Наука о человеке: описательные науки

психология: наблюдение индивида

его объективного поведения, фи­зических реакций (бихевиоризм), его индивидуального «Я» (интро­спекция),

его образа действий (Жане) (образ действий = поведение + зна­чение),

его отношений с другими (психо­анализ)

социальная психология(Тард): поведение неорганизованной толпы

социология(основатель — культурная антропология
Конт): (наука об институтах)

наука об организованных
группах, об обществе понимающая социология

(наука о социальном поведении) этнология (дескриптивное иссле­дование народов)

 

история:

наука о прошлом челове­чества

объективная история: наука о событиях

понимающая история:

наука об общих законах (эконо­мических, социологических, по­литических и т.д.), управляю­щих общим ходом эволюции

Философия человека: нормативная наука о человеке

эстетика:теория прекрасного

• физиологическая теория прият­
ного ощущения

• теория эстетического восприя­
тия (чувства эстетического удо­
вольствия)

• теория эстетического творчест­
ва (тайны человеческого твор­
чества)

либо теория основания и границ нашего знания (Кант), либо тео­рия науки как человеческого стремления подчинить себе уни­версум (то, что Гуссерль называет «ноэтическим» анализом). Ответ на вопрос: «Что я могу знать?», «Почему я хочу знать?»

мораль

Ответ на вопрос: «Что я должен делать?», «В чем должно заклю­чаться предназначение человека в мире?»

теория естественного права

изложение должной организации человеческих отношений, рацио­нально вытекающей из природы человека (примиряет его естест­венное право на уважение, на индивидуальную свободу с той же естественной необходимостью об­щественной жизни)

философия религии

интерпретация человеческого эн­тузиазма (Гегель) ритуалов и ми­фов (Шеллинг, Бахофен, Касси-рер, Рикер)

 

философия существования

как анализ человеческого бытия (онтология Dasein; Хайдеггер). Наука о человеке составляет стер­жень этой фундаментальной фи­лософии, прямо ставящей мета­физический вопрос: «Что такое человек?»

 

 

ЧЖУ СИ: китайский философ (1130-1200). Основатель сис­темы, известной под именем чжуизма, ведущей системы конфуцианства вплоть до конца периода Мин. Доктрина ве­ликого предела (тай-цзии) развита в «Четверокнижии». Кро­ме того, автор истории Китая,

«ЧЖУАН-ЦЗЫ»: фундаментальное произведение даосизма — китайской народной религии, дающей ей философское со­держание. Его автор Чжуан-цзы жил в конце IV в. до Р.Х.

ЧИРНХАУЗ (Эренфрид Вальтер фон):немецкий философ и физик (Кислингвальде, близ Гёрлица, 1651 —Дрезден, 1708). Его исследования в области оптики привели к созданию новых увеличительных стекол для астрономических прибо­ров. Им раскрыт секрет прочного, так называемого саксон­ского фарфора. Его теория познания изложена в сочинении «Медицина духа, или Общие правила искусства первоот­крывателя» (1695).

ЧУВСТВА:эмоциональность конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопостав­ляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности, и чувства, связанные с дейст­вием.

пассивная эмоциональность, удовольствие и боль

переживания

эмоциональные намерения

склонность

(желание или отталкивание)

страсти

(любовь, ненависть)

 

Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяю­щих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего «Я» в ж^зни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного забо­левания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Досто­евского в состоянии эйфорического спокойствия предчувству­ет серьезный эп^щептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью с^ою последнюю «лебединую» песню). Эмоци­ональность — непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мысли­тели (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) призна­ли роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в раз­витии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не позна­ны объективно. Не следует путать эмоциональность (совокуп­ность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

ЧУВСТВЕННОСТЬ: способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различ­ных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения (в э^ом смысле «Трансцендентальная эстетика» Канта — I часть «Критики чистого разума» — будет тео­рией чувственности); 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций, в первом случае чувственность — это спо­собность к восприятию (ощущение); во втором — форма аффективностц (чувство).

ЧУДО(от лат. mirari — удивляться): феномен, необъясни­мый, если исходить из естественных причин. Во вре­мена Декарта к области необъяснимого относилась даже радуга, так что и она считалась чудом, проявлением божест­венного; в это^ смысле сфера чудесного сужается в ходе научного прогресса; так, атомная физика объясняет даже превращение тел. Но с религиозной точки зрения истинное чудо — это не внешнее, но внутреннее чудо благодати, по­каяния, духовного обращения. В этом узком и строго оп­ределенном смысле наличие или отсутствие чуда никак не связано с прогрессом детерминизма в науке.

 

 

ш

 

 

ШАФФ(Адам): польский философ и социолог (р. Лемберг, ныне Львов, 1913). Профессор сначала в Лодзи, затем в 1948 г. в Варшаве, наконец, в Вене, автор трудов по теории познания, философии языка и логике («Понятие и слово», 1946; «Проблемы марксистской теории истины», 1951; «Язык и познание», 1964). Интересовался как методами об­щественных наук, так и их связью с марксизмом («Введение в теорию марксизма», 1947; «Объективный характер исто­рических законов», 1955; «История и истина», 1970; «Струк­турализм и марксизм», 1974).

ШЕЛЕР (Макс):немецкий философ (Мюнхен, 1874 — Франк-фурт-на-Майне, 1928). Представитель феноменологии, ана­лиз которой он распространил и на порядок человеческих чувств: моральных и религиозных. «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913-1916), «Природа и формы симпатии» (1923), «Положение человека в мире» (1928) развивают довольно конкретный персонализм (пер­сона — «центр поступков, несводимых к какой бы то ни было частности деятельности, в которой они проявляются»), в сочетании с довольно абстрактной теорией ценностей как вечных сущностей, четких и неизменных.

ШЕЛЛИНГ(Фридрих Вильгельм Йозеф фон): немецкий посткантианский философ (Леонберг, Вуртемберг, 1775 — Рагау, 1854). Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Гёльдерлином (1790). Позднее был профессором в Йене (1798), Вюрцбурге (1803), затем в Эрлангене, Мюнхе-

 

не и Берлине (начиная с 1841), где он читал свои знаменитые «Лекции по философии мифологии и Откровения». Филосо­фия Шеллинга представляет собой не связную систему, но ряд гениальных творений и новых прозрений, главное из которых — романтическая интуиция природы как посред­ника между человеком и божеством. В развитии его мыс­ли можно выделить три этапа: 1) философия тождества (1792-1799), где Шеллинг, сначала простой комментатор Фихте и «глашатай Я», интерпретирует тождество «Я» как абсолютное тождество духа и мира. В целом тождество, ко­торым отличается любое самосознание (Фихте), он сводит к романтическому энтузиазму («О возможности формы фило­софии вообще», 1795; «Письма о догматизме и критицизме», 1796); 2) философия духа (1800-1809), представляющая со­бой размышление о праве, морали и особенно об искусстве как способе божественного откровения («Система трансцен­дентального идеализма», 1800; «Бруно, или Естественный и божественный принцип вещей», 1802); 3) философия рели­гии и мифологии (кон. 1809), где философ пытается по­стичь смысл мифов и обрядов, общие принципы игры вооб­ражения, одним словом — объяснить смысл воображаемого («Философия мифологии», 1842). В целом, это три момента натурфилософии. Тем не менее темы, обычно развиваемые в «первой» философии, постоянно присутствуют в его произ­ведениях: причастность человека абсолюту через чувст­во, спекулятивный характер его философии, не содержащей в себе никакой конкретной программы действия, наконец, его догматический рационализм, побуждающий его объ­яснять все феномены человеческого познания (например, сознания себя свободным), исходя из предшествующего человеку абсолютного порядка («Философские исследо­вания сущности человеческой свободы», 1809). В этом от­ношении Шеллинг не имеет ничего общего с Кантом и Фихте. Во Франции последователем его учения стал Равес-сон-Молъен.

return false">ссылка скрыта

ШЕФТСБЕРИ(Антони Эшли Купер): английский философ (Лондон, 1671 — Неаполь, 1713). Развивал философию чув­ства, основанную на доверии к человеческой природе, и идею естественной религии. Его произведение «Характери-

 

 

стики человека» (1711) оказало значительное влияние яа Дидро и его «Очерк о заслуге и добродетели».