Методы и средства борьбы с шумом

Оценка условий труда в производственных помещениях и на отдельных рабочих местах во многом зависит от интенсивности шума и его частотной характеристики.

Предупреждение образования значительного уровня звукового давления в условиях производства должно осуществляться на стадиях конструирования технологического оборудования, проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, а также разработки технологических процессов.

Борьба с производственным шумом осуществляется методами, обозначенными четырьмя группами:

устранение причин шума в источнике его образования;

звукоизоляция;

звукопоглощение;

применение организационно-технических мероприятий.

Наиболее действенным способом борьбы с шумом является уменьшение его в источнике образованияпутем применения технологических и конструктивных мер, организацией правильной наладки и эксплуатации оборудования.

К конструктивным и технологическим мерам, позволяющим создать механизмы и агрегаты с низким уровнем шума, относят совершенствование кинематических схем за счет:

замены зубчатых передач клиноременными или цепными; изыскания наилучших конструктивных форм для безударного взаимодействия деталей и плавного обтекания их воздушными потоками;

изменения массы или жесткости элементов конструкции машин для уменьшения амплитуд колебания и устранения резонансных явлений;

применения материалов, обладающих способностью поглощать колебательную энергию;

замены возвратно-поступательного движения деталей на вращательное, подшипников качения - подшипниками скольжения;

использования прокладочных материалов, затрудняющих передачу колебаний от одних деталей к другим.

Примером последнего может служить внедрение в практику амортизационных зубчатых колес.

Конструктивной особенностью амортизационного зубчатого колеса (рис.) является отсутствие жесткой связи между ступицей и венцом.

Рис. Амортизационное зубчатое колесо: а - амортизационная шестерня; б - венец; в - ступица; г - шайба; 1 - венец; 2,3- шайбы; 4 - ступица; 5 - болт; 6,7 - вкладыши

Крутящий момент передается резиновыми вкладышами, которые находятся между внутренними зубьями венца и ступицы. Эластичное соединение ступицы и венца препятствует передаче структурного шума и вибрации, улучшает условия зацепления и снижает аэродинамический шум.

Способы снижения шума с помощью некоторых конструктивных, эксплуатационных и наладочных мероприятий представлены в табл.

Таблица

Наименование мероприятий Снижение уровня шума, дБ
Ликвидация погрешностей в зацеплении шестерен
Замена прямозубых зубчатых колес на косозубые (угол наклона зубьев 20...45 °)
Совершенствование геометрии зуба 3 ... 5
Применение свободной посадки вместо плотной
Замена зубчатой передачи на клиноременную
Применение шумозаглушающего кожуха 9 ... 15
Применение вязкой смазки 5 ... 10
Замена подшипников качения на подшипники скольжения

Звукоизоляция- это комплекс мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещение извне.

Ослабление шума с помощью звукоизоляции осуществляют средствами, в основе которых лежит применение акустических материалов. Эффективность звукоизоляции характеризуют коэффициентом отражения, который численно равен доле энергии звуковой волны, отраженной от поверхности ограждения, изолирующего источник шума.

К наиболее распространенным средствам звукоизоляции относят:

применение звукоизолирующих кожухов и кабин; увеличение массы преграды;

разобщение легкой строительной конструкции сплошным воздушным промежутком на отдельные части;

устранение или уменьшение жестких связей между элементами разобщенной конструкции;

заполнение воздушного пространства в двойных легких перегородках звукопоглощающими материалами;

повышение воздухонепроницаемости преграды.

Звукоизолирующими кожухами закрывают наиболее шумные машины и механизмы, локализуя таким образом источник шума. Внутреннюю поверхность стенок кожуха рекомендуют облицовывать звукопоглощающим материалом.

Для машин, выделяющих теплоту, кожухи снабжают вентиляционными устройствами с глушителями (рис. б).

Рис. Звукоизолирующий кожух: а - схема кожуха; б - конструкция кожуха с вентиляционным устройством; 1 - звукопоглощающий материал; 2, 6, 7 - каналы с глушителями для входа и выхода воздуха; 3, 5 - источник шума; 4 - стенка

Устанавливаемый кожух не должен жестко соединяться с механизмом. В противном случае кожух становится дополнительным источником шума.

