ШИЗОИДНОСТЬ. См. Шизофрения.

ШИЗОФРЕНИЯ: психоз, чаще всего возникающий в юнос­ти и отличающийся потерей чувства реальности (неприспособленностью) и способом мыслить, сравни­мым с мыслью в процессе сновидения (аутизм).Отличи­тельная черта этого психоза — подавление чувств («неэмо­циональность»). Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость отличается использо­ванием абстрактных, технических, научных терминов), он безразличен ко всему окружающему. Шизофрения требу­ет госпитализации и лечения в специальных клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью, представ­ляющей собой склонность к шизофрении, простую предрас­положенность, обычно наличествующую у субъектов доли­хоцефального типа — с удлиненным лицом, худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции). Примером случая шизофрении является жизнь Ван Гога. См. Циклотимия, Психоз.

ШКОЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:

выбор наилучшего школьного и профессионального пу­ти, открывающегося перед субъектом. Устанавливается в зависимости от способностей и сознательных устремлений субъекта. Школьная и профессиональная ориентация про­водится в средних учебных заведениях Советом класса, име­ющим место в третьем триместре 3-х и 5-х классов. Члены Совета класса (преподаватели, школьный ассистент, делега­ты, родители и т.д.) совещаются с государственными чинов­никами, ответственными за ориентацию, и сообща выбира­ют ориентацию на долгий или короткий цикльь обучения или на активную жизнь. Первые работы по профессиональ­ной ориентации проводил во Франции в начале XX в. Бине (1857-1911), введший первую градацию степеней умствен­ного развития. Декрет-закон 1938 г. предписывает, что ни один подросток не может быть принят на ту или иную долж­ность без предоставления сертификата, удостоверяющего,

 

что он прошел через центр профессиональной ориентации. Этот же декрет предписывает организацию местных секре­тариатов по профессиональной ориентации, причем хотя бы один такой центр обязательно должен существовать при каждом департаменте. В 1932 г. в Париже, по инициативе министерства национального образования, создана специ­альная служба, точное название которой было «Универ­ситетское бюро по статистике и школьной документации» (В.U.S.). В каждом департаменте, подчиняющемся Дирек­ции департаментов по труду, существует Техническая комис­сия профессиональной ориентации и профессионального образования (COTOREP), в обязанности которой входит помощь, образование и переквалификация работников, получивших травмы, а также лиц с физическими и психи­ческими недостатками, мешающими им занимать рабочее место. Изменения в сфере индустрии в свою очередь также требуют учреждения специальных служб профессиональной ориентации. См. Разделение труда.

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Фридрих):немецкий теолог (Бреслау, 1766 — Берлин, 1834). Представитель религиозного духа, характерного для философского романтизма в Германии, ав­тор книг «Речи о религии» (1799), развивающей мысль Спи­нозы, и «Монологи» (1800), опирающейся на философию Фихте и подчеркивающей важность человеческой личнос­ти. Его «Изложение христианской веры» (1821) содержит окончательный вариант его идей, которые можно свести к спиритуализму, двумя основными особенностями которого являются, с одной стороны, чувство природы как выражения божества, с другой стороны, чувство духовной общности душ как реализации духа (Христа).

ШОК: сильная эмоция, сопровождающая физиологичес­кие потрясения. Вообще говоря, шок возникает в резуль­тате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться. Психологи, во вся­ком случае, различают: 1) слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий бо­лее или менее долгую неприспособленность (сильная эмо­ция, потеря дорогого существа); 3) шок, вызывающий дол -

 

гую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию (психолог Дюма указывает некоторые случаи по­гребения людей живыми). Выражение «эмоция-шок» уста­рело и заменено выражением «аффективный шок», или «эмоциональный шок».

ШОПЕНГАУЭР (Артур):немецкий философ (Данциг, 1788 — Франкфурт-на-Майне, 1860). Демонстративно отказывался от приверженности к какой-либо школе (разве что к тради­ции индийской философии) и открыто противостоял пост­кантианской школе (Фихте, Гегель). В действительности его философия воли как основания представления глубоко отмечена философией Фихте. В 1813 г. в Йене защищает диссертацию «О четырех корнях принципа достаточного основания»; в 1818 г. выходит в свет главное его произве­дение «Мир как воля и представление». С 1820 по 1831 г. преподает в Берлине, затем оставляет преподавание и ста­новится ярым противником университетской деятельности. Его теория представления, развивающая положения систе­мы Канта, основана, как об этом говорит сам Шопенгауэр, на близкой индийской философской мысли концепции воли к жизни. Его пессимизм, сводящий воедино понятия стра­дания и жизни, неизменно вел автора к отстаиванию аске­тизма. Его мораль, основное понятие которой — жалость, представляет собой критику, местами довольно глубокую, формальной морали Канта («Очерк о свободе произвола», 1839). Его изысканный, полный метафор стиль скрывает за собой не слишком оригинальное для философии немецкого идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) учение.

ШПЕНЛЕР (Освальд):немецкий философ (Бланкенбург, Гарц, 1880 — Мюнхен, 1936). Автор «Заката Европы» (1918-1922). Его пессимистическая доктрина истории Запада, на которой ощутимо влияние Ницше, получила глубокий резо­нанс после первой и особенно после второй мировой войн, когда страны Европы действительно переживали «закатное» время.

ШПРАНГЕР(Эдуард): немецкий философ (Грос-Лихтер-велде, близ Берлина, 1882 — Тюбинген, 1963). Психолог и

 

 

 

педагог, ученик Дильтея и Паульсена. Внес существенный вклад в развитие педагогической теории в ее отношении к культуре. Сочинения: «Гумбольдт и идея человечества» (1909), «Формы жизни» (1914), «Культура и воспитание» (1919), «Народ, государство, воспитание» (1930). Его полное собрание сочинений (11 томов) опубликовано в 1969 г.

ШТЕЙН (Эдит):немецкий философ (Бреслау, 1891 —умерла в депортации в Аушвитце, 1942). В своей работе «Endliches und ewiges Sein» (1950) пытается объединить феноменоло­гию и христианский персонализм.

ШТИРНЕР (Макс, наст, имя Иоганн Каспар Шмидт):не­мецкий философ (Байрёйт, 1806 — Берлин, 1856). Его глав­ное сочинение — «Единственный и его собственность» (1845) защищает индивидуализм, граничащий с произволом. Он писал, в частности: «Для меня нет ничего выше, чем «Я»... я объявляю войну всякому государству, даже демокра­тическому». Его яростные нападки на государство и рели-"•-, гию, преувеличенное внимание к личным желаниям, кото­рые должны стать гарантами свободы, непосредственный и сентиментальный стиль его романтических произведений напоминают некоторые черты анархистской литературы. В 1852 г. написал работу «История реакции».

 

э

 

 

ЭББИНГАУЗ (Герман):немецкий психолог (Бармен, сег. Вуп-перталь, 1850 — Галле, 1909). Распространил эксперимен­тальную психологию, приложимую Фешером к чувствам, на область памяти («Основы психологии», 1908).

ЭБЕРХАРД (ИоганнАвгуст): немецкий философ (Хальберн-штадт, 1739 — Халл, 1809). Ученик Вольфа, в работе «Но­вая апология Сократа» (1772) оспаривавший христианские догмы. Противник философии Канта, оспаривавший его учение в двух учрежденных им газетах: «Das Philosophische Magazin» (1788-1792) и «Philosophisches Archiv» (1792-1795). Кант ответил ему брошюрой (1790). Его произведения: «А1-lgemein Theorie des Denkens und Empfindens» (Общая теория мысли и чувства, 1776), «Общая история философии» (1788-1796), «Geist des Urchristentums» (Дух раннего христианства, 1808).

ЭВДЕМОНИЗМ(от гр. eudaimon —г счастливый, от ей — благо и daimon — гений): теория, по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от ге­донизма, рассматривающего счастье лишь как непосредст­венное удовольствие. Эвдемонизм развивает эпикуреизм, видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ: теория, согласно которой различные виды животного Мира возникаиШ и изменяются про-

 

сто в ходе движения эволюции (например, человек про­изошел от обезьяны). Эта теория, горячими защитниками которой были Ламарк (1744-1829) и Дарвин (1809-1882), сегодня уже почти не пользуется доверием. Она оставляет между видами пробелы, которые антропология и палеонто­логия, по всей видимости, не могут заполнить. Вместо всеоб­щего эволюционизма мы признаем параллелизм видов, не контактирующих между собой, но эволюционирующих не­зависимо друг от друга в довольно узких рамках. Например, вид обезьян может эволюционировать, но такая эволюция всегда даст лишь обезьяну и мы никогда не найдем здесь посредника между обезьяной и человеком. Среди передовых гипотез, объясняющих эволюцию индивидов и видов, важ­нейшими являются «ламаркизм» (влияние среды), «дарви­низм» (естественный отбор), «мутационизм» (творчество новых видов посредством резких генетических модифи­каций), «неодарвинизм» (отрицающий наследственность приобретенных качеств и связывающий эволюцию видов с генетическими мутациями, отличающимися неупорядочен­ностью). Самые последние биологические исследования со­четают несколько идей одновременно: по всей видимости, действительно имеет место эволюция одних видов из других; но эта эволюция является прерывистой, она осуществляется скачками, мутациями, не связанными напрямую t биологи­ческим строением. Так же, как мы строим дом не милли­метр за миллиметром, но камень за камнем или даже иногда по целым частям, которые изменяют общий вид, так же имолекулярные структуры — «камни жизни» — предполага­ют прерывистость. Недостающие звенья эволюции в дейст­вительности, видимо, никогда и не существовали. С другой стороны, американские исследователи показали, что естест­венный отбор объясняет далеко не все и что среда (в виде - бактерий) может вызвать генетические мутации, являющие­ся адаптационными реакциями на частный случай («The origin of Mutants», журнал «Nature», сентябрь, 1988). Теории эволюции меняются и обогащаются вместе с прогрессом в наблюдении за фактами.

ЭВТАНАЗИЯ(от гр. ем — благо и thanatos — смерть): метод, принятый некоторыми философскими учения-

 

 

ми или религиями, нацеленный на то, чтобы безболез­ненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь. Сторонником такой «счастливой смерти» в инте­ресах общества был Платон, заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здо­ровыми, позволим им умереть». Современность менее ци­нична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон, который к тому же и создал термин «эвта­назия», без колебаний стал самым ярым сторонником смяг­чения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос: имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама на­стойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», — писал в XVI в. врач А. Паре, определяя непреклонную точку зрения веры. Точка зрения закона, по крайней мере вплоть до наших дней, находится в той же плоскости: французский, немецкий, английский и американский парламенты, как и ряд других стран, осудили эвтаназию.

ЭГО (лат. слово, означающее «Я»): латинское выражение, применяемое в психоанализе для обозначения «Я» какравновесия между «сверх-Я» (социальное сознание) и «Оно» (физические наклонности, индивидуальные же­лания). Если «сверх-Я» (или «супер-эго») и «Оно» являются абстракциями, эго соответствует реальной личности, опре­деленной форме отношения субъекта смиром и другими людьми.

ЭГОИЗМ(от лат. ego — я): умственная установка челове­ка, который все сводит к самому себе. Вметафизическом плане эгоизм — это доктрина, которая рассматривает су­ществование других людей как иллюзорное или, по меньшей мере, сомнительное; этот метафизический смысл сегодня забыт. В психологии эгоизм обозначает склонность (леги­тимную, в конечном счете) к самозащите, самоутверждению, саморазвитию. В этом смысле он лишь один из аспектов инстинкта самосохранения. Вплоть до сегодняшнего дня термин ни в коей мере не является уничижительным. Он им

 

становится лишь тогда, когда обозначает в узком смысле чрезмерное внимание к самому себе, доходящее до прене­брежения интересами другого человека. Тогда он приобре­тает характеристики аномалии, говорит о факторе необщи­тельности, даже когда речь идет об «эгоизме двоих» (пара) или «эгоизме троих» (пара и ребенок). В плане морали эго­изм противостоит альтруизму; его называют также эго­центризмом, индивидуализмом, и он противостоит любой форме социальности вообще.

ЭГОТИЗМ: термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «что­бы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай са­мого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает вся­кое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовер­шенствования как главное правило поведения.

ЭГОЦЕНТРИЗМ: склонность считать себя центром уни­версума. Пиаже и Клапаред установили, что эгоцентризм — это нормальная стадия в эволюции характера ребенка от че­тырех до шести лет, посредствующее звено между полным эгоизмом, свойственным младенчеству, и более сильной со­циальной установкой подросшего ребенка. Следовательно, термин не несет в себе сугубо пренебрежительный смысл, кроме тех случаев, когда он применим к взрослому человеку, у которого эгоцентризм в принципе должен быть «пройден­ным этапом».

ЭДИПОВ (комплекс):комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с кото­рым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда — чувство ревности и соперничества. У девочек Эдипову комплексу соответствует комплекс Электры, направленный на отца. Это нормальное

 

 

чувство, и патологическим оно становится лишь в том слу­чае, если продолжается и тогда, когда ребенок взрослеет. Но, как правило, внутренний конфликт и напряжение разре­шаются естественным образом — вытеснением сексуаль­ных потребностей, имеющим место вплоть до подростково­го возраста, и идентификацией с отцом. В качестве такового мальчик учится быть мужественным и меньше зависеть от матери. Эдипов комплекс характерен для детей из моногам­ных семей.

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ(от гр. eidos — форма, сущность): от­носящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдети­ческая редукция — метод рефлексии, состоящий в том, что­бы бесконечно менять содержание представления (напри­мер, представления об эмоции), чтобы вычленить сущность вещи (универсальный характер эмоций как минутную невоз­можность приспособиться к ситуации). Гуссерль часто при­водит геометрический пример треугольника: если бесконеч­но менять формы треугольников, пропорции сторон, можно вычленить «сущность» треугольника вообще, независимую от всех тех особенностей, которые характерны для каждо­го отдельного случая; так происходит сведение к смыслу. В психологии различают эйдетический и генетическийанализ: «генетика» эмоции вычленяет не ее смысл, а условия ее временного существования, физиологический и психоло­гический процесс, вызвавший ее. Совсем в другом смысле говорят в психологии об «эйдетических образах», применяя этот термин к визуальным образам исключительной четкос­ти (особенно у детей от 10 до 15 лет).

ЭЙКЕН (Рудольф):немецкий философ (Аурих, 1846 — Йена, 1926),инициатор идеалистической реакции на натуралисти­ческую мысль. Написал «Историю и критику фундаменталь­ных принципов нашей эпохи» (1878), «Частичную истину, содержащуюся в религии» (1901). Получил Нобелевскую премию в 1908 г.

ЭЙНШТЕЙН (Альберт):физик немецкого происхождения (Ульм, 1879 — Принстон, 1955). Автор теории относитель-

 

 

ности времени и пространства; оказал на философию на­шего времени такое же сильное и продолжительное влияние, как, например, в свое время Коперник, который в XVIв. поведал людям, что они живут вовсе не в центре мира. Таким образом, можно ли говорить об «эйнштейновой революции»: принцип относительности феноменов, в сущности, идет в том же направлении, но еще дальше, чем принцип «отно­сительности познания», робко выдвигавшийся философами и учеными XVIII и XIX вв., от Ньютона до Конта. Однако следует иметь в виду, что теория относительности не являет­ся ни философской теорией об универсуме, ни метафи­зикой науки; это научное объяснение мира. Обобщение от­носительности означает утверждение связей между всеми феноменами универсума (в частности, между гравитацией и электромагнетизмом), оно объединяет все данные науки.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: философская доктрина, предмет которой — человеческое существование в его конкрет­ной реальности и на уровне индивида, являющегося чле­ном общества. Данный «угол зрения» диаметрально про­тивоположен углу зрения картезианской философии и всех рационалистических систем вообще: это реакция филосо­фии человека на философию разума и идей. Вовсе не пред­ставляя собой «существо» изначально данное и обязанное своим существованием разуму, человек вначале представля­ет собой лишь небытие и сам факт существования «абсур­ден», т.е. оторван от всякого значения. Одним словом, чело­век существует до того, как быть (о чем гласит знаменитая формула Сартра: «Существование предшествует сущнос­ти»). Следовательно, человек сам должен придать смысл сво­ей жизни и стать в своей жизни разумным существом; че­ловек — лишь то, что он из себя сделал. Иными словами: быть — значит выбирать себя посредством свободного при­нятия обязательств (ангажирования). Кроме того, не может быть и речи о том, чтобы отказать этой свободе, ибо это «аб­солютная свобода»: человек обречен на то, чтобы быть сво­бодным. Отсюда — его метафизическая тоска, в которой он одновременно и ощущает небытие, из которого он вышел, и предчувствует неопределенность выбора, который заставит его достигнуть бытия. Исторически термин «экзистенциа-

 

 

лизм» был создан Хайдеггером в 1927 г. в работе «Бытие и время» и подхвачен Ясперсом в сочинении «Философия существования» (1938). Основными представителями этого течения во Франции являются Марсель, Мерло-Понти и вособенности Сартр. Обычно вфилософии экзистенциа­лизма различают два направления: христианский экзис­тенциализм (Ясперс, Габриель Марсель) и атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю). В действительности, это разграничение является довольно поверхностным и не охва­тывает собой все формы экзистенциализма. Более правомер­но разграничивать экзистенциальную философию, нацелен­ную на понимание конкретной жизни человека в мире и истории, описание ее «фундаментальных позиций» (Ясперс, Мерло-Понти), и экзистенциальную философию, нацелен­ную на понимание человеческого бытия, онтологической реальности Dasein (бытия-здесь) (Хайдеггер и Сартр в рабо­те «Бытие и Ничто»); первая представляет собой эмпири­ческое описание экзистенции, вторая -— метафизическое, ищущее ее фундаментальное значение. См. Абсурд, Трево­га, Жизненная позиция, Сущность, Кьеркегор, Паскаль.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ: относящийся к чувству экзис­тенции. Экзистенциальная философия — это психоло­гическое или моральное описание чувства экзистенции (Ясперс), такого, каким оно предстает всамых различных ситуациях (страдание, сражение, ошибка, и даже в экстре­мальных ситуациях —- таких, как смерть). Отличается от экзистенциальной философии, представляющей собой ме­тафизический анализ существенных элементов, составляю­щих существование (Хайдеггер), — таких как свобода, не­знание (блуждание), случайность нашего присутствия и т.д." Таким образом, экзистенциальная философия описывает конкретные ситуации; экзистенциальная философия ана­лизирует универсальные черты всякого человеческого су­ществования.

ЭКЛЕКТИЗМ (от гр. eklegein — выбирать): метод, пред­полагающий заимствование принципов в нескольких различных системах и создание на их основе единой системы. Это также название философской школы, осно-

 

ванной в XIX в. В. Кузеном иутверждавшей, что все фило­софские системы сводятся к четырем фундаментальным формам (идеализм, сенсуализм, скептицизм, мистицизм) тогда как наилучшая система — эклектизм — пытается со­хранить позитивный аспект каждой из этих форм. Тэн и Ренувъе упрекали В. Кузена в том, что это разделение на зерна и плевелы не имеет под собой никакого четкого кри­терия. Сегодня слово «эклектизм» приобрело пренебрежи­тельный оттенок и связано с поверхностной и оппортунис­тической мыслью.

ЭКСПЕРИМЕНТ: научный метод, воссоздающий ситуа­цию наблюдения с целью проверки некоторого предполо­жения, гипотезы.Если наблюдение — это лишь констата­ция феномена, при условии, что мы являемся его пассивным наблюдателем, «эксперимент сознательно реализует данные условия» (Бройль) и вызывает феномен в совершенно опре­деленных условиях.

ЭКСТАЗ(гр. ekstasis — выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выхо­дит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).

Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, по­средством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реали­зуется и расцветает в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология разли­чает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровожда­ющей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгля­да, контрастирующая с общим состоянием крайнего воз­буждения, «недоступность» субъекта для других живых су­ществ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предпо­лагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (от

 

 

ат. ex-sistere — выходить из себя), предполагающим про­явление себя вовне и действие вообще, выход из своего бы­тия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фун­даментальный характер человеческого существования).

ЭКСТРАВЕРТ: речь идет о характере человека, имеюще­го склонность к экстериоризации, к завязыванию кон­тактов с другими людьми,к выражениюсвоих эмоций.

Экстраверсия необходима для психологического равнове­сия. Но чрезмерная экстравертная направленность препят­ствует углублению в себя, рефлексии и даже развитию ин­теллекта (противоп. — интроверт). См. Характер.

ЭКХАРТ (Иоганн Мейстер):немецкий философ-мистик (Хоххейм, близ Готы, ок. 1260 — Авиньон или Колонь, ок. 1327). Его система —- образец довольно туманного пантеиз­ма, который он хочет примирить с верой в единого Бога. Его строгая мысль раскрывает перед нами своеобразный мисти­цизм и старается придать ему рациональное обрамление. Этот спекулятивный мистицизм, вообще характерный для немецкой мысли, оказал большое влияние на философию XIX в. (Фихте, Шеллинг, Гегель), где рациональная диалек­тика попытается раскрыть и выразить романтическое вдох­новение.

ЭЛЕЙСКАЯ (школа):греческая философская школа, ос­нованная Ксенофаном Колофонским, самые знаменитые представители которой — Парменид (начало V в. до Р.Х.) и Зенон (V в. до Р.Х.). Они провозглашают принципиальное отличие между физическим миром, познаваемым с помощью чувств, множественным и изменчивым, и интеллигибель­ным миром, единственно реальным, познаваемым с помощью разума объектом науки, абсолютным, универсальным, веч­ным. Элеаты, утверждавшие неподвижность бытия, проти­востоят Гераклиту и его ученикам, которые, наоборот, под­черкивают вечное становление всех вещей. Элейская школа повлияла на платоновскую метафизику. См. «Ахилл и чере­паха», Зенон.