Наука о человеке: описательные науки
психология: наблюдение индивида |
его объективного поведения, физических реакций (бихевиоризм), его индивидуального «Я» (интроспекция),
его образа действий (Жане) (образ действий = поведение + значение),
его отношений с другими (психоанализ)
социальная психология(Тард): поведение неорганизованной толпы
социология(основатель — культурная антропология
Конт): (наука об институтах)
наука об организованных
группах, об обществе понимающая социология
(наука о социальном поведении) этнология (дескриптивное исследование народов)
история:
наука о прошлом человечества
объективная история: наука о событиях
понимающая история:
наука об общих законах (экономических, социологических, политических и т.д.), управляющих общим ходом эволюции
Философия человека: нормативная наука о человеке
эстетика:теория прекрасного
• физиологическая теория прият
ного ощущения
• теория эстетического восприя
тия (чувства эстетического удо
вольствия)
• теория эстетического творчест
ва (тайны человеческого твор
чества)
либо теория основания и границ нашего знания (Кант), либо теория науки как человеческого стремления подчинить себе универсум (то, что Гуссерль называет «ноэтическим» анализом). Ответ на вопрос: «Что я могу знать?», «Почему я хочу знать?»
мораль |
Ответ на вопрос: «Что я должен делать?», «В чем должно заключаться предназначение человека в мире?»
теория естественного права |
изложение должной организации человеческих отношений, рационально вытекающей из природы человека (примиряет его естественное право на уважение, на индивидуальную свободу с той же естественной необходимостью общественной жизни)
философия религии |
интерпретация человеческого энтузиазма (Гегель) ритуалов и мифов (Шеллинг, Бахофен, Касси-рер, Рикер)
философия существования
как анализ человеческого бытия (онтология Dasein; Хайдеггер). Наука о человеке составляет стержень этой фундаментальной философии, прямо ставящей метафизический вопрос: «Что такое человек?»
ЧЖУ СИ: китайский философ (1130-1200). Основатель системы, известной под именем чжуизма, ведущей системы конфуцианства вплоть до конца периода Мин. Доктрина великого предела (тай-цзии) развита в «Четверокнижии». Кроме того, автор истории Китая,
«ЧЖУАН-ЦЗЫ»: фундаментальное произведение даосизма — китайской народной религии, дающей ей философское содержание. Его автор Чжуан-цзы жил в конце IV в. до Р.Х.
ЧИРНХАУЗ (Эренфрид Вальтер фон):немецкий философ и физик (Кислингвальде, близ Гёрлица, 1651 —Дрезден, 1708). Его исследования в области оптики привели к созданию новых увеличительных стекол для астрономических приборов. Им раскрыт секрет прочного, так называемого саксонского фарфора. Его теория познания изложена в сочинении «Медицина духа, или Общие правила искусства первооткрывателя» (1695).
ЧУВСТВА:эмоциональность — конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности, и чувства, связанные с действием.
пассивная эмоциональность, удовольствие и боль
переживания
эмоциональные намерения
склонность
(желание или отталкивание)
страсти
(любовь, ненависть)
Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего «Я» в ж^зни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эп^щептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью с^ою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность — непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует путать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).
ЧУВСТВЕННОСТЬ: способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения (в э^ом смысле «Трансцендентальная эстетика» Канта — I часть «Критики чистого разума» — будет теорией чувственности); 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций, в первом случае чувственность — это способность к восприятию (ощущение); во втором — форма аффективностц (чувство).
ЧУДО(от лат. mirari — удивляться): феномен, необъяснимый, если исходить из естественных причин. Во времена Декарта к области необъяснимого относилась даже радуга, так что и она считалась чудом, проявлением божественного; в это^ смысле сфера чудесного сужается в ходе научного прогресса; так, атомная физика объясняет даже превращение тел. Но с религиозной точки зрения истинное чудо — это не внешнее, но внутреннее чудо благодати, покаяния, духовного обращения. В этом узком и строго определенном смысле наличие или отсутствие чуда никак не связано с прогрессом детерминизма в науке.
ш
ШАФФ(Адам): польский философ и социолог (р. Лемберг, ныне Львов, 1913). Профессор сначала в Лодзи, затем в 1948 г. в Варшаве, наконец, в Вене, автор трудов по теории познания, философии языка и логике («Понятие и слово», 1946; «Проблемы марксистской теории истины», 1951; «Язык и познание», 1964). Интересовался как методами общественных наук, так и их связью с марксизмом («Введение в теорию марксизма», 1947; «Объективный характер исторических законов», 1955; «История и истина», 1970; «Структурализм и марксизм», 1974).
ШЕЛЕР (Макс):немецкий философ (Мюнхен, 1874 — Франк-фурт-на-Майне, 1928). Представитель феноменологии, анализ которой он распространил и на порядок человеческих чувств: моральных и религиозных. «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913-1916), «Природа и формы симпатии» (1923), «Положение человека в мире» (1928) развивают довольно конкретный персонализм (персона — «центр поступков, несводимых к какой бы то ни было частности деятельности, в которой они проявляются»), в сочетании с довольно абстрактной теорией ценностей как вечных сущностей, четких и неизменных.
ШЕЛЛИНГ(Фридрих Вильгельм Йозеф фон): немецкий посткантианский философ (Леонберг, Вуртемберг, 1775 — Рагау, 1854). Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Гёльдерлином (1790). Позднее был профессором в Йене (1798), Вюрцбурге (1803), затем в Эрлангене, Мюнхе-
не и Берлине (начиная с 1841), где он читал свои знаменитые «Лекции по философии мифологии и Откровения». Философия Шеллинга представляет собой не связную систему, но ряд гениальных творений и новых прозрений, главное из которых — романтическая интуиция природы как посредника между человеком и божеством. В развитии его мысли можно выделить три этапа: 1) философия тождества (1792-1799), где Шеллинг, сначала простой комментатор Фихте и «глашатай Я», интерпретирует тождество «Я» как абсолютное тождество духа и мира. В целом тождество, которым отличается любое самосознание (Фихте), он сводит к романтическому энтузиазму («О возможности формы философии вообще», 1795; «Письма о догматизме и критицизме», 1796); 2) философия духа (1800-1809), представляющая собой размышление о праве, морали и особенно об искусстве как способе божественного откровения («Система трансцендентального идеализма», 1800; «Бруно, или Естественный и божественный принцип вещей», 1802); 3) философия религии и мифологии (кон. 1809), где философ пытается постичь смысл мифов и обрядов, общие принципы игры воображения, одним словом — объяснить смысл воображаемого («Философия мифологии», 1842). В целом, это три момента натурфилософии. Тем не менее темы, обычно развиваемые в «первой» философии, постоянно присутствуют в его произведениях: причастность человека абсолюту через чувство, спекулятивный характер его философии, не содержащей в себе никакой конкретной программы действия, наконец, его догматический рационализм, побуждающий его объяснять все феномены человеческого познания (например, сознания себя свободным), исходя из предшествующего человеку абсолютного порядка («Философские исследования сущности человеческой свободы», 1809). В этом отношении Шеллинг не имеет ничего общего с Кантом и Фихте. Во Франции последователем его учения стал Равес-сон-Молъен.
return false">ссылка скрытаШЕФТСБЕРИ(Антони Эшли Купер): английский философ (Лондон, 1671 — Неаполь, 1713). Развивал философию чувства, основанную на доверии к человеческой природе, и идею естественной религии. Его произведение «Характери-
стики человека» (1711) оказало значительное влияние яа Дидро и его «Очерк о заслуге и добродетели».