Расчет звукоизолирующих свойств кожуха сводится к определению необходимой толщины его стенок, обеспечивающих нужное снижение шума.

В табл. приведена масса некоторых строительных конструкций и материалов.

Материалы и конструкции Толщина конструкций, мм Масса 1 м2, кг
Стальной лист
Технический войлок
Железобетон
Пустотные пемзовые блоки
Стена из шлакобетона
Стена кирпичная толщиной:    
0,5 кирпича
1 кирпича
2 кирпича
1,5 кирпича
Перегородка из досок толщиной 2 см, оштукатуренных с двух сторон
Перегородка из стоек толщиной 10 см, обшитых с двух сторон досками толщиной 2,5 см, оштукатуренная с двух сторон
Перегородка из гипсовых пустотелых камней
Стекло

Для облегчения ограждающих конструкций без уменьшения звукоизолирующей способности применяют ограждения, состоящие из двух конструкций, разделенных воздушным промежутком. Воздушная прослойка создает упругое сопротивление передаче колебаний. Рекомендуемая ширина воздушной прослойки 3 ... 11 см. Такая конструкция обладает хорошими звукоизолирующими свойствами в области высоких частот.

При массе 1 м3 строительного материала конструкции до 100 кг вводят в зазор между раздельными панелями звукопоглощающий материал. При этом следует размещать его посередине зазора, где колебательная скорость частиц воздуха, а следовательно звукопоглощения, наибольшая.

Для увеличения массы легкой конструкции промежуток между двойными панелями (из досок, фанеры и т. п.) рекомендуют засыпать чистым речным песком или заполнять стекловатой. Конструкция такого типа может обеспечить звукоизоляцию до 40 дБ.

Необходимость заполнения воздушного пространства звукоизолирующими материалами зависит от массы стен. Для стен, выполненных из строительных материалов массой 1 м3 более 200 кг, воздушные пространства шириной 5 ... 10 см целесообразно оставлять незаполненными. В стенах с массой 1 м3 100 ... 200 кг мягкая прослойка прикрепляется к одной стороне. В перегородках массой 1 м3 до 30 кг вся воздушная прослойка заполняется каким-либозвукопоглотителем.

Звукопередача из одного помещения в другое происходит не только через преграду, разделяющую это помещение, но и через примыкающие боковые стены (продольная звукопередача).

Продольная звукопередача может быть значительной, когда к тяжелой ограждающей конструкции с хорошей звукоизолирующей способностью примыкают боковые стены, выполненные из легкого строительного материала.

Проникновение шума в помещение также происходит через щели и неплотности в дверях и перегородках. Даже небольшое отверстие в стене уменьшает ее звукоизолирующую способность в области высоких частот примерно на 10 дБ. Применение уплотняющих прокладок из резины увеличивает среднюю звукоизоляцию дверей и окон на 5 ... 8 дБ.

Звукопоглощение - это ослабление уровня шума, распространяющегося в помещении вследствие отражения энергии от облицовочных материалов ограждений, конструктивных частей оборудования.

Звукопоглощение характеризуют коэффициентом звукопоглощения, который представляет собой отношение энергии, поглощенной 1 м2 поверхности, к падающей на эту поверхность энергии.

Использовать звукопоглощение целесообразно, если коэффициент звукопоглощения материала не менее 0,2.

По эффективности метод звукопоглощения намного уступает звукоизоляции.

Звукопоглощение даже с весьма высоким коэффициентом поглощения может снизить уровень шума не более чем на 8 ... 10 дБ. Эффективная шумозащита требует совместного использования методов звукоизоляции и звукопоглощения.

В производственных цехах предприятий в качестве акустической обработки можно использовать плиты «Акмигран» различного типа с коэффициентом звукопоглощения 0,6. Этим достигается высокая эффективность в поглощении звуков высокой частоты.

Плитами «Акмигран» осуществляют облицовку потолка и верхней части стен с учетом того, чтобы общая площадь ее занимала не менее 60% всей площади стен и потолка помещения.

Кроме того, можно использовать звукопоглотители, представляющие собой объемные тела, заполненные звукопоглощающим материалом (рис.). Звукопоглотители располагают по периметру верхней части стен или развешивают равномерно к потолку на определенной высоте так, чтобы не влиять на освещение рабочих мест.

