Образование глаголов с различными приставками от глагола «лететь».

Логопед. Посмотрите, у меня в руках фигурка малень­кой игрушечной птички. Она будет выполнять действия, а вы называйте их.

 

Логопед выполняет различные действия с птичкой, используя не­большую картонную коробку-скворечник и комнатный цветок. Например: Птичка летит. К скворечнику подлетает, в сквореч­ник залетает, из скворечника вылетает, к цветку подлетает, над цветком подлетает, от цветка улетает ...)

Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия ле­теть образовать много родственных слов при помощи раз­личных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: вылететь, улететь, перелететь, прилететь... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, пра­вильно подбирая слова-действия.

Ласточка из жарких стран... (Прилетела.)

Скворец до скворечника... (Долетел.)

Из гнезда птица... (Вылетела.)

С куста на дерево грач... (Перелетел.)

В поле за кормом он ...(Улетел.)

 

Составление пересказа текста с опорой па серию сюжетных картин.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о ласточках.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 25). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали пол­ным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.

 

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 56. «Такие разные птицы»

Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинно­му плану.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;

— учить детей понимать значение пословицы;

— учить детей образовывать сложные слова (имена при­лагательные);

— учить детей правильно согласовывать имена суще­ствительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения перелетных птиц с опорой на картин­ный план;

— развивать у детей произвольное внимание, логичес­кое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями перелетных птиц, карточки с записанными на них попарно циф­рами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, маг­нитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

 

 

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Назови одним словом» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед лого­педом. Логопед называет перелетную птицу, ее характеристику и бросает мяч кому-то из детей. Ре­бенок ловит мяч, объединяет слова характеристики в одно слово и возвращает мяч логопеду. Например: У ласточки быстрые крылья. Какая лас­точка? — Ласточка быстрокрылая.
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изоб­ражениями перелетных птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На дереве сидят одна ласточка и два скворца».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (На­пример, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия