Налоговый учет безвозмездной передачи товаров, работ, услуг

Налог на прибыль

Безвозмездной может быть признана реализация услуг связи в случае, если оператор связи не ожидает поступления оплаты или иного встречного предоставления от пользователя (в денежной или неденежной форме). Не может квалифицироваться как отсутствие встречного предоставления случай, когда оказание какой-либо услуги (передача товара) обусловлено приобретением пользователем другой оплачиваемой услуги (реализация «пакетов» услуг) или приобретением данной услуги впоследствии (акции типа try and buy).

В случае отсутствия встречного предоставления и документов, подтверждающих характер данной акции как благотворительной или рекламной акции, данная операция должна квалифицироваться как безвозмездная (смешанный договор возмездного оказания услуг и дарение (освобождение от обязанности оплатить услугу) или прощение долга). При этом НДС, исчисленный с сумм реализации услуг на безвозмездной основе, относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли в соответствии с п.16 ст.270 НК РФ [2].

В налоговом учете доходы от реализации услуг связи безвозмездно не подлежат отражению поскольку не имеют признака дохода – не являются экономической выгодой в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). В соответствии со ст. 248 НК РФ для целей налога на прибыль имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Расходы, связанные с производством и реализацией безвозмездной услуги, не признаются для целей налога на прибыль:

§ в сумме себестоимости такой услуги;

§ в случае невозможности отдельного учета затрат, реализуемых на возмездной и безвозмездной основе - в сумме цены (тарифа) такой услуги (п. 16 ст. 270 НК РФ [2]).

В случае квалификации операции как рекламной акции расходы на рекламу в налоговом учете признаются нормируемыми в соответствии с п. 4 ст.264 НК РФ [2] и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ [2].