Проведение опытов

1. Наблюдение «картины» магнитного поля прямого тока. Соберите электрическую цепь, последовательно включив в неё источник тока, прибор для наблюдения магнитного поля прямого и кругового токов, ключ замыкания. Насыпьте через ситечко на столик прибора стальные опилки с одной стороны витка. При этом можно считать, что на таком ограниченном участке магнитное поле образовано только сравнительно коротким отрезком проволочного витка. Замкните ключ (не превышайте напряжение на катушке и силу тока в цепи) и слегка постукивайте карандашом по столику, пока не образуется отчётливая «картина» магнитного поля прямого тока.

а) Используя зеркало, обеспечьте наглядность опыта.

б) Зарисуйте «картину» магнитного поля прямого тока.

 

2. Наблюдение «картины» магнитного поля кругового тока. Используйте электрическую цепь первого опыта. Насыпьте через ситечко на весь столик прибора ровным слоем стальные опилки. Замкните ключ (не превышайте напряжение на катушке и силу тока в цепи) и слегка постукивайте карандашом по столику, пока не образуется отчётливая «картина» магнитного поля кругового тока.

Для определения направления линий магнитной индукции снимают столик и рядом с витком устанавливают магнитную стрелку на подставке. При замыкании цепи стрелка резко поворачивается и, совершив несколько колебаний, устанавливается северным полюсом по направлению линий магнитной индукции.

а) Используя зеркало, обеспечьте наглядность опыта.

б) Зарисуйте «картину» магнитного поля кругового тока.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему нельзя допускать превышения напряжения на катушке и силы тока в электрической цепи прибора?

2. Почему во время демонстрации «картины» магнитного поля прямого и кругового токов рекомендуется слегка постукивать карандашом по столику прибора?

3. Почему необходимо насыпать стальные опилки на столик прибора через ситечко?

4. Каким способом можно определить направление линий магнитной индукции при проведении демонстраций?

5. Используя зеркало, обеспечить наглядность опыта

6. Подготовьте фрагмент урока, используя один из опытов. При этом продумайте и напишите конспект этого фрагмента по следующему плану:

- тема урока,

- цели (задачи) урока,

- структура урока (план) – указание последовательности приемов и форм работы на уроке с указанием ориентировочного времени, отводимого на данный этап урока,

- оборудование (прибор для изучения магнитного поля прямого и кругового токов, источник тока (4 В), ключ замыкания, стальные опилки, соединительные провода),

- подробный ход фрагмента урока.

Литература

1. Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Физика: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. – М.: Вентана-Граф, 2012. 304 с.

2. Физика: 9 класс: методическое пособие / [Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина, С.А. Холина и др.] – М.: Вентана-Граф, 2013. 280 с.