Рис. Штучные звукопоглотители

Снизить уровень шума от работы производственного оборудования можно с помощью локальных экранов. Экран представляет собой мягкую звукопоглощающую ленту, подвешенную к горизонтальной прокладке, которую крепят к вертикальным стойкам. Стойки делают стационарными или переносными. Звукопоглощающая лента состоит из брезентового материала, прикрепленной к нему простеганной ленты из стекловолокна, закрытого слоем стеклоткани, общей толщиной 40 ... 50 мм или супертонкого стекловолокна, оклеенного полиамидной пленкой марки АТМ-1. Размеры звукопоглощающей ленты выбирают по размерам оборудования.

На предприятиях, когда это возможно по условиям производства, а также для облицовки защитных камер применяют разработанную Ленинградским институтом охраны труда (ЛИОТ) конструкцию перфорированных облицовок с тканью. Эффективность звукопоглощения таких облицовок составляет около 10 дБ, что соответствует уменьшению громкости звука на 30 ... 50%.

Физическая сущность приведенных способов звукопоглощения заключается в том, что волокнистые пористые материалы плохо отражают звук. При падении на такой материал звуковой волны воздух, находящийся в порах, приводится в колебательное движение, которое резко тормозится большим сопротивлением, образующимся вследствие трения при его движении в мелких порах и каналах. На преодоление этого сопротивления и расходуется энергия звуковых волн. В результате отраженная волна сильно ослабевает.

Для ослабления распространения шума в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых используют звукопоглощающие материалы современного дизайна.

Источником аэродинамического шума предприятий общественного питания является оборудование, обеспечивающее кондиционирование воздуха обеденных залов, вентиляционные системы производственных помещений, холодильное хозяйство и воздушное отопление (тепловая завеса входных дверей).

Уменьшения шума вентиляционных установок достигают хорошей балансировкой вентилятора, установкой его на одной оси с электродвигателем или на соответствующем амортизаторе в изолированные помещения. Распространение звука по воздуховодам предотвращают соединением эластичными вставками трубопровода с вентилятором.

Воздуховоды следует делать без крутых поворотов и резких изменений сечения, которые способствуют образованию завихрения и возникновению аэродинамического шума.

Для снижения шума различных аэродинамических установок и устройств применяют активные и реактивные глушители. Действие активных глушителей основано на принципе поглощения звуковой энергии звукопоглощающим материалом, а реактивные - отражают ее обратно к источнику.

Наиболее простым глушителем активного типа является трубчатый глушитель (рис. а), представляющий собой перфорированный стальной воздухопровод, поверхность которого покрывают слоем звукопоглощающего материала и защитным покрытием. Ослабление шума таким глушителем пропорционально коэффициенту поглощения пористого материала, длине облицованной им части и обратно пропорционально сечению канала. Так как затухание шума возрастает с уменьшением сечения канала, для сокращения длины глушителя на практике широко используют пластинчатые глушители (рис. б), которые собирают из отдельных секций, заполненных волокнистыми материалами.

Рис. Глушители аэродинамического шума: а - трубчатый; б - пластинчатый; 1 - перфорированный стальной воздуховод; 2 - звукопоглощающий материал; 3 - защитный кожух; 4 - звукопоглощающая пластина; 5 - каркас пластины; 6 - волокнистый материал; 7 - стальная сетка

Глушители реактивного типа применяют для снижения шума с резко выраженными составляющими.

Простейшие реактивные глушители - это глушители типа расширительных камер.

Организационно-технические мероприятия по борьбе с производственным шумом заключаются:

в правильной планировке цехов на территории предприятия;

рациональном размещении оборудования по степени шумности;

озеленении помещений широколиственными растениями, так как они способны хорошо поглощать звуки.

Хороший эффект по снижению шума достигается насаждением деревьев и кустарников на территории предприятия. Многорядовая посадка деревьев с разрывами интенсивнее поглощает звуковую энергию, чем плотная полоса без разрывов.

Если инженерно-техническими средствами не удается снизить уровень звукового давления до допустимого значения, используют индивидуальные средства защиты (наушники, антифоны и т. п.), при выборе которых необходимо учитывать такие факторы, как частотный спектр шума, требования санитарных норм по ограничению шума, удобство ношения при выполнении конкретной работы.

«Влияние шума на здоровье школьников»

 

Цель:

1.Показать негативное влияние шума на организм ребёнка. 2. Больше внимания уделять охране здоровья учащихся на уроке и вовне урочное время.

3.Использовать шумометр для сигнализации повышения уровня акустических шумов. 4.Применять прибор с целью исследования влияния шума на организм человека. 5. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

I. Введение. Актуальность проблемы. С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.
Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность. Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах.
Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

 

II. Основная часть.

1.Влияние шума на организм человека. Человеческое ухо — очень чувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитуда колебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Гц до 20 кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы. В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека :
• шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;
• шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;
• шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление и снижающий производительность труда;
• шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.
2.Прибор шумометр для измерения уровня звука, шума.Для измерения уровня шума применяется прибор шумомер (на фото), который производят в разных модификациях: бытовые (ориентировочная цена - 3-4 т.р, диапазоны измерения: 30-130 дБ, 31,5 Гц - 8 кГц, фильтры А и С), промышленные (интегрирующие и т.д.) Наиболее распространённые модели: SL, октава, svan. Для измерений инфразвуковых и ультразвуковых шумов применяются широкодиапазонные шумометры.

3. Влияние «школьного шума» на работоспособность учащихся. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться. 4.Результаты опроса учителей и учеников.

Учителям и ученикам были заданы следующие вопросы: - Мешает ли шум машин автотрассы, проходящей около школы, на учебный процесс?

- Испытываете дискомфорт от шума во время перемены? - Какова на ваш взгляд оптимальная наполняемость класса? - Мешает ли вам работать шум на уроке? Результаты опроса учителей:

Имя, отчество учителя.
Татьяна Григорьевна Нет, (окна на противоположной стороне) Да. Нет.
Татьяна Николаевна Нет, (окна на противоположной стороне) Да. Нет.
Лилия Петровна Да. Да. Да.
Елена Юрьевна Да. Да. Да.
Фёдор Юрьевич Нет, (работаю в спортзале) Да. Нет.
Анатолий Иванович Да. Да. Да.

Результаты опроса учеников:

Имя ученика 9 класса.
Сергей. Нет. Да. Нет.
Настя. Да. Да. Да.
Герман. Да. Нет. Да.
Зоя. Да. Да. Да.
Анжела. Да. Да. Да.
Коля. Нет. Нет. Нет.
Дима. Нет. Да. Да.
Миша. Нет. Нет. Да.
Валера. Да. Да. Да.
Олег. Да. Да. Нет.

Как видите, большинство учителей страдает от шума проезжающих машин (за исключением тех, чьи окна выходят на противоположную сторону). Несомненно, это отражается и на их самочувствии, и на учебном процессе. А вот к другому виду шума — «школьному» — многие за годы практики в школе привыкли, хотя он их иногда и раздражает. И, наконец, наполняемость класса — нередко главный фактор в формировании уровня шума на уроке. Для кого-то из учителей идеальным количеством является 15 человек, для кого-то 20 — здесь все зависит от устойчивости нервной системы.
Следующий опрос был проведен среди учащихся 5-11 классов (всего опрошено 150 человек). К каждому из четырех вопросов было предложено три варианта ответа: (да, нет, не замечал).

Результаты этого опроса представлены в таблице.

Вопросы. Ответ: «да» «нет» «не замечал»
1.
2.
3. До 15 человек До 20 человек 65 25 человек 28
4.

