АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
VII-VI вв. до Р.Х. | |
Ионийцы | Фалес, Анаксимандр, Гераклит |
Пифагорейцы | Пифагор |
V в. до Р.Х. | |
Элеаты | Парменид, Зенон |
Атомизм | Демокрит |
Древняя академия | Платон, Ксенократ |
IV в. до Р.Х. | |
Перипатетики | Аристотель ■ |
Софисты | Горгий |
Киники | Антисфен, Диоген |
Гедонисты | Аристипп, Эпикур |
Скептики | Пиррон |
III в. до Р.Х. | |
Новая Академия | Аркесилай '< |
Древний стоицизм ' | Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп |
Средний, стоицизм | Панеций, Посидоний |
Поздний стоицизм | Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий |
Неоплатонизм | Плотин |
ВЕЛИКИЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ | |
Франция Германские Англо- | |
страны саксонские | |
страны |
Х-ХИ вв. после Р.Х. | схоластика | Абеляр Фома Аквин-ский | ||
XV-XVI вв. | гуманизм | Монтень Г. Бюде | Эразм | |
XVII в. | картезианство эмпиризм янсенизм идеализм | Декарт Мальбранш Паскаль | Спиноза Лейбниц Янсений | Локк Беркли |
XVIII в. | материализм физиократия энциклопедизм сенсуализм критицизм | Ламетри Гельвеции Ф. Кенэ Дидро Д'Аламбер Гольбах Кондильяк | Кант |
Франция Германские Англо-
страны . саксонские
страны
эмпиризм | Д. tUM | |||
XIX в. | . эклектизм | В. Кузен | ||
эволюционизм | Ламарк | Ч. Дарвин | ||
Спенсер | ||||
позитивизм | О. Конт | |||
спиритуализм | Мен де Биран | |||
рефлективная | Ж. Лашелье | |||
философия | Ж. Ланьо | |||
субъективный | Фихте | |||
идеализм | ||||
объективный | Шеллинг | |||
идеализм | ||||
диалектический | Гегель | |||
идеализм | ||||
диалектический | Маркс | |||
материализм | ||||
неокантианство | Марбургская | |||
школа: | ||||
Г. Коген | ||||
утилитаризм | И. Бентам | |||
Дж. Ст. Милль | ||||
прагматизм | У. Джемс | |||
Дьюи | ||||
XX в. | интуиционизм | А. Бергсон | ||
неотомизм | Ж. Маритен | |||
персонализм | Э. Мунье | |||
экзистенциа- | Г. Марсель | Предшест- | ||
лизм | Ж.-П. Сартр | венник — | ||
Мерло-Понти | Кьеркегор | |||
Хайдеггер | ||||
Ясперс | ||||
школа психо- | Фрейд | |||
анализа | Юнг | |||
логический по- | Витгенштейн | Б. Рассел | ||
зитивизм | Венский кру- | Р. Карнап | ||
жок | ||||
феноменология | Э. Гуссерль | |||
Э. Финк | ||||
объективная | Торндайк | |||
психология («би- | Дж.-Б. Уотсон | |||
хевиоризм») | К. Левин | |||
структурализм | Леви-Строс | |||
М. Фуко |
«ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ (Система экономических противоречий, или ф.н.)»:сочинение Пру дона (1846), где автор предлагает реформу капитализма: не уничтожая частной собственности и обмена, обобществить средства производства. Критиковалось Марксом в «Нищете философии» (1847).
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА: нормативная наука о человеке.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: философское исследование человека. Вметафизике противопоставляют антропологию онтологии — философскому исследованию бытия. Антропологическая философия — философия гуманистическая. «Познай самого себя, а Природу оставь богам» (Сократ). Культурная антропология изучает общественного человека; это один из аспектов социологии. См. Человек, Социология.
«ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ,или Английские письма»Вольтера (1734). 25 писем содержат авторские наблюдения в Англии над религией, правлением, торговлей, философией, театром и литераторами. Этот живой репортаж уже содержит в зародыше все философские идеи Вольтера: свобода совести, политическое равенство, справедливость при обложении налогом, разделенность веры и разума, экспериментальный метод, свобода науки. Тираж был конфискован и сожжен, а автор лишь благодаря поспешному бегству избежал ареста. Книга переиздавалась 10 раз.
ФИЛОСОФСКИЙ РАДИКАЛИЗМ: политическое, экономическое и философское учение Бентама, Джеймса Милля и Стюарта Милля (Англия, I половина XIX в.), придерживавшихся в политике парламентского способа правления, в экономике — принципов свободного обмена, в морали — утилитаризма и в философии — теории ассоциации идей как источника познания. Другой смысл термина «радикальная философия» — это философия «радикального основания», которая заново, без опоры на предшествующие учения, поднимает все те вопросы, которыми издавна задается человек в отношении себя и мира: таковы «Метафизические размышления» Декарта, берущие
за основу радикальное, или абсолютное сомнение; таковы философские системы Фихте и Гегеля. Радикальная рефлексия противоположна историко-философской рефлексии, а также размышлению о религиозных мифах или государственных политических структурах. Здесь стоит прочесть работу Лекье, посвященную «радикальному основанию» в философии. См. Утилитаризм.
