Введение
Проректор по учебной
И воспитательной работе
Проф. ТУЛЕБАЕВ К.А.
___________________________
«_____»_________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному циклу
«Инфекционные болезни, влияющие на беременность и роды
(бруцеллез, листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз)»
Специальность 051102 – «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов (кредитов) - 90 часов ( 2 кредита)
Практические занятия - 30 часов
Самостоятельная работа
Студента с преподавателем – 14 часов
Самостоятельная работа студентов – 46 часов
Курс - III, семестр –5, 6
Форма контроля – тестирование, устный экзамен
Алматы, 2011-2012 уч.г.г.
Рабочая программа по элективному циклу составлена коллективом кафедры в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования ГОСО РК 3.08.388 – 2006 для специальности 051102 - «Общественное здравоохранение».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры инфекционных и тропических болезней КазНМУ от «__ » _____________ 2010 г., протокол № ____.
.
Зав.кафедрой инфекционных
И тропических болезней, д.м.н. ДУЙСЕНОВА А.К.
Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией дисциплин терапевтического профиля «____» _________ 2010г., протокол № _____.
Председатель ЦМК, заслуженный
Деятель науки РК, профессор ДАУЛЕТБАКОВА М.И.
Одобрено Методическим советом КазНМУ
«_____»______________2010г., (протокол №_____).
Председатель,
Д.м.н., профессор ЕСЕНЖАНОВА Г.М.
Общие сведения
Наименование ВУЗа:Казахский Национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова
Кафедра инфекционных и тропических болезней
Дисциплина: инфекционные болезни
Специальность: 051102 «Общественное здравоохранение»
Объём учебных часов – 90 часов
Курс и семестр изучения – 3 курс, 5-6 семестр
Программа
Введение
В наши дни число известных инфекций достигает более 2500. Восприимчивость человека ко многим из них, не имеет возрастных и половых ограничений, однако наиболее опасными большинство инфекций являются для женщин, особенно в период беременности. Это в последствие ведет к различным осложнениям, начиная от воспалительных процессов в половой сфере, дисгормональных нарушений, вплоть до частых выкидышей, замершей беременности, преждевременных родов и другой акушерской патологии.
Легкая, мало-или даже бессимптомная инфекция у беременной женщины, вызванная токсоплазмами, хламидиями, микоплазмами, вирусами герпеса и цитомегалии, краснухи, грибами и другими патогенными микробами, способна вызвать гибель плода или тяжелое поражение организма ребенка. Это в значительной степени обусловлено тропизмом возбудителей к определенным эмбриональным тканям и тем, что клетки плода с их высочайшим уровнем метаболизма и энергетики являются идеальной средой для размножения микроорганизмов. Риск инфицирования плода и новорожденного различными возбудителями инфекций колеблется от 5-10% до 60-70%.
В последние годы, уделяется большое внимание на влияние зоонозных инфекций на беременность и роды, которые приводят к тяжелейшим воспалительным процессам, гибели плода на ранних сроках, летальности новорожденных в интранатальном и постнатальном периодах. Так в сельской местности, особенно Юга и Юго-Востока Казахстана к таким инфекциям относится бруцеллез. Хронический бруцеллез является одной из причин женского бесплодия. До 80% беременностей и родов, при хроническом генитальном листериозе, протекают с патологией плода, приводя в конечном счете, к выкидышам, преждевременным родам, заражению ребенка в родах с развитием тяжелой генерализованной инфекции. Общепринятой причиной выкидышей и внутриутробного инфицирования во всем мире считается иерсиниоз. Тяжелые поражения, прежде всего нервной системы плода, вызывает токсоплазмоз.
Хламидии, микоплазмы, вирусы являются не только причиной ряда болезней мочеполовой системы, но и заболеваний органов дыхания, глаз, суставов, печени, нервной и сердечно-сосудистой систем. Все больше накапливается данных о возможной этиологической роли урогенитальной вирусной инфекции в возникновении некоторых раковых заболеваний, в частности рака шейки матки.
Проблемам диагностики инфекционных болезней, аспектам обследования беременных женщин в дородовом периоде и профилактике осложнений беременностей и посвящен данный электив.
Цель
Формирование у студентов знаний о характеристике, динамике и течении инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды;
Формирование опыта применения полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, влияющих на беременность и роды, а также действующих нормативно-правовых актов для своевременной диагностики, выработки тактики ведения женщин в дородовый и послеродовый период, проведения профилактических мероприятий в очаге указанных инфекций;
Овладение умениями критически осмысливать полученные клинико-эпидемиологические и лабораторные данные и навыками проведения дифференциальной диагностики с заболеваниями, протекающими со схожей клинической симптоматикой (гинекологическими заболеваниями, болезнями почек и т.д.);
Формирование основ клинического мышления, навыков общения с пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением правил медицинской этики и деонтологии, потребности в получении профессиональных знаний и интереса к изучению дисциплины.
2.3. Задачи обучения:
· научить студентов ранней диагностике инфекционных заболеваний зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций);
· обучить основным принципам и мерам профилактики инаиболее распространенных инфекционных болезней влияющих на беременность и роды;
· обучить принципам организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге данных инфекционных заболеваний;
· научить студентов выявлять при сборе анамнеза и обследовании пациента диагностически значимую информацию (эпидемиологическую, клиническую, лабораторную), свидетельствующую о наличии данной нозологической формы (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез, хламидиоз, вирусные инфекции);
· научить студентов на основе полученных знаний по этиопатогенезу, клинико-эпидемиологическим особенностям, методам диагностики, лечения и профилактики изучаемых инфекций определять показания для обследования, госпитализации в инфекционный стационар, ведение выявленных больных на амбулаторном этапе, лечение и обследование на основе протоколов диагностики и лечения, правила выписки из стационара, наблюдение в женских консультациях, проведение профилактических мероприятий;
return false">ссылка скрыта· развить у студентов способность устанавливать доверительные отношения с пациентом и его родственниками для более точного и подробного сбора клинико - эпидемиологического анамнеза;
· воспитание ответственности за принятые решения по тактике ведения пациентов с учетом действующих нормативно-правовых документов;
· развить у студентов способности принимать решения с учетом мнения коллег.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· современные концепции зоонозных и вирусных инфекций влияющих на беременность и роды;
· ранние клинические проявления и эпидемиологию зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов);
· клинические и эпидемиологические показания к лечению в амбулаторных условиях госпитализации женщин в период беременности;
· основы дифференциальной и современной лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;
· стандартные определения случаев листериоза, бруцеллеза, токсоплазмоза и др. инфекций влияющих на беременность и роды;
· принципы и методы профилактики изучаемых инфекционных болезней;
· принципы организации противоэпидемических мероприятий при зоонозных и вирусных инфекциях.
Студент должен уметь:
- распознать клинические синдромы, характерные для зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций, вирусных гепатитов ) и поставить предварительный диагноз;
· собрать целенаправленный эпидемиологический анамнез;
- определить тактику обследования на зоонозные инфекции (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусные инфекции (краснуха, корь респираторно-вирусные инфекции, вирусные гепатиты);
· оценить результаты лабораторных (общеклинических, биохимических, бактериологических, серологических) и инструментальных методов исследования;
· организовать профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний;
· осуществлять анализ инфекционной заболеваемости среди беременных женщин и населения в целом.
Студент должен владеть навыками:
- сбора анамнеза заболевания и эпидемиологического анамнеза при зоонозных инфекциях (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекциях (краснуха, корь, респираторно-вирусные инфекции);
· клинического осмотра беременной женщины и интерпретации лабораторно-инструментальных методов исследования;
· проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;
- проведения санитарно-просветительной работы по профилактике зоонозных инфекций (листериоз, иерсиниоз, токсоплазмоз, бруцеллез) и вирусных инфекций (краснухи, респираторно-вирусных инфекций) среди населения, в частности среди женщин, планирующих беременность;
2.5 Пререквизиты: микробиология, патологическая физиология.
2.6 Смежные дисциплины: введение в клиническую медицину, общественное здоровье, коммуникативные навыки
2.6. Постреквизиты: эпидемиология.
2.7. Тематические планы:темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (практических, самостоятельной работы).