Объяснение значений многозначных слов.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов перо, клевать, голубка.

 

2.Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). Логопед. Вы уже много знаете о различных птицах. Се­годня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображениями зимующих птиц и ответьте на вопросы.

— Почему этих птиц назвали зимующими?

— Чем питаются зимующие птицы?

— Где зимой можно увидеть зимующих птиц?

— Почему птицам зимой нужна помощь человека?

— Как мы можем помочь зимой птицам?

А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих пти­цах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть по­рядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.

Устный план рассказа

1. Сначала нужно перечислить по картинкам птиц и сказать, к какой группе относятся эти птицы.

2. Затем нужно рассказать об особенностях жизни зи­мующих птиц.

3. После этого каждый из вас выберет изображение лю­бой птички и расскажет о ее внешнем виде и повадках.

4. Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.

Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предло­жение вы обязательно получите специальную желтую фиш­ку. А если вы сможете составить полное «красивое» предло­жение, использовать в речи сравнение, поговорку или пос­ловицу, то получите еще и призовую красную фишку.

 

Дети по очереди составляют предложения, придерживаясь пунктов плана. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае за­труднений.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет лучших зна­токов зимующих птиц и лучших рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 32. «Что мы знаем о птицах?»

Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-срав­нений о зимующих птицах по опорному картинному плану.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Зимующие пти­цы»;

— учить детей пониманию значения пословицы;

— учить детей правильно согласовывать имена сущест­вительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы-описания и расска­зы-сравнения птиц, с опорой на картинный план;

— развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, карточки с записанными на них попарно циф­рами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

 

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Какая птица!» Игра с мячом. Дети стоят по кругу, логопед в цент­ре. Логопед предлагает детям поочередно ловить мяч и определять, зимующую он птицу назовет или перелетную. Например: «Серая ворона». Ребенок ловит мяч, дает ответ: «Серая ворона — зимующая птица», и возвращает мяч логопеду. Игра продол­жается.
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изоб­ражениями зимующих птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На кормушку прилете­ли одна синичка и два воробья».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображниями зиму­ющих птиц, одна 1— с изображением домашней птицы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия