Азан в начале времени молитвы и до него

 

Азан должен быть возвещен точно в начале времени молитвы, без опережения или опоздания, кроме утреннего, когда его можно сделать перед рассветом (при условии, что люди смогут различить первый азан от второго, не впадая в сомнения).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ إن بلالا يؤذن بليل، فكلوا واشربوا حتى يؤذن ابن أم مكتوم ﴾ متفق عليه.

«Билял возвещает призыв к молитве ночью, поэтому вы можете есть и пить, пока не услышите призыв Ибн Умм Мактума[18]». Этот хадис передали аль-Бухари 617, Муслим 1092.

Мудрость разрешения возвещать утренний азан до наступления времени, объясняется в хадисе, который передали Ахмад и другие от Ибн Мас’уда, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا يمنعن أحدكم أذان بلال من سحوره، فإنه يؤذن، أو قال: ينادي، ليرجع قائمكم وينبه نائمكم ﴾

«Вам не следует отказаться от приема пищи, услышав азан Биляля, поскольку он возвещает азан (или же, как он сказал: он призывает) для тех, кто молится,[19]чтобы остановить их и для спящих, чтобы разбудить их».Этот хадис передали Ахмад 1/392, аль-Бухари 621, Муслим 1093.

Однако текст азана, который читал Билял, не отличался от обычного текста азана.

Ат-Тахави и ан-Насаи сообщили, что разница во времени между азаном Биляля и Ибн Умм Мактума было время, которое требовалось для первого, чтобы спуститься с минарета а для последнего, чтобы подняться на него.

Также обстоят дела и с азаном ребенка способного различать вещи.

 

Промежуток времени между азаном и икамой

 

Между азаном и икъамой следует сделать такую паузу, чтобы люди успели подготовиться к молитве и добраться до мечети. Все хадисы, в которых сообщается о разнице во времени являются недостоверными.

Аль-Бухари озаглавил этот раздел так: «Сколько времени между азаном и икъамой?», однако там не был определен промежуток времени.

Ибн Баттáл сказал: «Нет определенного промежутка времени, за исключением времени начала и сбора людей для молитвы».

Сообщается, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

﴿كان مؤذن رسول الله صلى الله عليه وسلم يؤذن ثم يمهل فلا يقيم ، حتى إذا رأى رسول الله صلى الله عليه وسلم قد خرج ، أقام الصلاة حين يراه ﴾ رواه أحمد ومسلم وأبو داود والترمذي .

«Муаззин посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвещал азан и затем ждал какое-то время, а когда видел что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходит, то произносил икъаму». Этот хадис передали Ахмад 5/104, Муслим 606, Абу Дауд 537 и ат-Тирмизи 202.