Исчезновение предметов. Бестелесый дизайн

Пример Sony. Walkman

Эволюцию миниатюризации в области электроники можно проследить на примере известной японской фир­мы Sony - одного из лидеров и законодателей моды в области бытовой теле-, радиотехники.

Может показаться банальным: в больших городах Японии площадь уже давно является дефицитом, отсюда - маленькие квартиры, требующие соответствующей ме­бели и оборудования. Это обстоятельство сыграло далеко не последнюю роль в появлении в японской радиоэлек­тронике "хай-фай-центров" в виде компактной верти­кальной стойки с комбинированными друг над другом модулями. Дальнейшее развитие этого метода довела японскую промышленность до технического совершен­ства и, в первую очередь, в микроэлектронике. Одним из лидеров в этом направлении стала фирма Sony. Постоянно используя новейшие достижения научно-тех­нического прогресса, она выпускает первый транзистор­ный приемник (1955), который за 3 года уменьшился до размеров дамской сумочки. В 1966 году был разработан первый цветной видеомагнитофон.

В 1979 году директор компании Sony А. Морита, не смотря на сопротивления менеджеров по продаже кар­манной продукции, решился на выпуск кассетных плей­еров Walkman. Появившееся в 80-х гг. это устройство на долгие годы изменило образ жизни, став одной из икон молодежной культуры. Оно дало возможность слушать музыку в метро, поезде и даже во время посещения магазина. Вплоть до сегодняшнего дня Walkman Sony и аналоги других фирм производятся в бесчисленном ко­личестве вариантов моделей. Этот принцип был перене­сен затем на телевизоры Watthman (1988), на видеомаг­нитофоны Camcorder(1983), как и на СД-технику Datadiscman (1991).

Исчезновение предметов. Бестелесый дизайн

Развитие микроэлектроники привело к феномену, связанному с исчезновением предметов и функции в традиционном понимании. Эти самые важные факторы формообразования становятся незримыми. Если можно достаточно ясно определить функцию механической пишущей машинки и ее еще можно проследить в электрической, но функцию дискеты уже визуально определить невозможно, не говоря уже о более сложных миниатюрных процессорах. Одинаковые по внешнему виду агрегаты могут быть насыщены самыми различными функциями. В век микроэлектроники для дизайнеров ставятся совершенно новые задачи. Одной из них является помощь потребителю в осмыслении объекта, облегчение пользования этим объектом. Дизайнер занимается формообразованием, главным образом, внешней оболочки предмета, которое раньше называлось стайлингом. Центральной задачей становится формирование интерфейса между компьютером и человеком. Дизайн начинает все больше относиться не только к предметным формам, но и к организации неосязаемых процессов и информации.

Начиная с 80-х гг. компьютеры прочно вошли и в процесс дизайнерского проектирования. Преимущества современных компьютерных технологий состоят в красочности и наглядности изображений проектируемого объекта, в многократном сокращении времени на рутинную механическую работу, в получении более точной проектно­технической документации, а в целом - в большей гибкости проектного процесса.