ФИЛОСОФСКИЙ РОМАНТИЗМ: экзальтированное чувство природы, нашедшее отражение в немецкой литературе (Клопшток, Гердер, Гете и особенно Новалис и Шлегель), а свое философское выражение (между 1790 и 1800 гг.) в учении Шеллинга,в «Предназначении человека» Фихте, в религиозной философии Шлейермахера.Основные характеристики философского романтизма — описание «ностальгии» как истинной установки человеческого сознания, теория природы как посредника между человеком и божеством, открытие фольклора как источника народного вдохновения, восстановление религиозного сознания.
ФИНК (Эйген):немецкий философ (р. Констанц, 1905). В 1930 г. ассистент Гуссерля, основателя феноменологии, в 1946 г. — профессор Фрейбургского университета. Вслед за его первым произведением «Vergegenwartigung und Bild» (Представление и образ, 1930) вышла знаменитая статья «Феноменологическая философия Гуссерля в настоящей критике», где он приписывает феноменологической рефлексии задачу открытия «источника мира», чем она отличается от критической рефлексии, цель которой — просто обоснование нашего знания о мире. Финк — автор «Шестого картезианского размышления Гуссерля», написанного при полнейшем одобрении последнего. Актуальная цель его размышлений — в спекулятивном обосновании дескриптивной установки феноменологии. Кроме того, им написаны: «Das Problem der Phenomenologie Husserls» (Проблема феноменологии Гуссерля, 1938), «Vom Wesen des Enthusiasmus» (Осущности энтузиазма, 1947), «Zur ontologischen Friihgeschi-chiehte...» (К вопросу об истории начала онтологии, 1957), «Игра как символ мира» (1969), «Философия Ницше», 1960.
ФИХТЕ (Иоханн Готлиб):немецкий философ (Рамменау, Саксония, 1762 — Берлин, 1814). Воспитывавшийся сначала деревенским пастором, затем в колледже Шулпфорта, он своим знаменитым побегом доказал пламенную любовь к свободе. Он читает Лессинга — защитника свободы мысли, увлекается Кантом, давшим практическое доказательство свободы, способное положить конец всем бесплодным попыткам теоретического доказательства. Первое спекулятивное произведение — «Опыт против всяческого откровения» (1792); первое политически окрашенное произведение озаглавлено «К вопросу об исправлении общественного суждения о Французской революции». Борьба с атеизмом, всколыхнувшая всю немецкую литературу, это борьба против Фихте. Он — первый профессор философии в Берлинской академии. Его философия представляет два аспекта: первый — строгий и абстрактный, выражается в различных редакциях «Наукоучения» (1794,1801, 1804 гг.). Эта теория «вся целиком нечто иное, как размышление освободе». Наука, о которой идет речь, это, вконечном счете, философская наука, единственно способная придать основательность всем устремлениям человеческого воображения; второй — Фихте проявляет себя также как философ экономической и социальной жизни («Замкнутое торговое государство», 1800; «Рассуждение о немецкой нации», 1807-1808). Его подлинная мысль — мысль республиканца — либерала и философа-гуманиста, была деформирована и непризнанна. Он является основоположником современной философии: «феноменологического» метода, описаний существования и размышлений об истории. Гегель писал, что его век отмечен тремя значительными событиями: первое из них — «Наукоучение» Фихте (два других — «Wilhelm Meister» Гете и Французская революция). Дух философии Фихте оказал глубокое влияние на современную феноменологию и философию существования.
ФИШЕР (Куно):немецкий философ (Зандевальде, Силезия, 1824 — Гейдельберг, 1907). В своей «Системе логики и метафизики, или Теории науки» он попытался примирить гегелевскую диалектику с данными Дарвиновского эволюционизма. С 1853 по 1893 г. он пишет «Историю новой философии»,
рассматривающую историю философии как эволюционный процесс, как прогресс знания человека о себе самом.
ФЛЕГМАТИК: тип характера, основные черты которого: пониженная эмоциональность, склонность к действию и наличие глубокого личностного отклика на происходящие с нами события (например, Жоффр — организатор, хорошо чувствующий закон, с холодным умом, — спит накануне сражения). См. Характер.
ФОБИЯ: навязчивый страх, связанный с некоторыми объектами или действиями (например: агорафобия — патологическая боязнь пустоты и пространства, мешающая индивиду пересечь городскую площадь или заставляющая его жаться к стене; клаустрофобия — страх закрытого пространства; эритрофобия — боязнь покраснеть). Наличие фобии часто мешает индивиду нормально действовать и полноценно реализовать себя в жизни.
ФОМА АКВИНСКИЙ (святой):итальянский теолог (Рокка-секка, Неаполитанское королевство, 1225 — Фоссануова, 1274). Крупнейший теолог Католической церкви. Выходец из знатной семьи, он, несмотря на сопротивление родителей, в 1240 г. или 1243 г. стал доминиканцем. Разгневанные его непослушанием братья похищают его, но он противостоит всем искушениям (отсюда его прозвище — «Ангелический») и вновь присоединяется к своему ордену. Преподавал в Париже в монастыре Сен-Жак (1252), потом в Парижском университете (вплоть до 1259). Затем возвратился в Италию, к папскому двору (1259). Тогда же он углубил философию Аристотеля, которая должна была стать обрамлением его учения; в 1269 г. он возвращается в Париж, где продолжает работу над «Суммой теологии» (1266-1273). Умер в 1274 г., отправившись из Неаполя в Лион, на церковный совет. Логик, метафизик, теолог, святой Фома пытался примирить рациональную философию Аристотеля с христианской верой: он говорит о гармонии между верой и знанием. Там, где философская рефлексия впадает в противоречия (например, в проблеме творения во времени), она должна обратиться к вере. Фома Аквинский — основатель теологи-
ческой «науки», именно в качестве теоретической науки (а не только практической, как у Скота или Оккама). Несмотря на аристотелевский акцент его учения, томизм оказал непосредственное влияние на греческих Отцов и Псевдодио-р нисия: он берет за основу Бога, постепенно спускаясь к ангелам и людям, чтобы затем, через посредство церкви и таинств, вновь подняться — к теории будущей жизни. Гений святого Фомы сочетался с подлинной святостью его жизни (канонизирован Иоанном XXII в 1323 г.). Оспариваемый учениками Скота и Оккама, томизм получил широкое распространение лишь в конце XVI в., когда «Сумма» стала базовым теологическим текстом. Но лишь в 1879 г. папа Лев XIII, пораженный низким уровнем преподавания в семинариях и католических университетах, сделал изучение Фомы Аквинского обязательным моментом учебной программы. Именно тогда Мерсье попытался обновить традицию и основал неотомистскую школу, существующую до сих пор и пытающуюся соединить с томизмом новейшие философские школы (сегодня — феноменологию и экзистенциализм). Такие философы, как Маритен и Жильсон, пытаются вывести таящиеся в томизме универсальные ценности.
ФОНСЕКА (Педро да):португальский иезуит и философ (Кортикада, близ Крато, 1528, — Лиссабон, 1599), автор «Комментариев» к Аристотелю. Он повлияет на создание так называемой «рядовой науки» (выражение Молина), пытаясь примирить свободный произвол с предназначением.
ФОНТЕНЕЛЬ (Бернар Лё Бовье):французский писатель и мыслитель (Руан, 1657 — Париж, 1757). Образование получил у своего дяди — Тома Корнеля; будучи адвокатом, он быстро оставляет руанскую коллегию адвокатов ради посещения парижских салонов. Его «Беседы о множественности миров» (1686) обнаруживают в нем одного из лучших научных популяризаторов. В своей «Истории оракулов» (1687) он расширяет поле научной популяризации, распространив ее и на область теологии, разоблачая пустоту пророчеств и стараясь объяснить каждый факт его естественной причиной. В качестве постоянного секретаря Академии наук (1699-1740) он в предисловии к истории Компании впервые
выразил солидарность наук и постоянство законов природы. Его «Похвалы» усопшим членам открывают нам его как тонкого мыслителя и мастера стиля.
ФОРМАЛИЗМ: склонность выражаться логически и абстрактно, стягивать все философские проблемы в однуформулу. Кант, например, сводит все проблемы к вопросу: «Как возможны априорные синтетические суждения?». Этическая доктрина Канта представляет собой образец формализма, поскольку дает лишь общий принцип морального действия (действовать с благим намерением) и не уточняет частные, конкретные обязанности. Мораль — это лишь установка, «диспозиция воли» в том, что мы естественным образом делаем в жизни: она затрагивает не частную жизнь, но абстрактную установку общественной жизни. Формальной морали противостоит конкретная мораль (Фихте) или «материальная этика» (Шелер). Формализм в искусстве знаменует чрезмерную склонность к абстракции, пренебрежению «предметным искусством».
Формь! (теория), или Гештальт-теория:теория, которая, для ее основателя (автора «Структуры организма») —Голдштей-на [Goldstein] — была сначала общей теорией организма, основанной на констатации того факта, что невозможно изолировать один орган, не трансформировав при этом весь организм (организм человека с отрезанной рукой — это не организм человека без руки, это другой организм). И наоборот, всякий элемент зависит от структуры целого организма (печень неодинаково функционирует в здоровом и больном организмах). Позднее, вслед за Бергсоном и исследованиями Фуа [Foix], теория формы была распространена и на область психики: невозможно «локализовать» в мозге, например, память и эмоциональность, потому что существуют феномены компенсации (когда разрушены какие-то звенья памяти, они заменяются другим); это равновесие психики, которое каждая «ампутация» ставит под вопрос. Наконец с Гийомом и Мерло-Понти теория формы стала психологической теорией общего восприятия: «когда я вижу дерево, то все происходит не так, что я замечаю сначала листья, затем ветки ... чтобы уже из всего этого вывести идею дерева;
я замечаю сначала дерево как целостность («форму» или «структуру»), и только затем я могу путем анализа вывести существование листьев, веток и т.д.». Конкретные психологические описания формы знаменуют собой реакцию против классической психологии, для которой общее восприятие не первично, но входит в состав частного ощущения.
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА:немецкая философская школа существовавшая при Institut fur Sozialforchung во Франк-фурте-на-Майне между 1923 и 1938 гг. Затем она переместилась в Нью-Йорк, чтобы в 1950 г. снова вернуться во Франкфурт вместе с Максом Хоркхаймером. Прекратила свое существование в 1971 г. с отъездом Юргена Хабермаса. Связанная с именами таких мыслителей, как Адорно и Мар-кузе, она пыталась переосмыслить марксизм вне зависимости от партий, исходя из «социальных исследований» и понятий, выработанных психоанализом.
ФРЕГЕ (Готлоб):немецкий логик и математик (Висмар, 1848 — Бад-Клейнен, Мекленбург, 1925). Основоположник современной логики. Направление аналитической философии ссылается на его произведения. Он изобрел формальный язык — «идеографию» или «шрифт понятий», использующийся для изучения и формализации математических теорий («Шрифт понятий», 1879). Фреге также автор логического учения на материале основ математики («Основы арифметики», 1884; «Законы арифметики», 1893-1903). Фреге установил различие, положенное в основу современных теорий значения, между смыслом (Sinn) и значением, или денотатом (Bedeutung) выражения («Смысл и значение», 1892). Так, выражения «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» обладают одинаковым значением (оба обозначают Венеру), хотя различаются по смыслу (смысл выражения — это путь, которым мы можем прийти к его значению). Корреспонденция Фреге чрезвычайно богата мыслями.
ФРЕЙД (Зигмунд):австрийский невролог и психиатр, основатель психоанализа (Фрейберг, сег. Пришбор, Чехия, 1856 — Лондон, 1939). Во Франции (1.885) испытал на себе влияние Шарко,'чья основная идея — это то, что неврозы, в частнос-
ти истерия, являются психическими аффектами, не поражающими организм. Работая с 1895 по 1897 г. в Вене совместно с Брейером, он мог наблюдать излечение истерии путем освоения умственного прошлого с помощью гипнотического сна и доведения до сознания того, что было исходной причиной эмоционального шока; этот шок был связан с событиями сексуальной жизни. Отныне это наблюдение легло в основу его доктрины — фрейдизма, объясняющей почти все психические заболевания исходя из примитивного libido (или «сексуальной тенденции»), и принципов его метода — психоанализа, который борется со всеми заболеваниями простым анализом бессознательного: доведение до сознания предстает как избавление и возврат к нормальному состоянию. По Фрейду, личность индивида определяется отношениями ребенка с матерью от рождения до трех лет. Но те заболевания, которые может вылечить психоанализ, обычно связаны с подростковой сексуальностью. Произведения Фрейда всегда очень конкретны и общедоступны. Стоит начать с «Введения в психоанализ» (1917), а затем прочитать «Лекции о психоанализе». Отметим, кроме того, «Науку о снах* (1901), «Тотем и табу» (1912). См. Детство, Психоанализ.
ФРЕНОЛОГИЯ: теория (Галля и Шпурцхайма), предписывающая изучение характера и умственных функций человека на основании «неровностей» черепа. На основании выпуклостей на внешней поверхности черепа так называемых «френологических локализаций» Галль пришел к выводу о пропорциональном развитии некоторых психических способностей: он отметил, в частности, что наиболее способные дети имеют незначительную склонность к экс-офталмии (глаза, достаточно сильно выходящие из орбит), связанную с сильным развитием лобовых извидин мозга. Сегодня эта теория уже забыта, и на смену ей пришла теория мозговых локализаций (связывающая, например, двигательную способность с восходящей лобовой извилиной, зрение — с затылочной корой головного мозга, и т.д.), основанная на анатомическом, психологическом и патологическом анализах, а не на простом внешнем наблюдении. Не следует путать френологию Галля (теорию «неровностей») с физиогноми-
кой Лаватера, основанной на изучении «черт» лица, искорее психологической, чем физиологической теорией.
ФРУСТРАЦИЯ: чувство неудовлетворенности, лишения того, на что индивид, как он считает, имеет право. На
аффективную фрустрацию обратил внимание психоанализ: у ребенка она может быть вызвана фактом предпочтения, отдаваемого родителями его брату, а также любой формой опыта, которую он может почувствовать как несправедливость. Реакцией неудовлетворенного индивида может быть агрессивное поведение или же, наоборот, замкнутость; кроме того, вытесненная агрессивность может породить психические заболевания, объединенные под общим названием «комплекса фрустрации» (оскорбление, поведение самонаказания).
ФУЙЕ (Альфред):французский философ (Ля Пуез, Мен и Луара, 1838 — Лион, 1912). По его учению, «идеи — это силы»: они несут в себе ту мощь реализации, которая изменяет души индивидов и социальную среду, в которой они распространяются. Его работы: «Критика современных этических систем» (1883), «Современная социальная наука» (1884), «Эволюционизм идей-сил» (1890), «Психология идей-сил» (1893), «Мораль идей-сил» (1907).
ФУКО (Мишель):французский философ (Пуатье, 1926 — Париж, 1984), преподавал в Коллеж де Франс с 1970 г. В 1961 г. выходит в свет его «История безумия в классический период, безумие и безрассудство», где он анализирует разделение, возникшее в XVIIв., между разумом (порядком) ибезумием (беспорядком), разделение, которого не знало средневековье, когда безумец был посланцем Бога. Затем в «Словах и вещах, археологии гуманитарных наук» (1966), «Археологии знания» (1969) он развивает философию истории, основанную на прерывистости. Эволюция знания отмечена различными стратификациями, каждая из которых образует отдельное эпистемологическое поле: в каждую эпоху познание («дискурсивные формации») организуется вокруг определенного метода или объекта, которые в разные эпохи различны. Им написаны также: «Стеречь и наказывать. Рож-
дение тюрьмы» (1975), «Воля знания» (I том «Истории сексуальности», 1976), «Мочь-знать» (1980).
ФУНКЦИЯ:комплекс операций, посредством которых проявляет себя органическая, физическая и социальная жизнь. Когда Кант говорит, что ум — это функция, он имеет в виду, что ум существует не как абстрактная способность, но что, наоборот, он сводится к операциям познания и к действиям, посредством которых он себя проявляет %я «функционирует»).
ФУРЬЕ (Шарль):французский философ и экономист (Безан-сон, 1772 — Париж, 1837). Сын богатого суконщика, он теряет состояние в 1793 г. на спекуляции колониальными продуктами и становится мелким служащим в сфере торговли. Тогда он начинает обличать «пороки цивилизации». Его часто считают социалистом, потому что, страдая от неуравновешенности между нищетой и изобилием, он выступает за создание человеческих групп, практикующих почти тотальную общность жизни: он мечтал о создании «фаланстер»,
, , чтр.-то вроде социалистических деревень, где живут сообща, .наподобие киббуцев [kibboutsim] в современном Израиле. По крайней мере, фаланстер должен был обладать юридической формой акционерного общества (тип капиталистического общества); каждый член — обладатель акции — на основании этого факта имеет право сказать: «наши земли, наши дворцы, наш замок, наши леса, наши фабрики». Шарль Фурье —до сих пор довольно читаемый во Франции автор, несмотря на то что многие его построения нереалистичны и устарел литературный стиль. Его основные произведения: «Теория четырех движений и четырех судеб» (1808) и «Трактат о домашней сельскохозяйственной ассоциации» (1822), переизданный в 1841 г. под заглавием «Теория всеобщего единства».
ФУТУРОЛОГИЯ: наука, предметом которой является изучение будущего, а именно причин, ускоряющих развитие современного мира (прогресс в сфере коммуникаций, усиление мощи техники). Дж. Бергер, основатель футурологии как отдельной науки, определяет ее так: нуж-
но «оценивать то, какие мы сегодня, исходя из будущего, вместо того, чтобы делать обратное, а именно так обычно и делается — рассматривать будущее, отталкиваясь от сегодняшнего». Футурология требует отстраненного взгляда на настоящее. Она отличается от прогнозирования и расчета вероятности, поскольку имеет дело лишь с общими процессами, которые могут повлиять в будущем на жизнь человека (например, увеличение необходимости в отдыхе), а не с отдельными фактами. Именно в этом состоит отличие футурологии от статистического прогнозирования: она мыслит в более крупных масштабах, чтобы в целом изменить способ деятельности в его основании. Футурология изучает психологические и социальные изменения; она является синтетической и глобальной наукой: это гуманитарная наука, а не наука, изучающая исторические факты. Таким образом, ее предмет —- ситуация будущего в целом (а не отдельные факты); ее метод заключается в глубинном анализе человеческого мира; результаты ее деятельности выражаются в очень общих положениях, касающихся исключительно человеческой сферы. И наконец, эта наука позволяет сегодня создавать такой социальный порядок, который уже является нашим и будет таковым и через 10 и 20 лет. Футурология должна быть наукой, подчиненной правительственным задачам.
X
ХАБЕРМАС (Юрген):немецкий философ и социолог (р. Дюссельдорф, 1929). После диссертации о Шеллинге (1954) преподает в Гейдельберге (1961), Франкфурте (1964), Самберге в Баварии (1971). Его философия, изложенная в работе «Познание иинтерес» (1968), анализирует три разновидности интереса, управляющие познанием: технический интерес, управляющий эмпирико-аналитическими науками, практический интерес, которому отвечают историко-герменевти-ческиенауки, эмансипационный интерес, вдохновляющий критические науки. Его эпистемология уходит своими корнями в антропологию познания. Хабермас размышляет овлиянии науки и техники на демократию и общество («К логике социальных наук», 1967). Его исследование развитых капиталистических обществ пытается показать, что в них на смену экономическим кризисам пришли кризисы политические («Разум и легитимация», 1973). Им также написаны: «Теория и практика» (1963), «Наука и техника как идеология» (1968), «К реконструкции исторического материализма» (1976), «Теория торговли коммуникацией» (1981).
ХАЙДЕГГЕР (Мартин):немецкий философ (Мескирх, Баден, 1889 — там же, 1976). Ученик Гуссерля. В 1914 г. публикует свою диссертацию «Теория суждения в психологизме». Профессор в Марбурге, в 1927 г. публикует «Бытие и Время» (Sein und Zeit). Влияние этого произведения (где Сартр позаимствовал почти весь свой анализ «Бытия и Ничто», а Камю — свое понятие «абсурдности» существования) идет от экзистенциального анализа человека в его ситуации. Однако более поздние редакции философа добавили вступле-
ние к «Бытию и Времени», согласно которому вопрос здесь стоит не о человеке, но о бытии, которое является стержнем хайдеггеровской рефлексии («О сущности истины» и «Письмо о гуманизме», 1947). Его мысль тяготеет к анализу поэтического языка (Satz vom Grund, 1957; Die Sprache) как единственного выразителя откровения бытия. Скорее вдохновенный, чем строгий философ, пророк нашей «декадентской» эпохи и эры атомизма, Хайдеггер оказывает глубокое влияние на современную мысль и притягивает к себе все умы. Его произведения: «Кант и проблема метафизики» (1929), «Пути, которые никуда не ведут» (1950), «Тропа» (1953), «Введение в метафизику» (1953), «Что значит — мыслить?» (1954), «Что такое философия?» (1956), «Тождество и различие» (1957), «Время и бытие» (1962).
ХАЛЬБВАКС (Морис):французский математик и социолог (Реймс, 1877 — умер в депортации в Бухенвальде, 1945). Ученик Дюркгейма, профессор в Каене, Страсбурге, Париже. Изучал, в частности, проблему уровней жизни и эволюцию потребностей в обществе. Его работы, посвященные памяти, обнаруживают, что воспоминание, и в частности «локализация» воспоминаний, возможно лишь при наличии ориентиров, позаимствованных в социальной жизни (праздники, события, отразившие наши отношения с другими, и т.д.); его теория памяти как социального факта, концепция самоубийства и его связи с социальным «одиночеством» («мы тем меньше дорожим собой, когда мы лишь собой и дорожим») углубляют связь психологии и социологии, что получило большой резонанс. Его работы: «Рабочий класс и уровень жизни» (1913), «Социальные рамки памяти» (1925), «Причины самоубийства» (1930), «Эволюция потребностей рабочего класса» (1933) и др.
ХАРАКТЕР: совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, в частности тест Дамбо, который состоит в том, что человека с его согласия помещают в очерченный мелом круг и заставляют достать стул, который находится вне досягаемости, при этом изучая его специфические реакции на
неудачу (гаев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образованию того или иного характера: прежде всего, это темперамент, являющийся нашей психологической данностью. Гете, говоривший, что «характер человека — это его судьба», идентифицировал характер и темперамент. В действительности характер удивительно психологичен, вплоть до того, что Ален, наоборот, утверждает: «Характер — это присяга»; святой Игнатий от природы был жесток, он стал святым чистым усилием воли, «благодаря характеру». Между утверждениями рационалистов, для которых характер изначален и дается нам вместе с рождением, и эмпириков, для которых он формируется вместе с опытом (воспитание, среда, воля), расположены тезисы психоанализа: характер «фиксируется» в ходе испытаний, пережитых еще в розовом детстве; индивид раз и навсегда отмечен своим детством. В действительности темперамент, детство, воспитание, опыт — это элементы, используемые нашей свободой. Наша психологическая и моральная жизнь может эволюционировать и прогрессировать бесконечно. См. Характерология.
ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ: все, что относится к характеру. Здесь, в частности, речь идет об индивиде с неуравновешенным характером, т.е. чаще всего о трудновоспитуемом ребенке («трудный ребенок»), трудность которого выражена анормальным «поведением» или «манерой держаться», семейной, школьной и социальной неадаптированностью. Различают два вида объясняющих теорий: 1) «конституционалистская» теория, для которой характер и его аномалии {фобии, наваждения, чрезмерная импульсивность, все заболевания эндокринного происхождения) — врожденные, т.е. наследственные; 2) «психогенетические» теории, отличающиеся большей глубиной и конкретностью, по которым отклонения — результат положения, в котором жил ребенок со дня своего рождения. Они акцентируют внимание на роли нищеты, жилищных проблем. Хёлер заметил, что большинство трудновоспитуемых детей выросли в неблагополучных семьях; аномалии могут иметь своей причиной нехватку любви или даже враждебность одного из родителей. Случаи «преступности мало-
летних» резко возрастают после воин и социальных потрясений. Различают легкие отклонения характера, сопровождающие недомогания, остановку половой жизни или появление признаков старости, и перманентные отклонения, которые называют «сугубо психическими» отклонениями. У взрослых последние распознаются по признаку их наличия с детства: мания величия, болезненная ревность, чрезмерная импульсивность, экзальтация, страстные характеры (как в «Бесах» Достоевского). Человек с неуравновешенным характером— это, в сущности, тот, кто не может преуспеть в жизни и довольствоваться тем, чем он является: реадаптация, которая обычно легка для ребенка (психологический анализ, смена среды), трудна для взрослого (курс психоанализа часто оказывается недостаточным).
Характерология
первичный |
вторичный
пассивный (Луи XV) : нервный (Байрон) сангвиник (Бэкон) холерик (Дантон) |
апатичный (Луи XVI) сентиментальный (Амьель) флегматик (Кант) страстный (Наполеон) |
неэмоциональный
неактивный
эмоциональный
неактивный
неэмоциональный
активный
эмоциональный
активный
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ: наука о характерах. Термин создан Вундтом. Характерология изучает образование характеров и их классификацию. Классификация составляется с помощью тестов, т.е. испытаний; наибольшей известностью пользуется тест Роршаха: чернильные пятна расплющиваются между двумя листами бумаги и спрашивается, что напоминают эти пятна. Используя «решетки» чрезвычайно сложных тестов, Вьерзма и Гейманс составили самую зна знаменитую классификацию. Она основана на: 1) эмоциональности; 2) активности; 3) первичности и вторичности (первичен тот, кто живет настоящим моментом, вторичен тот, в ком пережитое оставляет след и глубокий отзвук и кого поэтому опыт прошлого всегда сдерживает). В более общей
классификации различают просто «интровертные» (повернутые внутрь) и «экстравертные» характеры (общительные и открытые миру, вплоть до полного отсутствия интровер-сии). Например, тот, кто, глядя на картину или спектакль, особенно чувствителен к движению, принадлежит к типу «интроверта» с шизоидной склонностью (например, картина Ван Гога «Кипарисы» словно создана для такой интерпретации); тот же, кто особенно чувствителен к цвету — экстраверт; тот, кто замечает прежде всего форму вещей, представляет тип эрудированного, меланхолического ума. Уравновешенный тип будет одинаково чувствителен и к движению, и к форме, и к цвету (таким представляется Леонардо да Винчи). Противоположность между интровертом и экстравертом, по сути, та же, что существует между сферами литературы и науки.
ХИНТИККА (Яакко):финский философ и логик (р. Хельсинки, 1929). После учебы в Гарварде становится профессором в Хельсинки (1959), Беркли (1963) и Стэнфорде. Вносит важный вклад в математическую логику, теорию индукции, логический анализ научных методов, философию языка и историю логики. Его работы, в частности: «Distributive Normal Forms in the Calculus of Predicates» (1953), «Two Papers on Symbolic Logic» (1955), «Aspects of Inductive Logic» (1966), «Logic, Language Games and Informations» (1972).
ХОЛЕРИК: тип характера, основные характеристики которого — эмоциональность, склонность к действию и отсутствие у личности глубокого отклика на происходящие события: первичный характер (пример — Дантон). См. Характер.
ХОРКХАЙМЕР (Макс):немецкий философ и социолог (Штутгарт, 1895 — Нюрнберг, 1973). Профессор социальной философии во Франкфурте-на-Майне (1930), один из основателей Франкфуртской школы. Его социальная философия опирается на исторический материализм, воспринятый в двойной перспективе — почти индивидуалистического гуманизма и критики понятия исторической всеобщности.
Принимал участие во многих коллективных трудах: «Очерки о власти и семье» (1936), «Диалектика разума» (совместно с Т.В. Адорно, 1974). См. Франкфуртская школа.
ХРИСИПП:греческий философ-стоик (Соли, Силиция, 281 — Афины, 205 до Р.Х.). До нас дошли лишь фрагменты его творчества. Изучал формы рассуждения и выделил пять основных способов выведения следствия из факта или посылки.
ХРИСТИАНСКАЯ (философия):вся философия, вдохновленная христианством. Философия является христианской не потому, что она говорит о христианстве и хочет его оправдать, а потому, что она мыслит исходя из основополагающей веры в учение Христа (см. «Христианскую философию» Жильсона). Следовательно, именно философская окраска, оригинальное чувство, которое вдохновляет и организует то или иное философское построение, может характеризовать философию как «христианскую» скорее, чем содержательная сторона ее утверждений, которая может либо совпадать с догматами, либо, наоборот, им противоречить.
ХРИСТИАНСТВО: закон и доктрина Иисуса Христа. «Новизна» христианства по отношению к иудаизму (требовавшему от нас не столько «верить», сколько «делать» и «изучать») в том, что оно является религией внутреннего мира, выражающейся не непосредственно в морали, но в вере. Христианство — духовная установка. Наиболее аутентично она выражена в Евангелии от Иоанна. Характерная особенность христианства в том, что это религия сердца, народная религия, противостоящая в общем довольно ученой религии, основанной на сложном тексте «Ветхого Завета». Ницше вслед за Марксом видел здесь «религию рабов» и униженных, которые, не найдя себе применения вфизическом мире, укрываются в духовной установке на подчинение: «Они обожают дух, потому что издеваются над их телом». Бергсон, наоборот, прославляет христианство, открывшее , человечеству новые ценности милосердия и любви к ближнему.
ХРОНИЧЕСКИЙ БРЕД: длительная или постоянная потеря чувства реальности. Схематически проходит четыре последовательные фазы: беспокойство, мания преследования, мания величия, слабоумие. Может привести к постоянному и систематическому бреду, самый характерный пример которого — паранойя (безумие, связанное с манией величия).
Ц
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение — «посредством чего» оно происходит. Целесообразность — часто антропоморфная — находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.
ЦЕЛЬС:философ-платоник, живший в Риме во время правления Антониев (II век после Р.Х.). Знаменит своими нападками на христианство.
ЦЕННОСТЬ: все желанное (а не только «желаемое»). Существуют биологические (здоровье, сила), экономические (право), эстетические (красота), моральные (добродетель), религиозные (сакральное) и другие ценности. Вообще выделяют три группы ценностей: истинное, доброе и красивое. Понятие ценности (то, что должно быть) отличается от понятия истины (то, что есть);'это практическое понятие,
смысл которого неизменно связан с опытом воли или действия: 1) оно предполагает «динамический» элемент в форме желания или чувствительности субъекта: чем больше наше желание, тем большей ценностью, как нам кажется, обладает его объект; и наоборот, очень ценный объект (золото, деньги) может в наших глазах не иметь никакой ценности, если на него не направлено наше желание; 2) при этом оно обладает и объективным или «статическим» аспектом (социальный, традиционный или универсально человеческий характер ценности: например, культуры, честности, верности и т.д.).
ЦЕРЕБРОТОНИЧЕСКИЙ: по Шелдону, тип темперамента, предпочитающий рассуждение прямому действию, одиночество и скромность — социальным объединениям и толпе. Церебротоник — интроверт, страдающий бессонницей и хронической усталостью.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ: совокупность характерных черт, присущих развитым обществам. Понятие цивилизации предполагает прежде всего определенный уровень техники (различают цивилизации каменного века, железного века и (сегодня) цивилизации угля, нефти, наконец, атомного века), затем определенную форму культуры (например, греческая цивилизация). Если провести аналогию с образом человека, то техника составляет тело цивилизации, а культура представляет ее душу. Понятие цивилизации всегда сохраняет свой нормативный и всеобщий смысл: прогресс цивилизации предполагает одновременный прогресс техники, с помощью которой человек становится хозяином природы, и социальный и моральный прогресс в направлении эмансипации угнетенных народов, общества без войны и без классов, и, особенно, в направлении исчезновения слаборазвитых и зависимых стран, потому что человек должен прежде всего себя прокормить, чтобы иметь возможность развивать свою культуру. Прогресс цивилизации в сфере культуры не должен рассматриваться как превосходство европейской культуры над другими культурами (африканской, азиатской или американской), но как «обмен», благодаря которому культурные индивидуальности понимают друг друга и взаимно обогащаются. См. Культура.
ЦИКЛОТИМИЯ:речь идет о характере индивида, подверженного чередованиям бурной радости и депрессивной грусти. Когда состояния радости и грусти оказываются непропорциональными по отношению к вызвавшим их причинам, можно наблюдать приступы мании (беспричинная радость) и меланхолии (беспричинная грусть), которые могут завершиться настоящим психозом, так называемым «маниакально-депрессивным» синдромом. Противопоставляют индивидов, обладающих естественной склонностью к циклотимии, и индивидов, обладающих естественной склонностью к шизоидности: это два совершенно различных типа характера. В принципе, циклотимия относится к «брахи-цефальному» типу (широкая и короткая голова); шизоид же скорее «долихоцефал» (длинноголовый тип). См. Шизофрения.
ч
ЧЕЛОВЕК: живое существо, наделенное разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек представляет собой конкретную тотальность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не предлагает никакого метода, пригодного для познания человека как личности и ее внутреннего мира. Истинным основателем «науки о человеке» был Дилътей. По нему, наука должна определяться как «теория интуиции о мире» (Weltanschauungslehre); он распределил эти интуиции омире на три группы, взависимости от того, доминирует ли в них чувственный элемент (религия), рациональный элемент (наука) или элемент воли (мораль): наука о человеке в основе своей подразделяется на философию религии,
теорию науки и мораль. Общим методом науки о человеке должно стать понимание. Дильтей противопоставляет объяснение физической реальности пониманию человеческих феноменов. «Мы не объясняем человека в гневе, мы его понимаем», — напишет Ясперс; все люди могут понять связь оскорбления и гнева, даже если речь идет не о причинной связи физического типа, а о духовной связанности. Именно эта универсальность и сообщает методу понимания определенную объективность. Познание человеческого углубляется благодаря психологии и социологии: 1) психоанализ (или «психология глубин») раскрыл существование второй личности, бессознательной и действенной, скрытой за чертами личности поверхностной и социальной; 2) социология обнаружила, что индивид может коренным образом меняться в зависимости от того, возьмем ли мы его изолированно или будучи принятым в определенную группу. Социология отмечает бесчисленные ресурсы человеческой адаптации, и психологи указывают на то, что подвергаемые анализу личности никогда не могут полностью узнать себя в своих собственных образах, открываемых им психологами. Человек свободен, и этой своей свободой противостоит любой объективной науке. Философская проблема человека. Ее можно определить как поиск общего синтеза всех аспектов человека. Задача состоит в том, чтобы «обнаружить единство общей функции, координирующей все человеческое творчество и представляющей миф, религию, искусство и т.д. как вариации на одну и ту же тему» (Кассирер). Человек всегда тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Трудность заключается в том, что современная философия (экзистенциализм, феноменология, рефлексивная философия, марксизм) пытается уловить целостного человека, больше не подразделяющегося произвольно на «деятельность, аффективность и познание», но, одновременно с этим, и как действие, чувство и разум. Отметим, что к этому она еще не пришла. Но не заложено ли противоречие в самом желании познать при помощи мысли существование, по сути своей иррациональное? И раз уж человеку дано познать че-: ловека лишь в опыте жизни, не вытекает ли отсюда то, что при отсутствии спекулятивного решения проблемы решение может быть найдено «философией, выражающей определен-
ную жизненную позицию»? Что задача заключается даже не столько в познании человека, сколько вего «реализации»? Истинной наукой о человеке будет мораль. Ее проблематика относится к предназначению человека в мире. Здесь можно выделить «формальную» мораль {Кант), предписывающую человеку действовать из соображений «долга», не уточняя при этом конкретного содержания этого подлежащего исполнению долга; и «конкретную» мораль {Фихте, Макс Шелер), отождествляющую долг с «призванием» — глубинным и творческим законом личности. Но как человек может узнать свое предназначение? Это будет не позитивное теоретическое знание, но практическое негативное сознание: он осознает ложность выбранных им жизненных путей, и его истинное предназначение наконец проступает сквозь ошибки, устраняя их при помощи «практически переживаемой негативной теологии» (Шелер). Лишь осознав свои границы и свои возможности, человек может осуществить свой жизненный путь, при этом он осуществляет «самого себя» {Ницше).