Объяснение значений многозначных слов и пословицы.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов лист, корень, цвет и пословицы «Весна красна цветами, а осень — снопами».
Образование глаголов с различными приставками от глагола «лить».
Логопед. Передо мной на столе кувшин с водой, стакан, маленькая лейка и комнатный цветок. Я буду выполнять какие-то действия, а вы называйте их.
Логопед выполняет различные действия с водой. Например: из кувшина воду в стакан наливает, из стакана воду в лейку переливает, из лейки цветок водой поливает, из кувшина воду выливает и т.д.
Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия лить образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: вылить, долить, перелить, отлить, полить... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.
Цветок из лейки нужно... (Полить.)
В чайнике мало воды, нужно добавить в него воду, или... (Долить.)
В чашку налили слишком много чая.
Чтобы пить было удобнее, чай нужно в другую чашку... (Отлить.)
Из стакана в стакан воду можно... (Перелить.)
Грязную воду нужно... (Вылить )
3. Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как Маша вырастила садовые цветы.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 31). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 62. «Волшебный цветок в добрых руках»
Цель: Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Цветы и травы»;
— учить детей пониманию значений образных выражений и поговорок;
—учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять творческие рассказы о «волшебных» цветах по воображению;
— развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями садовых, полевых и лесных цветов, «волшебная палочка», специальные и призовые фишки, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями цветов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На садовой клумбе выросли одна лилия и две розы». |
«Четвертый лишний» | Найти1 лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями садовых цветов, одна — с изображением полевого цветка.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия