ШИЗОИДНОСТЬ. См. Шизофрения.
ШИЗОФРЕНИЯ: психоз, чаще всего возникающий в юности и отличающийся потерей чувства реальности (неприспособленностью) и способом мыслить, сравнимым с мыслью в процессе сновидения (аутизм).Отличительная черта этого психоза — подавление чувств («неэмоциональность»). Шизофреник манерничает, много говорит (причем такого рода разговорчивость отличается использованием абстрактных, технических, научных терминов), он безразличен ко всему окружающему. Шизофрения требует госпитализации и лечения в специальных клинических условиях. Не следует путать ее с шизоидностью, представляющей собой склонность к шизофрении, простую предрасположенность, обычно наличествующую у субъектов долихоцефального типа — с удлиненным лицом, худощавых и светловолосых (противоположно циклоидной конституции). Примером случая шизофрении является жизнь Ван Гога. См. Циклотимия, Психоз.
ШКОЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:
выбор наилучшего школьного и профессионального пути, открывающегося перед субъектом. Устанавливается в зависимости от способностей и сознательных устремлений субъекта. Школьная и профессиональная ориентация проводится в средних учебных заведениях Советом класса, имеющим место в третьем триместре 3-х и 5-х классов. Члены Совета класса (преподаватели, школьный ассистент, делегаты, родители и т.д.) совещаются с государственными чиновниками, ответственными за ориентацию, и сообща выбирают ориентацию на долгий или короткий цикльь обучения или на активную жизнь. Первые работы по профессиональной ориентации проводил во Франции в начале XX в. Бине (1857-1911), введший первую градацию степеней умственного развития. Декрет-закон 1938 г. предписывает, что ни один подросток не может быть принят на ту или иную должность без предоставления сертификата, удостоверяющего,
что он прошел через центр профессиональной ориентации. Этот же декрет предписывает организацию местных секретариатов по профессиональной ориентации, причем хотя бы один такой центр обязательно должен существовать при каждом департаменте. В 1932 г. в Париже, по инициативе министерства национального образования, создана специальная служба, точное название которой было «Университетское бюро по статистике и школьной документации» (В.U.S.). В каждом департаменте, подчиняющемся Дирекции департаментов по труду, существует Техническая комиссия профессиональной ориентации и профессионального образования (COTOREP), в обязанности которой входит помощь, образование и переквалификация работников, получивших травмы, а также лиц с физическими и психическими недостатками, мешающими им занимать рабочее место. Изменения в сфере индустрии в свою очередь также требуют учреждения специальных служб профессиональной ориентации. См. Разделение труда.
ШЛЕЙЕРМАХЕР (Фридрих):немецкий теолог (Бреслау, 1766 — Берлин, 1834). Представитель религиозного духа, характерного для философского романтизма в Германии, автор книг «Речи о религии» (1799), развивающей мысль Спинозы, и «Монологи» (1800), опирающейся на философию Фихте и подчеркивающей важность человеческой личности. Его «Изложение христианской веры» (1821) содержит окончательный вариант его идей, которые можно свести к спиритуализму, двумя основными особенностями которого являются, с одной стороны, чувство природы как выражения божества, с другой стороны, чувство духовной общности душ как реализации духа (Христа).
ШОК: сильная эмоция, сопровождающая физиологические потрясения. Вообще говоря, шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться. Психологи, во всяком случае, различают: 1) слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного; 2) шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа); 3) шок, вызывающий дол -
гую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию (психолог Дюма указывает некоторые случаи погребения людей живыми). Выражение «эмоция-шок» устарело и заменено выражением «аффективный шок», или «эмоциональный шок».
ШОПЕНГАУЭР (Артур):немецкий философ (Данциг, 1788 — Франкфурт-на-Майне, 1860). Демонстративно отказывался от приверженности к какой-либо школе (разве что к традиции индийской философии) и открыто противостоял посткантианской школе (Фихте, Гегель). В действительности его философия воли как основания представления глубоко отмечена философией Фихте. В 1813 г. в Йене защищает диссертацию «О четырех корнях принципа достаточного основания»; в 1818 г. выходит в свет главное его произведение «Мир как воля и представление». С 1820 по 1831 г. преподает в Берлине, затем оставляет преподавание и становится ярым противником университетской деятельности. Его теория представления, развивающая положения системы Канта, основана, как об этом говорит сам Шопенгауэр, на близкой индийской философской мысли концепции воли к жизни. Его пессимизм, сводящий воедино понятия страдания и жизни, неизменно вел автора к отстаиванию аскетизма. Его мораль, основное понятие которой — жалость, представляет собой критику, местами довольно глубокую, формальной морали Канта («Очерк о свободе произвола», 1839). Его изысканный, полный метафор стиль скрывает за собой не слишком оригинальное для философии немецкого идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) учение.
ШПЕНЛЕР (Освальд):немецкий философ (Бланкенбург, Гарц, 1880 — Мюнхен, 1936). Автор «Заката Европы» (1918-1922). Его пессимистическая доктрина истории Запада, на которой ощутимо влияние Ницше, получила глубокий резонанс после первой и особенно после второй мировой войн, когда страны Европы действительно переживали «закатное» время.
ШПРАНГЕР(Эдуард): немецкий философ (Грос-Лихтер-велде, близ Берлина, 1882 — Тюбинген, 1963). Психолог и
педагог, ученик Дильтея и Паульсена. Внес существенный вклад в развитие педагогической теории в ее отношении к культуре. Сочинения: «Гумбольдт и идея человечества» (1909), «Формы жизни» (1914), «Культура и воспитание» (1919), «Народ, государство, воспитание» (1930). Его полное собрание сочинений (11 томов) опубликовано в 1969 г.
ШТЕЙН (Эдит):немецкий философ (Бреслау, 1891 —умерла в депортации в Аушвитце, 1942). В своей работе «Endliches und ewiges Sein» (1950) пытается объединить феноменологию и христианский персонализм.
ШТИРНЕР (Макс, наст, имя Иоганн Каспар Шмидт):немецкий философ (Байрёйт, 1806 — Берлин, 1856). Его главное сочинение — «Единственный и его собственность» (1845) защищает индивидуализм, граничащий с произволом. Он писал, в частности: «Для меня нет ничего выше, чем «Я»... я объявляю войну всякому государству, даже демократическому». Его яростные нападки на государство и рели-"•-, гию, преувеличенное внимание к личным желаниям, которые должны стать гарантами свободы, непосредственный и сентиментальный стиль его романтических произведений напоминают некоторые черты анархистской литературы. В 1852 г. написал работу «История реакции».
э
ЭББИНГАУЗ (Герман):немецкий психолог (Бармен, сег. Вуп-перталь, 1850 — Галле, 1909). Распространил экспериментальную психологию, приложимую Фешером к чувствам, на область памяти («Основы психологии», 1908).
ЭБЕРХАРД (ИоганнАвгуст): немецкий философ (Хальберн-штадт, 1739 — Халл, 1809). Ученик Вольфа, в работе «Новая апология Сократа» (1772) оспаривавший христианские догмы. Противник философии Канта, оспаривавший его учение в двух учрежденных им газетах: «Das Philosophische Magazin» (1788-1792) и «Philosophisches Archiv» (1792-1795). Кант ответил ему брошюрой (1790). Его произведения: «А1-lgemein Theorie des Denkens und Empfindens» (Общая теория мысли и чувства, 1776), «Общая история философии» (1788-1796), «Geist des Urchristentums» (Дух раннего христианства, 1808).
ЭВДЕМОНИЗМ(от гр. eudaimon —г счастливый, от ей — благо и daimon — гений): теория, по которой счастье должно быть высшей целью человека. Отличается от гедонизма, рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольствие. Эвдемонизм развивает эпикуреизм, видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ: теория, согласно которой различные виды животного Мира возникаиШ и изменяются про-
сто в ходе движения эволюции (например, человек произошел от обезьяны). Эта теория, горячими защитниками которой были Ламарк (1744-1829) и Дарвин (1809-1882), сегодня уже почти не пользуется доверием. Она оставляет между видами пробелы, которые антропология и палеонтология, по всей видимости, не могут заполнить. Вместо всеобщего эволюционизма мы признаем параллелизм видов, не контактирующих между собой, но эволюционирующих независимо друг от друга в довольно узких рамках. Например, вид обезьян может эволюционировать, но такая эволюция всегда даст лишь обезьяну и мы никогда не найдем здесь посредника между обезьяной и человеком. Среди передовых гипотез, объясняющих эволюцию индивидов и видов, важнейшими являются «ламаркизм» (влияние среды), «дарвинизм» (естественный отбор), «мутационизм» (творчество новых видов посредством резких генетических модификаций), «неодарвинизм» (отрицающий наследственность приобретенных качеств и связывающий эволюцию видов с генетическими мутациями, отличающимися неупорядоченностью). Самые последние биологические исследования сочетают несколько идей одновременно: по всей видимости, действительно имеет место эволюция одних видов из других; но эта эволюция является прерывистой, она осуществляется скачками, мутациями, не связанными напрямую t биологическим строением. Так же, как мы строим дом не миллиметр за миллиметром, но камень за камнем или даже иногда по целым частям, которые изменяют общий вид, так же имолекулярные структуры — «камни жизни» — предполагают прерывистость. Недостающие звенья эволюции в действительности, видимо, никогда и не существовали. С другой стороны, американские исследователи показали, что естественный отбор объясняет далеко не все и что среда (в виде - бактерий) может вызвать генетические мутации, являющиеся адаптационными реакциями на частный случай («The origin of Mutants», журнал «Nature», сентябрь, 1988). Теории эволюции меняются и обогащаются вместе с прогрессом в наблюдении за фактами.
ЭВТАНАЗИЯ(от гр. ем — благо и thanatos — смерть): метод, принятый некоторыми философскими учения-
ми или религиями, нацеленный на то, чтобы безболезненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь. Сторонником такой «счастливой смерти» в интересах общества был Платон, заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здоровыми, позволим им умереть». Современность менее цинична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон, который к тому же и создал термин «эвтаназия», без колебаний стал самым ярым сторонником смягчения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос: имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама настойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», — писал в XVI в. врач А. Паре, определяя непреклонную точку зрения веры. Точка зрения закона, по крайней мере вплоть до наших дней, находится в той же плоскости: французский, немецкий, английский и американский парламенты, как и ряд других стран, осудили эвтаназию.
ЭГО (лат. слово, означающее «Я»): латинское выражение, применяемое в психоанализе для обозначения «Я» какравновесия между «сверх-Я» (социальное сознание) и «Оно» (физические наклонности, индивидуальные желания). Если «сверх-Я» (или «супер-эго») и «Оно» являются абстракциями, эго соответствует реальной личности, определенной форме отношения субъекта смиром и другими людьми.
ЭГОИЗМ(от лат. ego — я): умственная установка человека, который все сводит к самому себе. Вметафизическом плане эгоизм — это доктрина, которая рассматривает существование других людей как иллюзорное или, по меньшей мере, сомнительное; этот метафизический смысл сегодня забыт. В психологии эгоизм обозначает склонность (легитимную, в конечном счете) к самозащите, самоутверждению, саморазвитию. В этом смысле он лишь один из аспектов инстинкта самосохранения. Вплоть до сегодняшнего дня термин ни в коей мере не является уничижительным. Он им
становится лишь тогда, когда обозначает в узком смысле чрезмерное внимание к самому себе, доходящее до пренебрежения интересами другого человека. Тогда он приобретает характеристики аномалии, говорит о факторе необщительности, даже когда речь идет об «эгоизме двоих» (пара) или «эгоизме троих» (пара и ребенок). В плане морали эгоизм противостоит альтруизму; его называют также эгоцентризмом, индивидуализмом, и он противостоит любой форме социальности вообще.
ЭГОТИЗМ: термин, созданный Стендалем (и принятый современной философией) для обозначения анализа, который кто-либо производит над самим собой, «чтобы сделать свои чувства утонченными и получить от них больше наслаждения». В этом смысле эготизм имеет уже долгую традицию начиная с сократовского «Познай самого себя» и вплоть до «Опытов» Монтеня, если мы видим в нем то эстетическое удовольствие, которое окружает всякое психологическое самопознание. В сфере морали этот термин обозначает также поиск индивидуального самосовершенствования как главное правило поведения.
ЭГОЦЕНТРИЗМ: склонность считать себя центром универсума. Пиаже и Клапаред установили, что эгоцентризм — это нормальная стадия в эволюции характера ребенка от четырех до шести лет, посредствующее звено между полным эгоизмом, свойственным младенчеству, и более сильной социальной установкой подросшего ребенка. Следовательно, термин не несет в себе сугубо пренебрежительный смысл, кроме тех случаев, когда он применим к взрослому человеку, у которого эгоцентризм в принципе должен быть «пройденным этапом».
ЭДИПОВ (комплекс):комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда — чувство ревности и соперничества. У девочек Эдипову комплексу соответствует комплекс Электры, направленный на отца. Это нормальное
чувство, и патологическим оно становится лишь в том случае, если продолжается и тогда, когда ребенок взрослеет. Но, как правило, внутренний конфликт и напряжение разрешаются естественным образом — вытеснением сексуальных потребностей, имеющим место вплоть до подросткового возраста, и идентификацией с отцом. В качестве такового мальчик учится быть мужественным и меньше зависеть от матери. Эдипов комплекс характерен для детей из моногамных семей.
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ(от гр. eidos — форма, сущность): относящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдетическая редукция — метод рефлексии, состоящий в том, чтобы бесконечно менять содержание представления (например, представления об эмоции), чтобы вычленить сущность вещи (универсальный характер эмоций как минутную невозможность приспособиться к ситуации). Гуссерль часто приводит геометрический пример треугольника: если бесконечно менять формы треугольников, пропорции сторон, можно вычленить «сущность» треугольника вообще, независимую от всех тех особенностей, которые характерны для каждого отдельного случая; так происходит сведение к смыслу. В психологии различают эйдетический и генетическийанализ: «генетика» эмоции вычленяет не ее смысл, а условия ее временного существования, физиологический и психологический процесс, вызвавший ее. Совсем в другом смысле говорят в психологии об «эйдетических образах», применяя этот термин к визуальным образам исключительной четкости (особенно у детей от 10 до 15 лет).
ЭЙКЕН (Рудольф):немецкий философ (Аурих, 1846 — Йена, 1926),инициатор идеалистической реакции на натуралистическую мысль. Написал «Историю и критику фундаментальных принципов нашей эпохи» (1878), «Частичную истину, содержащуюся в религии» (1901). Получил Нобелевскую премию в 1908 г.
ЭЙНШТЕЙН (Альберт):физик немецкого происхождения (Ульм, 1879 — Принстон, 1955). Автор теории относитель-
ности времени и пространства; оказал на философию нашего времени такое же сильное и продолжительное влияние, как, например, в свое время Коперник, который в XVIв. поведал людям, что они живут вовсе не в центре мира. Таким образом, можно ли говорить об «эйнштейновой революции»: принцип относительности феноменов, в сущности, идет в том же направлении, но еще дальше, чем принцип «относительности познания», робко выдвигавшийся философами и учеными XVIII и XIX вв., от Ньютона до Конта. Однако следует иметь в виду, что теория относительности не является ни философской теорией об универсуме, ни метафизикой науки; это научное объяснение мира. Обобщение относительности означает утверждение связей между всеми феноменами универсума (в частности, между гравитацией и электромагнетизмом), оно объединяет все данные науки.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: философская доктрина, предмет которой — человеческое существование в его конкретной реальности и на уровне индивида, являющегося членом общества. Данный «угол зрения» диаметрально противоположен углу зрения картезианской философии и всех рационалистических систем вообще: это реакция философии человека на философию разума и идей. Вовсе не представляя собой «существо» изначально данное и обязанное своим существованием разуму, человек вначале представляет собой лишь небытие и сам факт существования «абсурден», т.е. оторван от всякого значения. Одним словом, человек существует до того, как быть (о чем гласит знаменитая формула Сартра: «Существование предшествует сущности»). Следовательно, человек сам должен придать смысл своей жизни и стать в своей жизни разумным существом; человек — лишь то, что он из себя сделал. Иными словами: быть — значит выбирать себя посредством свободного принятия обязательств (ангажирования). Кроме того, не может быть и речи о том, чтобы отказать этой свободе, ибо это «абсолютная свобода»: человек обречен на то, чтобы быть свободным. Отсюда — его метафизическая тоска, в которой он одновременно и ощущает небытие, из которого он вышел, и предчувствует неопределенность выбора, который заставит его достигнуть бытия. Исторически термин «экзистенциа-
лизм» был создан Хайдеггером в 1927 г. в работе «Бытие и время» и подхвачен Ясперсом в сочинении «Философия существования» (1938). Основными представителями этого течения во Франции являются Марсель, Мерло-Понти и вособенности Сартр. Обычно вфилософии экзистенциализма различают два направления: христианский экзистенциализм (Ясперс, Габриель Марсель) и атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю). В действительности, это разграничение является довольно поверхностным и не охватывает собой все формы экзистенциализма. Более правомерно разграничивать экзистенциальную философию, нацеленную на понимание конкретной жизни человека в мире и истории, описание ее «фундаментальных позиций» (Ясперс, Мерло-Понти), и экзистенциальную философию, нацеленную на понимание человеческого бытия, онтологической реальности Dasein (бытия-здесь) (Хайдеггер и Сартр в работе «Бытие и Ничто»); первая представляет собой эмпирическое описание экзистенции, вторая -— метафизическое, ищущее ее фундаментальное значение. См. Абсурд, Тревога, Жизненная позиция, Сущность, Кьеркегор, Паскаль.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ: относящийся к чувству экзистенции. Экзистенциальная философия — это психологическое или моральное описание чувства экзистенции (Ясперс), такого, каким оно предстает всамых различных ситуациях (страдание, сражение, ошибка, и даже в экстремальных ситуациях —- таких, как смерть). Отличается от экзистенциальной философии, представляющей собой метафизический анализ существенных элементов, составляющих существование (Хайдеггер), — таких как свобода, незнание (блуждание), случайность нашего присутствия и т.д." Таким образом, экзистенциальная философия описывает конкретные ситуации; экзистенциальная философия анализирует универсальные черты всякого человеческого существования.
ЭКЛЕКТИЗМ (от гр. eklegein — выбирать): метод, предполагающий заимствование принципов в нескольких различных системах и создание на их основе единой системы. Это также название философской школы, осно-
ванной в XIX в. В. Кузеном иутверждавшей, что все философские системы сводятся к четырем фундаментальным формам (идеализм, сенсуализм, скептицизм, мистицизм) тогда как наилучшая система — эклектизм — пытается сохранить позитивный аспект каждой из этих форм. Тэн и Ренувъе упрекали В. Кузена в том, что это разделение на зерна и плевелы не имеет под собой никакого четкого критерия. Сегодня слово «эклектизм» приобрело пренебрежительный оттенок и связано с поверхностной и оппортунистической мыслью.
ЭКСПЕРИМЕНТ: научный метод, воссоздающий ситуацию наблюдения с целью проверки некоторого предположения, гипотезы.Если наблюдение — это лишь констатация феномена, при условии, что мы являемся его пассивным наблюдателем, «эксперимент сознательно реализует данные условия» (Бройль) и вызывает феномен в совершенно определенных условиях.
ЭКСТАЗ(гр. ekstasis — выход за пределы себя): движение, посредством которого наш дух, как нам кажется, выходит за пределы нас самих и прикасается к высшей и универсальной реальности (Бог, природа или история).
Неоплатонизм (в частности, Плотин) видит здесь акт, посредством которого душа уничтожается в Боге. Во всяком случае, различают позитивный экстаз (когда душа реализуется и расцветает в Боге или в природе...) и негативный экстаз (когда душа уничтожается в Боге). Теология различает естественный экстаз, дьяволический экстаз и экстаз божественный, узнаваемые соответственно по сопровождающей их усталости, хаосу или радости. Психология все три случая сводит к одному и ограничивает свою область знания анализом экстатического поведения: неподвижность взгляда, контрастирующая с общим состоянием крайнего возбуждения, «недоступность» субъекта для других живых существ и внешнего мира вообще. Современная философия, и в частности экзистенциализм, позаимствовала термин «экстаз», придав ему новый смысл: экстаз больше не предполагает выход из существования («уклончивый» экстаз), он совпадает с самим актом существования, экзистенции (от
ат. ex-sistere — выходить из себя), предполагающим проявление себя вовне и действие вообще, выход из своего бытия, но выход для того, в частности, чтобы сделать что-то новое («устроительный» экстаз, обозначающий собой фундаментальный характер человеческого существования).
ЭКСТРАВЕРТ: речь идет о характере человека, имеющего склонность к экстериоризации, к завязыванию контактов с другими людьми,к выражениюсвоих эмоций.
Экстраверсия необходима для психологического равновесия. Но чрезмерная экстравертная направленность препятствует углублению в себя, рефлексии и даже развитию интеллекта (противоп. — интроверт). См. Характер.
ЭКХАРТ (Иоганн Мейстер):немецкий философ-мистик (Хоххейм, близ Готы, ок. 1260 — Авиньон или Колонь, ок. 1327). Его система —- образец довольно туманного пантеизма, который он хочет примирить с верой в единого Бога. Его строгая мысль раскрывает перед нами своеобразный мистицизм и старается придать ему рациональное обрамление. Этот спекулятивный мистицизм, вообще характерный для немецкой мысли, оказал большое влияние на философию XIX в. (Фихте, Шеллинг, Гегель), где рациональная диалектика попытается раскрыть и выразить романтическое вдохновение.
ЭЛЕЙСКАЯ (школа):греческая философская школа, основанная Ксенофаном Колофонским, самые знаменитые представители которой — Парменид (начало V в. до Р.Х.) и Зенон (V в. до Р.Х.). Они провозглашают принципиальное отличие между физическим миром, познаваемым с помощью чувств, множественным и изменчивым, и интеллигибельным миром, единственно реальным, познаваемым с помощью разума объектом науки, абсолютным, универсальным, вечным. Элеаты, утверждавшие неподвижность бытия, противостоят Гераклиту и его ученикам, которые, наоборот, подчеркивают вечное становление всех вещей. Элейская школа повлияла на платоновскую метафизику. См. «Ахилл и черепаха», Зенон.