Дополнительная документация

Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы

 

Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы.

Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.

Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.

Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.

К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:

 

1 уровень-оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень- достаточный (полное освоение программы);

3 уровень- средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

4 уровень- недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

 

На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.

 

Тесты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников

Оценкауспехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы, но наиболее оптимальной из них, на наш взгляд, является выявление уровня знаний, умений и навыков в ходе тестирования.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.

Основными характеристиками теста являются:

Ø валидность,

Ø надежность.

Валидность теста– это комплексная характеристика, отражающая показатели соответствия диагноза и прогноза теста определенным внешним критериям, охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой он оценивает.

Надежность теста – это показатель точности и устойчивости результатов измерения при многократном применении.

Тесты различают по длине, т.е. количеству тестовых заданий.

Любой тест, прежде всего, должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.). В инструкции указывается способ записи правильного ответа (что, каким образом и где надо отметить, вписать и т.д.).

Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.

Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.

Тестовое задание не должно содержать ассоциации, т.е. словесные подсказки, позволяющие тестируемому угадать правильный ответ. Наличие ассоциаций свидетельствует о некорректности задания.

Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.

Компьютерное тестирование предполагает наличие специальной программы, обеспечивающей нужную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования. При этом возможен вариант тестирования с мгновенной проверкой ответа на поставленный вопрос (в случае правильности выбранного ответа он принимает определенную окраску).

Условной единицей для оценки по определенной шкале результатов выполнения теста или его заданий служит балл – количественный показатель верно выполненных заданий.

В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля.