Словарь основных понятий

 

Абсолют – философское понятие (от лат. absolutus – безусловный), используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

Агностицизм – Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем.

Аксиология – Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека.

Амбивалентность – Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект одновременно вызывает у человека два противоположных чувства, например, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Антропный – Относящийся к человеку, имеющий дело с человеком. Антропный принцип – один из принципов современной космологии, фиксирующий зависимость между устройством, свойствами Вселенной и существованием в ней человека.

Антропогенный – Инициированный или вызванный человеком, его жизнью и деятельностью.

Антропология – (от греч. antropos – человек). Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Аристократия – 1. Форма правления, при которой власть принадлежит «лучшим» – представителям высшего родовитого слоя господствующего класса. 2. Высшая и привилегированная часть какой-нибудь общественной группы.

Архетип – Изначальный, исконный образ; архетипы – это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.

Аскет – 1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений. 2. Крайне воздержанный человек, ведущий строгий образ жизни, отказывающийся от жизненных благ.

Атеизм – Отказ от религиозных верований, безбожие (отрицание существования Бога). В гуманистическом варианте на место Бога ставится Человек.

Бог – Абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но сам являющийся причиной всего существующего. В большинстве религий характеризуется как личность, имеющая абсолютную разум и волю. В других религиях понимается как безличное начало, имманентная вещам первопричина.

Бытие – 1. Предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего. 2. Бытие – наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Виртуальная реальность – Форма компьютерного моделирования, позволяющая пользователю погрузиться в искусственный мир и действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, которая генерируется компьютером.

Воображение – 1. Мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы. 2. Способность человека отражать явления действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Галлюцинация – Непроизвольно возникающее мнимое восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое) несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих, реальных; галлюцинации наблюдаются при многих психических заболеваниях, травмах, интоксикациях, тяжелых душевных потрясениях.

Гедонизм – 1. Этическое учение, провозглашающее наслаждение целью жизни и высшим благом. Впервые было развито древнегреческой киренской философской школой (IV век до н.э.). 2. Нравственная позиция, при которой основной целью жизни является получение удовольствия, наслаждения.

Гендер – (английское gender, от лат. gens – род). Социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Генетика – Наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что каждый вид сохраняет в ряду поколений характерные для него черты. При этом живые существа индивидуальны. Два эти важнейшие свойства живых существ – быть похожими на своих родителей и отличаться от них – и составляют суть понятий «наследственность» и «изменчивость».

Гений – (от лат. genius – гений, дух, хранитель). Высшая степень творческой одаренности в искусстве или других областях человеческой деятельности.

Гилозоизм – Учение о всеобщей оживленности мира.

Глобализация – Процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и других связей и отношений в планетарном масштабе.

Гносеологический гуманизм – Гуманизм, утверждающий бесконечность человеческого познания мира, веру в то, что знание просвещает и служит благу человека.

Гносеология (теория познания) – Раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Государство – Основной управленческий институт политической системы цивилизованного общества.

Гражданское общество – Сфера экономической, социальной, политической, культурной самодеятельности и самоуправления, противостоящая государству.

Гуманизм – (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный). Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития. Как европейское идейно-философское движение, гуманизм возник в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), в Италии. Гуманисты (А. Данте, Фр. Петрарка, Л. Валла, Т. Мор, Т. Кампанелла, Пико делла Мирандола и др.) противопоставляли догматическому религиозному мировоззрению просвещенное светское мировоззрение, духовному господству и аскетическим идеалам церкви – культуру древних греков (пайдейю, или образованность–воспитанность) и любовь к простым земным радостям; теоцентризму – антропоцентризм и др.

Деизм – Философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания.

Декаданс (от лат. decadentia – упадок). Общее наименование явлений в искусстве конца XIX – начала XX века, отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, аморализмом, эстетизацией кризиса и падения.

Демократия – (буквально «власть народа» с др. греч.); форма власти (по Платону и Аристотелю), признающая народ первым и основным источником власти, право граждан участвовать в решении государственных дел, пользоваться широким кругом прав и свобод.

Депрессия – Тяжелое психическое заболевание, связанное с нравственными и физическими страданиями личности, с утратой ею смысла жизни.

return false">ссылка скрыта

Деспотизм – Жестокое подавление прав и свобод; политический произвол; форма неограниченной самодержавной власти.

Детерминизм – Онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности

Дискурс – (франц. discours, англ. discourse – речь; рассуждение). Организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины («философский дискурс», «научный дискурс») или присущая обсуждению той или иной проблемы (например, «дискурс глобализации», «дискурс человека»).

Добро – Моральное, этическое понятие для обозначения положительных ценностей личности или общества.

Догма – Положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий; догма права – формально–логическое истолкование действующего права.

Доктрина – (от лат. doctrina – учение). Научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.

Долг – Моральное, этическое понятие для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

Достоинство – 1. Положительная ценность, совокупность высоких моральных качеств в единстве с уважительным отношением к ним.
2. Самоуважение, нравственное совершенство личности, осмысление себя и своего места в мире.

Дуализм – Философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

Зло – Моральное, этическое понятие для обозначения отрицательных ценностей.

Идеология – Система взглядов и убеждений, выражающих самосознание какой–либо социальной группы, класса, политической партии, общества в целом.

Иллюзия – Искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся.

Индифферентность – Равнодушие, безучастность, безразличие.

Индифферентность стоиков – Мужественное (с опорой на ресурсы внутреннего мира человека) противостояние неизбежности, судьбе, року.

Индустриальное общество – Общество, характеризующееся созданием крупного машинного производства на основе применения науки и техники. Ценностно–нормативная система такого общества всецело ориентирована на личную инициативу, свободу и творчество человека, на эффективность и рациональность всего его жизненного уклада.

Интериоризация – (от лат. interior – внутренний). Превращение внешних «стимулов» (социальных форм общения, реальных действий, свойств предметов и т. д.) в устойчивые внутренние качества личности, ее ценности, верования, установки.

Искусственный интеллект – Раздел информатики, изучающий принципы действия интеллектуальных машин. Исследователи, работающие в этом направлении, надеются достичь такого понимания механизмов интеллекта, при котором можно будет составлять компьютерные программы с человеческим или более высоким уровнем интеллекта. Теоретические исследования направлены на изучение интеллектуальных процессов и создание соответствующих математических моделей. Экспериментальные работы ведутся путем составления компьютерных программ и создания машин, решающих частные интеллектуальные задачи или разумно ведущих себя в заданной ситуации. Систематические исследования в области искусственного интеллекта начались лишь с появлением цифрового компьютера. Первая научная статья по искусственному интеллекту была опубликована в 1950 г. А. Тьюрингом.

Искусство – Художественное творчество в целом, все формы человеческой деятельности по отражению действительности в образно–художественных формах.

Истина – 1. Особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности. 2. Соответствие мыслей действительности, понятия – своему предмету.

Коммунизм – (от лат. communis – общий). 1. Общее обозначение различных утопических представлений о совершенном и справедливом общественно–политическом устройстве, о «светлом будущем» человечества; 2. Общественно–экономическая формация, сменяющая капитализм и характеризующаяся полным уничтожением частной собственности (концепция К. Маркса); 3. Политическая идеология, утверждающая необходимость построения справедливого государства, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, а труд на благо общества становится «первой потребностью». В основе коммунистической идеологии лежат принципы коллективизма (приоритет общих интересов над личными).

Конвергенция – Схождение, сближение.

Критицизм – Критическое (направленное на выявление недостатков, ошибок, ограничений) отношение к чему–нибудь, например, к познавательной способности человека, к используемым субъектом методам и средствам.

Культура – Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Латентный – Скрытый, непроявленный.

Легитимность – Оправданность в глазах общественности, ориентированность на начала, или фундаментальные ценности, справедливости, правды, уважения личного достоинства человека и т. д. Не путать с легальностью как соответствием действующим в государстве законам. Легитимность не вытекает из какого–либо закона или постановления, а зависит от мнения граждан и является выражением общественного признания властных и иных полномочий различных социальных структур и институтов.

Лингвистика – Наука о языке, языковедение, языкознание.

Личность – Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Логика – 1. Наука о законах и формах правильного мышления;
2. Нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только в логике, но и в других науках (например, психологии, эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.

Логос – В древнегреческой философии – всеобщая закономерность, мысль, слово, разум; в идеалистической философии – духовное первоначало, мировой разум.

Магия – Знание и использование тайных сил природы для связи человека со сверхъестественным миром и воздействия на него.

Материализм – Философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу.

Меланхолия – Душевное состояние, связанное с грустью, печалью.

Метафизика – 1. Раздел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира. Термин «метафизика» возник как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». 2. Понятие, характеризующее область явлений, лежащих за пределами физического мира; буквально – это «то, что следует после физики». Термин ввел Андроник Родосский в I веке до н. э. для обозначения части философского наследия Аристотеля. Метафизика, или первая философия (как Аристотель сам обозначал эту часть своего учения), исследует недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего.

