Введение

Проректор по учебной

И воспитательной работе

Проф. ТУЛЕБАЕВ К.А.

___________________________

«_____»_________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному циклу

«Инфекционные болезни, влияющие на беременность и роды

(бруцеллез, листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз)»

Специальность 051102 – «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов ( 2 кредита)

Практические занятия - 30 часов

Самостоятельная работа

Студента с преподавателем – 14 часов

Самостоятельная работа студентов – 46 часов

Курс - III, семестр –5, 6

Форма контроля – тестирование, устный экзамен

 

Алматы, 2011-2012 уч.г.г.


Рабочая программа по элективному циклу составлена коллективом кафедры в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования ГОСО РК 3.08.388 – 2006 для специальности 051102 - «Общественное здравоохранение».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ от «__ » _____________ 2010 г., протокол № ____.

 

.

Зав.кафедрой инфекционных

И тропических болезней, д.м.н. ДУЙСЕНОВА А.К.

 

 

Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией дисциплин терапевтического профиля «____» _________ 2010г., протокол № _____.

Председатель ЦМК, заслуженный

Деятель науки РК, профессор ДАУЛЕТБАКОВА М.И.

 

 

Одобрено Методическим советом КазНМУ

«_____»______________2010г., (протокол №_____).

 

Председатель,

Д.м.н., профессор ЕСЕНЖАНОВА Г.М.

 


Общие сведения

Наименование ВУЗа:Казахский Национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова

Кафедра инфекционных и тропических болезней

Дисциплина: инфекционные болезни

Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»

Объём учебных часов – 90 часов

Курс и семестр изучения – 3 курс, 5-6 семестр

 

Программа

Введение

В наши дни число известных инфекций достигает более 2500. Восприимчивость человека ко многим из них, не имеет возрастных и половых ограничений, однако наиболее опасными большинство инфекций являются для женщин, особенно в период беременности. Это в последствие ведет к различным осложнениям, начиная от воспалительных процессов в половой сфере, дисгормональных нарушений, вплоть до частых выкидышей, замершей беременности, преждевременных родов и другой акушерской патологии.

Легкая, мало-или даже бессимптомная инфекция у беременной женщины, вызванная токсоплазмами, хламидиями, микоплазмами, вирусами герпеса и цитомегалии, краснухи, грибами и другими патогенными микробами, способна вызвать гибель плода или тяжелое поражение организма ребенка. Это в значительной степени обусловлено тропизмом возбудителей к определенным эмбриональным тканям и тем, что клетки плода с их высочайшим уровнем метаболизма и энергетики являются идеальной средой для размножения микроорганизмов. Риск инфицирования плода и новорожденного различными возбудителями инфекций колеблется от 5-10% до 60-70%.

В последние годы, уделяется большое внимание на влияние зоонозных инфекций на беременность и роды, которые приводят к тяжелейшим воспалительным процессам, гибели плода на ранних сроках, летальности новорожденных в интранатальном и постнатальном периодах. Так в сельской местности, особенно Юга и Юго-Востока Казахстана к таким инфекциям относится бруцеллез. Хронический бруцеллез является одной из причин женского бесплодия. До 80% беременностей и родов, при хроническом генитальном листериозе, протекают с патологией плода, приводя в конечном счете, к выкидышам, преждевременным родам, заражению ребенка в родах с развитием тяжелой генерализованной инфекции. Общепринятой причиной выкидышей и внутриутробного инфицирования во всем мире считается иерсиниоз. Тяжелые поражения, прежде всего нервной системы плода, вызывает токсоплазмоз.

Хламидии, микоплазмы, вирусы являются не только причиной ряда болезней мочеполовой системы, но и заболеваний органов дыхания, глаз, суставов, печени, нервной и сердечно-сосудистой систем. Все больше накапливается данных о возможной этиологической роли урогенитальной вирусной инфекции в возникновении некоторых раковых заболеваний, в частности рака шейки матки.