Учитель на уроке требует тишины. Основной труд ребенка в школе — умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали это. Чем сложнее и выше зоны центральной нервной системы, принимающие участие в трудовой деятельности, тем больше они страдают от воздействия шума. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дб. Все зависит от характера деятельности. Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дб: тихий шепот — 10 дб, умеренный шепот — 20 дб, громкий шепот — 40 дб, нормальная громкая речь — 50—60 дб. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.
Надо знать, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума. И если двадцать пять маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то учитель либо недовольно поморщится, либо улыбнется, но закроет уши руками: интенсивность шума превышает нормы, допустимые для слухового анализатора. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, поднимая ее, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум? Правомерно ли говорить о его вредности? Измерили уровень шума на уроке и на перемене и реакцию организма ( давление, пульс) у учителей, получили следующий результат:

Имя, отчество учителя Уровень шума Давление (SYS) пульс  
Татьяна Григорьевна 46 дб ( на уроке) 68 дб (на перемене)
Татьяна Николаевна 45 дб 68 дб
Лилия Петровна 47 дб 68 дб
Елена Юрьевна 44 дб 68 дб
Фёдор Юрьевич 49 дб 68 дб
Анатолий Иванович 46 дб 67 дб

Результаты исследования реакции организма учащихся 9 б класса на шум на уроке и на перемене:

Имя ученика Уровень шума Давление (sys) пульс
Сергей 45 дб 68 дб
Настя 46 дб 68 дб
Герман 46 дб 66 дб
Зоя 46 дб 67 дб
Анжела 47 дб 66 дб
Коля 45 дб 69 дб
Дима 46 дб 67 дб
Миша 45 дб 69 дб
Валера 46 дб 67 дб
Олег 45 дб 66дб

Анализируя результаты можно прийти к выводу, что наше самочувствие напрямую зависят от уровня шума вокруг нас. В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порогов интенсивности шума, превышение которых, оказывает отрицательный эффект.
Шум, интенсивностью выше 55 дб, мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятно, раздражающе. Шум, интенсивностью выше 58 дб, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. Шум, превышающий 60 дб, снижает внимание. Шум, интенсивностью выше 65 дб, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу. 5. Типология шумов школьного урока
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.
Незаметный шум (40—45 дб) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет.

Тихий рабочий шум (45---59 дб) Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дб) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции.

Интенсивный анормативный шум (65—75 дб) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции. .

В ходе проведения исследования проблемой влияния шума на организм человека заинтересовались мои одноклассники. Нами проведены были классные часы на темы: «Как сохранить свой слух», «Шум и стресс», «Влияние музыки на организм человека». В результате мои одноклассники приняли решение следить за уровнем шума на уроках и перемене, стараться меньше кричать, не включать громкую музыку, меньше пользоваться плеером.
III. Вывод.
Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дб может привести к частичной или полной потере слуха. Так же, при этом могут произойти патологические изменения в сердечнососудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ.
Чтобы уберечь слух:
• не увеличивать громкость звука в наушниках плеера, пытаясь заглушить внешний шум (в метро или на улице). При этом увеличивается и электромагнитное излучение на мозг от динамика наушника;
• в шумном месте использовать противошумовые мягкие "беруши" или наушники-вкладыши. Их надо "подгонять" индивидуально под ухо;
• в помещениях применять шумоизолирующие экологические материалы для снижения шума;
• с простудой и насморком, когда заложен нос и гайморовы пазухи, недопустимы резкие перепады давления.
• давать своим ушам отдыхать от громкого шума
IV. Литература:

1. В.Г.Артамонова, Н.Н.Шаталов "Профессиональные болезни", Медицина, 1996.

2. Е.Ц. Андреева-Галанина и др. "Шум и шумовая болезнь", Ленинград, 1972.

3. Г.А.Суворов, А.М. Лихницкий "Импульсный шум и его влияние на организм человека", Ленинград, 1975 4.Аничин В, Павлов В. Профилактика вредного влияния шума на слух. М., Знание 1983. 5. Зиятдинов Ш. Шум как экологический фактор. -Научно- методический журнал «Физика в школе»,№7 2003.

6. Материалы научной конференции СГА - Г.И. Евсеевой «Проблема влияния шума на организм человека в исследовательских работах учащихся» 2003. 7. Тейлор Р. Шум. – М. Мир, 1978.

Человек и природа. Шумовое загрязнение окружающей среды.-М.,Мир,1980. 9. Санитарные нормы 9-86 РБ 98 «Шума на рабочих местах. Предельно допустимые уровн Влияние шума на слуховой анализатор

Повреждение слуха как профессиональная болезнь описано еще в 1700 г. итальянским врачом Бернардино Рамаццини. С развитием промышленности в конце XIX — начале XX столетия вредному влиянию шума стали подвергаться большие контингенты работающих в самых различных отраслях производства. Одновременно стало проводиться изучение действия шума на слуховую функцию [Медиокритский Е. Е. 1874; Малютин Е. А.. 1896; Попов Н. Ф., 1914; Захер А. В., 1924; Трамбицкий Г. С, 1925; Темкин Я. С, 1927, 1929; Преображенский Б. С, 1929 Holt, 1884; Habermann, 1893, 1906; Wittmaak, 1907, 1929; Peyser, 1927, и др.].

Установлено, что патологоанатомическим субстратом шумовой тугоухости являются необратимые изменения волосковых клеток спирального органа, а в далеко зашедших случаях — и спирального узла [Попов Н. Ф., 1914; Преображенский Б. С, 1929: Аничкин В. Ф., 1968; Wittmaak, 1907; Vosten, 1958; Dieroff et al., 1964, и др.]. Однако при решении проблемы патогенеза шумовой тугоухости исследователи столкнулись с большими трудностями.

Результаты опытов на механической модели базальной мембраны ставят под сомнение резонансную теорию Гельмгольца и теорию странствующей волны Бекеши [Lupu, 1971].

Интенсивный производственный шум, вызывая соответствующую реакцию в звуковом анализаторе в виде химических изменений и электрических импульсов, представляет значительную нагрузку, которая не может быть представлена чисто механически [Делятовский В. А., 1966], так как колебания покоящегося па базальной мембране спирального органа ничтожно малы и не укладываются в законы механики.

Например, для частоты 2000 Гц амплитуда находится между одной миллиардной и одной десятимиллиардной долями миллиметра.

Интенсивный шум создает нагрузки с величинами, которые соответствуют представлениям механики, но не под силу нашему органу слуха, не встречающемуся с ними на протяжении всего периода человеческого развития.

В результате механическое действие звуковой энергии может привести к травматическому повреждению регенераторной системы [Попов И. Ф., 1914; Gutti, 1965].

Другого мнения придерживаются А. В. Акелайтите (1958), Г. И. Кривицкая (1964), Stange (1970). Они связывают первичные изменения с перераздражением определенных отделов центральной нервной системы, в результате чего возникают изменения во внутреннем ухе.

Особую роль в патогенезе профессиональной тугоухости отводят подкорковым центрам, регулирующим трофику слухового анализатора [Винник С. А., 1940; Андреева-Галанина Е. Ц. и соавт., 1972]. Эти влияния осуществляются по трофическим нервным волокнам, идущим к спиральному органу. В. Ф Аничин (1966, 1968) и С. В. Алексеев (1974) в своих работах показали глубокие биохимические изменения в клетках рецепторого аппарата при действии акустических раздражителей.

Таким образом, поражение слуха под действием звуковых раздражителей наступает в связи с перераздражением центра слуха, которое через центральную нервную систему передается на улитку, вызывая в периферическом рецепторе дистрофический процесс.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,

 

и». АКУСТИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ШУМОМ.

На население городов непрерывно воздействуют многочисленные источники шума. Это грузовой, общественный и личный транспорт, железнодорожные вокзалы, морские, рыбные и торговые порты, аэропорты, различные механизмы, бытовая техника, телефоны и т.д. Уровни шума от различных источников достигают 90 – 120 дБ: шум мотоцикла, реактивный самолёт, звук плеера, полёт реактивного лайнера – это может привести к ослаблению слуха, болезням нервно-психического стресса, гипертонии. При старте космического корабля нагрузка на слуховой аппарат достигает 190 дБ. При этом лопаются барабанные перепонки.

Почти вся жилищная территория городов находится в зоне акустического давления. Его создают работа промышленных предприятий, транспортные потоки, трясущиеся по рельсам трамваи, визг тормозов и вой противоугонных сирен.

Люди, живущие поблизости от аэропорта, постоянно подвергаются вредному воздействию акустических полей от шума взлетающих и заходящих на посадку самолётов.

Вклад в общий уровень шума в городах автомобильного, железнодорожного, электрического муниципального, авиационного транспортов составляет 89-98%.

В настоящее время в ряде стран законами установлены предельно допустимые уровни шума. Россия в последнее время активно занимается данной проблемой.

