молится,[19]чтобы остановить их и для спящих, чтобы разбудить их».Этот хадис передали Ахмад 1/392, аль-Бухари 621, Муслим 1093.
Однако текст азана, который читал Билял, не отличался от обычного текста азана.
Ат-Тахави и ан-Насаи сообщили, что разница во времени между азаном Биляля и Ибн Умм Мактума было время, которое требовалось для первого, чтобы спуститься с минарета а для последнего, чтобы подняться на него.
Также обстоят дела и с азаном ребенка способного различать вещи.
Промежуток времени между азаном и икамой
Между азаном и икъамой следует сделать такую паузу, чтобы люди успели подготовиться к молитве и добраться до мечети. Все хадисы, в которых сообщается о разнице во времени являются недостоверными.
Аль-Бухари озаглавил этот раздел так: «Сколько времени между азаном и икъамой?», однако там не был определен промежуток времени.
Ибн Баттáл сказал: «Нет определенного промежутка времени, за исключением времени начала и сбора людей для молитвы».
Сообщается, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿كان مؤذن رسول الله صلى الله عليه وسلم يؤذن ثم يمهل فلا يقيم ، حتى إذا رأى رسول الله صلى الله عليه وسلم قد خرج ، أقام الصلاة حين يراه ﴾ رواه أحمد ومسلم وأبو داود والترمذي .
«Муаззин посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвещал азан и затем ждал какое-то время, а когда видел что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходит, то произносил икъаму». Этот хадис передали Ахмад 5/104, Муслим 606, Абу Дауд 537 и ат-Тирмизи 202.