Метафизический – Умозрительный, спекулятивный, отвлеченный, философский взгляд на явления и предметы (в противоположность позитивному).

Мировоззрение – 1. Система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения.
2. Форма самосознания художника, совокупность его представлений о мире.

Мистика – (мистицизм). Учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, трансцендентном. Форма духовной культуры, в которой допускается возможность непосредственного общения с божеством.

Миф – 1. Исходная форма духовной культуры, из которой позже выделились религия, философия, искусство. Миф осваивает действительность в форме образа, в мифе неразрывно слиты эмоции и мышление, субъект и объект, индивид и род, социум и природа. 2. Древнее народное сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. 3. Вымысел, недостоверный рассказ.

Мифология – 1. Совокупность мифов. 2. Наука, изучающая мифы и сказания. 3. (от греч. mythos – сказание, предание и logos – рассказ, толкование) Изображение природы и окружающего мира в созданных с помощью фантазии и воображения художественно–конкретных образах.

Модерн – Комплекс экономических, политических, социальных, культурных, правовых и международно–правовых представлений, берущий начало в Европе ХVII века.

Монизм – Философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.

Мораль – Совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Моральные нормы – Представления об одобряемом и порицаемом поведении личности.

Моральные ценности – Обобщенные, устойчивые представления о чем–то как о предпочитаемом, как о благе (добро, честь, достоинство, счастье и т. п.).

Мудрец – Человек достигший полноты знания и вершины жизненного опыта (для древних греков синоним философа).

Мудрость – Знание, поверенное моралью, насыщенное нравственностью, развернутое на человека, его страхи и надежды.

Нарциссизм – Самовлюбленность, любование своей красотой. Нарцисс, согласно древнегреческой мифологии, – юноша–красавец, который влюбился в свое отражение в воде. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен богами в цветок, названный его именем.

Наука – 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука – это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности – сумма полученных знаний. 2. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно–исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. 3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания.

Неравенство социальное – Различия между людьми (группами, слоями, классами), выражающиеся в неодинаковых жизненных шансах и возможностях удовлетворения своих потребностей. Ситуация, при которой индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной лестницы.

Нравы – Обычаи, имеющие нравственное происхождение и значение, закрепленные в традиции, формы поведения, бытующие в обществе.

Объект – То, что дано в познании, на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное объекту субъект – мыслящее, чувствующее, желающее «я».

Олигархия – Власть немногих, но лучших (по Аристотелю); политический режим узкой группы лиц.

Онтология – Учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).

Ответственность – Обязанность индивида отвечать за совершаемые им действия.

Охлократия – (от греч. ochlos – толпа, kratos – власть). Буквально – власть толпы. Власть общественно–политических групп, апеллирующих к популистским (примитивным и массовым) настроениям, низменным побуждениям и действиям.

Панлогизм – (от греч. pan – все и logos – учение, слово, мысль). Доктрина, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. Панлогизм признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Наиболее полно панлогизм развит в философии Гегеля.

Панпсихизм – Учение о всеобщей одушевленности мира.

Пантеизм – Философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.

Плюрализм – 1. Философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций. 2. Проявление различных мнений, ориентаций, оценок относительно значимых для индивидов ситуаций. 3. Наличие множества различных – самостоятельных и взаимозависимых – социальных и политических групп, партий, организаций.

Позитивизм – (франц. positivisme, от лат. positivus положительный). Философское направление, исходящее из тезиса о том, что подлинное, позитивное знание может быть получено только в результате научного познания, а философия не может претендовать на самостоятельный статус, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Позитивизм появился в 30–е годы XIX века, его создателями являются О. Конт и Г. Спенсер.

Политеизм – (от греч. poly – много, и theos – бог). Многобожие, поклонение нескольким богам.

Политика – Сфера деятельности, связанная с захватом, удержанием и использованием государственной власти; участие в делах государства.

Постиндустриальное общество – Общество, в котором на основе информационных технологий происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике.

Постмодерн – Эпоха новейших научных и идеологических представлений социально–гуманитарного свойства, наступившая после Эпохи Модерна (вторая половина ХХ века).

Правовое государство – Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была впервые сформулирована И. Кантом.

Проблема – Сложный вопрос, требующий или ждущий своего ответа. В философии – фундаментальный вопрос, ответ на который следует искать не в данной, сложившейся системе знаний, а вне ее (в новом, творчески прибавляемом знании).

Прогресс – Необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта.

Рационализм – (от лат. rationalis – разумный). В теории познания это учение, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Представители рационализма в XVII веке – Декарт, Спиноза, Лейбниц, в XVIII веке – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

Рациональность – (от лат. ratio – разум). Понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и др. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная) в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки познавательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (неразумности).

Регресс – Необратимое качественное изменение объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации.

Религия – Мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) – термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Дж. Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи – это рефлексии над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля рефлексия – взаимное отображение одного в другом, например, в сущности – явления. Термин «рефлектировать» означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

Ригоризм – Суровое, непреклонное соблюдение каких–либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

Самосознание – Способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувство, ощущение). Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Сентенция – Мысль, изречение, приговор, как правило, нравоучительного характера.

Синкретизм – Нерасчлененность, слитность. Одна из характеристик мифа.

Система – Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Скептицизм – Философское направление, созданное в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды. Продолжая традиции софистов, скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельств жизни, состояний органов чувств, влияния традиций и привычек и т. п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательства знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений (как утверждающих, так и отрицающих что–либо) с целью достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья.

Славянофильство – многоплановое направление в русской общественной мысли и культуре XIX века, проявившееся и в философской сфере. Сущность славянофильства была выражена одним из современников и оппонентов В. Г. Белинским следующим образом: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии».

Смысл жизни – Разумное (не исключено, что и сверхразумное) основание человеческого существования, отвечающее на вопрос, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.

Снобизм – Претензия индивида на изысканно–утонченный вкус, особую интеллектуальность, на принадлежность к высшим социальным слоям.

Совесть – Способность личности осуществлять моральный самоконтроль, чувствовать нравственную ответственность за свое поведение, делать свободный выбор между добром и злом, но в пользу добра.

Сознание – Целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, те психические проявления человека, которые поддаются контролю воли.

Социализация человека – Усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социальный статус – Место человека в системе общественных отношений, очерчиваемое соответствующими правами, обязанностями и социальными ролями.

Справедливость – Должное соответствие между практической ролью и социальным положением, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Стоицизм – Школа древнегреческой философии, призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и «справедливой суровости».

Субстанция – Первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Субъект – индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно–практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Сциентизм – Философско–мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме.

Талант – 1. Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой–либо области. 2. Творческая способность к выполнению того или иного вида деятельности.

Творчество – Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Теизм – (от греч. theos – бог). Религиозно–философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в теизме ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма, теизм утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

Тирания – Извращенная, неправильная, деспотическая форма монархии (по Аристотелю).

Толерантность – (от лат. tolerantia – терпимость). Качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).

Тоталитаризм – (от ср.-век. лат. totalis весь, целый, полный). 1. Одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. 2. Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.

Тотемизм – Древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким–либо тотемом – животным или растением, считающимся предком данной группы и потому священным для нее.

Традиция – 1. Обычай, установившийся порядок в поведении.
2. Идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т. д., унаследованные от предшествующих поколений и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Трансцендентный – (от лат. trans–cendere – переступать). Термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии И. Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир «вещей в себе».

Тщеславие – Желание добиться славы любым путем.

Утилитаризм – Направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности.

Фатализм – (от лат. fatum – рок, судьба). 1. Вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире. 2. Мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены.

Феминизм – (от лат. femina – женщина). 1. Социально–политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2. Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3. Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4. Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5. Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Феномен – 1. То же, что и явление. 2. Редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком–либо отношении человек.

Феноменология – Философская концепция Э. Гуссерля и его последователей.

Фетишизм – Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые, по представлениям верующих, наделены сверхъестественной магической силой.

Философия – 1. Рационально–теоретическая форма мировоззрения. 2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем. 3. Логическое упорядоченное, рациональное знание самых общих законов развития сознания, общества, человека.

Футурология – (от лат. futurum – будущее) – область научных знаний, изучающая перспективы социальных процессов и будущее человечества.

Цивилизация – 1. Ступень развития, следующая за варварством. 2. Общество (совокупность родственных обществ), характеризуемое комплексным характером разделения труда, рационализацией производства, обмена и потребления, институционализацией религиозных, этических и других социальных ценностей. 3. Тело современного общества в отличие от культуры – его души (О. Шпенглер).

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Моральная категория – внешняя совесть.

Эвдемонизм – Этическая позиция, при которой главной целью и главной ценностью является достижение счастья.

Эгалитаризм – (франц. egalitarisme, от egalite – равенство). Концепция всеобщего равенства как принципа организации общественной жизни. Идея социального равенства является составной частью многих социальных идеалов. Уже в древнегреческой философии стоики предложили идею равенства всех людей, обусловленного их общей разумной природой. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство перед законом.

Эгоизм – (от лат. ego – Я). Жизненная концепция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.

Экзистенциализм – Философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после I мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Ж.–П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло–Понти, А. Камю, С. де Бовуар). Бытие в экзистенциализме понимается как человеческое существование, или экзистенция, которую следует постигать как непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта, конкретное переживание.

Экзистенция – (от лат. exsistentia – существование) – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее уникальный способ бытия человеческой личности, реализующейся через поступки.

Эмпиризм – Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В философии Нового времени представителями эмпиризма были Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.

Эстетика – Наука о прекрасном в искусстве и окружающей действительности; учение о художественном вкусе; философия прекрасного.

Эсхатология – (от греч. esсhatos – последний, конечный и logos – слово, знание, учение). Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Этика – Наука о морали и нравственности, о добре и зле, о должном поведении человека.

 


Литература ко всему курсу

1. Гуревич П. С. Куда идешь человек? – М., 1991.

2. Гуревич П. С. Философия человека в 2 Ч. – М., 2001.

3. Гуревич П. С. Человек (учебное пособие). – М., 1995.

4. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. – М., 1995.

5. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997.

6. О человеке (сборник). – М., 1991.

7. О человеческом в человеке (сборник). – М., 1991.

8. Подорога В. Феноменология тела: введение в философскую антропологию. – М., 1995.

9. Проблема человека в западной философии (сборник). – М., 1988.

10. Современный философский словарь. – М., Екат., 1996.

11. Тарасов К. Е., Кельнер М. С. «Фрейдо-марксизм» о человеке. – М., 1989.

12. Философия человека: диалог с традицией и перспективы (сборник). – М., 1988.

13. Фромм Э. Душа человека. – М., 1998.

14. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии (антология). – М., 1991.

15. Это человек (антология). – М., 1995.

 

Дополнительная литература

16. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // ВФ, 1992, № 8.

17. Азаренко С. А. Сообщество тела. – М., 2007.

18. Марк Аврелий Размышления. – М., 1994.

19. Аристотель О душе. Никомахова этика // Сочинения в 4–х т. – М., 1975–1983.

20. Аристотель Политика // Собрание сочинений в 4–х т. Т.4. – М., 1993.

21. Бердяев Н. А. Назначение человека. – М., 1993.

22. Булгаков С. Человекобог и человекозверь (По поводу посмертных произведений Л. Толстого) // Лики культуры: Альманах. Т.1. – М., 1995.

23. Гарин И. И. Воскрешение духа. – М., 1992.

24. Глотова Г. А. Человек и знак: Семиотико–психологические аспекты онтогенеза человека. – Свердловск, 1990.

25. Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 2000.

26. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

27. Древнеримская философия: от Эпиктета до Марка Аврелия. – М., 1999.

28. Евлампиев И. И. Проблема человека в русской философии и культуре. – М., 1998.

29. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

30. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб., 1999.

31. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

32. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

33. Лакс Дж. О плюрализме человеческой природы // ВФ, 1992, № 10.

34. Ламетри Ж. Человек–машина. – Минск, 1998.

35. Леви–Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

36. Лобок А. М. Антропология мифа. – Екат., 1997.

37. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // ВФ, 1992, № 3.

38. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». – СПб., 1995.

39. Сартр Ж.–П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

40. Спиноза Б. Этика. – СПб., 2007.

41. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

42. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

43. Марсель Г. Быть и иметь. Метафизический дневник. – Новочеркасск, 1996.

44. Монтень М. Опыты. – М., 1996.

45. Ницше Ф. Ecce Homo. Человеческое, слишком человеческое // Сочинения в 2–х т. – М., 1990.

46. Ницше Ф. Так говорил Заратустра (книга для всех и ни для кого). – М., 1999.

47. Паскаль Б. Мысли. – М., 1999.

48. Платон. Диалоги. – М., 1986.

49. Савчук В. В. Конверсия искусства. – СПб., 2001.

50. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1986.

51. Соловьев В. С. Смысл любви. – М., 1990.

52. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). – М., 1991.

53. Сумерки богов. – М., 1989.

54. Философские науки № 2, 2008 (тематический номер журнала посвящен «синергийной антропологии»).

55. Франк С. Л. Реальность и человек. – М., 1997.

56. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

57. Фрейд З. Интерес к психоанализу (сборник). – Минск, 2007.

58. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

59. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

60. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

61. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.

62. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – М., 1991.

63. Юм Д. Трактат о человеческой природе. – М., 1995.

64. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. – М., 1994.