В конце марта 2006г. В Санкт-Петербурге проходил XI Международный конгресс по звуку и вибрации. В нём участвовал цвет мировой акустической науки более чем из 40-а стран. Было заслушано 400 докладов по передовым методам борьбы с акустическим загрязнением среды обитания.

Вообще Санкт-Петербург считается одним из самых шумных городов мира. В нашем городе проект Кольцевой автодороги (КАД) предусматривает ограждение трассы шумозащитными щитами (22км). Акустическую защиту разработали учёные Военно-механического Университета (Военмеха). Жители близко расположенных домов будут защищены не только от децибелов, излучаемых транспортными потоками, но и от пыли, выхлопных газов, электромагнитных полей.

Теперь о метро и плеерах…

В час пик уровень шума в метро достигает 90-100 дБ. Пассажиры, слушающие в метро музыку, чтобы перекрыть этот шум, прибавляют громкость на своих плеерах. В итоге из наушников несутся все 110-120 дБ, причём это «направленный» звук прямо к барабанной перепонке. От такого воздействия музыкальный слух можно потерять вовсе, а обычный сильно ослабевает. Это воздействие равно тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10-и метрах от ревущего реактивного двигателя.

Проблемой также являются и многочисленные стройки, на которых не соблюдаются ни дневные, ни ночные шумовые нормативы. И днём, и ночью там работает строительная техника, гремят отбойные молотки (120 дБ). В соответствии с санитарными нормами, уровень шума около зданий в дневное время не должен превышать 55 дБ, а ночью 45 дБ. Таким образом, наличие рядом с жилым домом круглосуточной стройки и по интенсивности, и по продолжительности шума в несколько раз превышает допустимые показатели.

Остановимся на проблеме источников шума в помещении.

В офисе нас окружают 3 вида шума:

· Воздушный (разговоры, воспроизводящие устройства, радио, шум от компьютеров и т.п.)

· Ударный (ходьба, хлопанье дверьми и т.п.)

· Структурный (распространяется по элементам конструкции здания)

Компьютеры, принтеры, факсы, кондиционеры и прочее – источники шума. Непосредственно в самом компьютере источников шума несколько:

· Вентиляторы (куллеры), охлаждающие блок питания, процессор и видеоплату

· Приводы оптических и жёстких дисков

Корпус компьютера играет роль резонатора и добавляет в общую картину шума низкие частоты, действующие даже на наше подсознание (например, на низких частотах зомбируют).

Проблема шума компьютера решается охлаждением процессора, компонентов системной платы и видеоускорителя.

Привыкнуть к шуму нельзя. За время изучения его воздействия на организм человека были выработаны гигиенические нормативы. Сила звука не должна превышать 70-80 дБ на одно рабочее место. Работникам, где это примерно так и больше, выдаются специальные наушники.

По оценкам специалистов, шум является даже более опасным фактором, чем химическое загрязнение воздуха. В результате повышенного уровня шума дома и на улице слуховые клетки угнетаются, нарушается сон, появляется чувство усталости, уменьшается способность к концентрации внимания.

В медицине есть термин: шумовая болезнь. Негативное влияние шума сказывается на сердечно-сосудистой системе, на моторике кишечника, на обменных процессах, на иммунитете. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Ритмический шок (громкая музыка на дискотеках и танцплощадках, рок- и поп-концертах) может вызвать беспричинную агрессию. Подростки, пострадавшие от шума дискотек, вполне могут стать пациентами психоневрологической клиники. Систематическое переутомление органа слуха может привести к тугоухости. Есть такой анекдот:

Мама говорит сыну:

- Паша, не ходи на дискотеку, а то оглохнешь.

Сын отвечает:

- Спасибо, мамочка, я уже пообедал!

Примером пагубного воздействия шума на человека является существовавшая в средние века казнь «под колоколом». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осуждённого.

Другой пример – показанная в советском шпионском фильме «Судьба резидента» пытка «музыкальная шкатулка». Это комната без окон, куда помещали подозреваемого в шпионаже человека и включали звуковые эффекты. Человека там держали по несколько недель, так что он либо признавался, либо рисковал сойти с ума. Периодически его проверяли на «детекторе лжи».