Проблемам диагностики инфекционных болезней, аспектам обследования беременных женщин в дородовом периоде и профилактике осложнений беременностей и посвящен данный электив.

 

 

Цель

Формирование у студентов знаний о характеристике, динамике и течении инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды;

Формирование опыта применения полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды, а также действующих нормативно-правовых актов для своевременной диагностики, выработки тактики ведения женщин в дородовый и послеродовый период, проведения профилактических мероприятий в очаге указанных инфекций;

Овладение умениями критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные и навыками проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой (гинекологическими заболеваниями, болезнями почек и т.д.);

Формирование основ клинического мышления, навыков общения с пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением правил медицинской этики и деонтологии, потребности в получении профессиональных знаний и интереса к изучению дисциплины.

 

 

2.3. Задачи обучения:

· научить студентов ранней диагностике инфекционных заболеваний зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций);

· обучить основным принципам и мерам профилактики инаиболее распространенных инфекционных болезней влияющих на беременность и роды;

· обучить принципам организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге данных инфекционных заболеваний;

· научить студентов выявлять при сборе анамнеза и обследовании пациента диагностически значимую информацию (эпидемиологическую, клиническую, лабораторную), свидетельствующую о наличии данной нозологической формы (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез, хламидиоз, вирусные инфекции);

· научить студентов на основе полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики изучаемых инфекций определять показания для обследования, госпитализации в инфекционный стационар, ведение выявленных больных на амбулаторном этапе, лечение и обследование на основе протоколов диагностики и лечения, правила выписки из стационара, наблюдение в женских консультациях, проведение профилактических мероприятий;

return false">ссылка скрыта

· развить у студентов способность устанавливать доверительные отношения с пациентом и его родственниками для более точного и подробного сбора клинико - эпидемиологического анамнеза;

· воспитание ответственности за принятые решения по тактике ведения пациентов с учетом действующих нормативно-правовых документов;

· развить у студентов способности принимать решения с учетом мнения коллег.

2.4 Конечные результаты обучения:

 

Студент должен знать:

· современные концепции зоонозных и вирусных инфекций влияющих на беременность и роды;

· ранние клинические проявления и эпидемиологию зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов);

· клинические и эпидемиологические показания к лечению в амбулаторных условиях госпитализации женщин в период беременности;

· основы дифференциальной и современной лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;

· стандартные определения случаев листериоза, бруцеллеза, токсоплазмоза и др. инфекций влияющих на беременность и роды;

· принципы и методы профилактики изучаемых инфекционных болезней;

· принципы организации противоэпидемических мероприятий при зоонозных и вирусных инфекциях.

Студент должен уметь:

 

  • распознать клинические синдромы, характерные для зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов ) и поставить предварительный диагноз;

· собрать целенаправленный эпидемиологический анамнез;

  • определить тактику обследования на зоонозные инфекции (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусные инфекции (краснуха, корь респираторно-вирусные инфекции, вирусные гепатиты);

· оценить результаты лабораторных (общеклинических, биохимических, бактериологических, серологических) и инструментальных методов исследования;

· организовать профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;

· осуществлять анализ инфекционной заболеваемости среди беременных женщин и населения в целом.

Студент должен владеть навыками:

  • сбора анамнеза заболевания и эпидемиологического анамнеза при зоонозных инфекциях (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекциях (краснуха, корь, респираторно-вирусные инфекции);

· клинического осмотра беременной женщины и интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования;

· проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;

  • проведения санитарно-просветительной работы по профилактике зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций) среди населения, в частности среди женщин, планирующих беременность;

 

2.5 Пререквизиты: микробиология, патологическая физиология.

 

2.6 Смежные дисциплины: введение в клиническую медицину, общественное здоровье, коммуникативные навыки

2.6. Постреквизиты: эпидемиология.

 

2.7. Тематические планы:темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических, самостоятельной работы).