МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ

ИНДУЛЬГЕНЦИИ

 

Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть разрешать от грехов, начали продавать индульгенции. Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги. Многие суеверные люди сбегались к нему и иногда отдавали последние гроши, чтобы избавить себя и своих покойных родственников от мук чистилища. Князья с неудовольствием смотрели, как Тецель обирал их поселян, но пока не решались поднять голос против этой постыдной торговли. Рассказывают, что однажды был и такой случай: дорогой, в лесу, нагоняет Тецеля рыцарь и покупает себе индульгенцию на тот грех, который он намерен совершить. Получив ярлык, рыцарь отнял у Тецеля ящик с деньгами и ускакат. Тогда выступил с обличением индульгенций монах-августинец Мартин Лютер.

 

МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников[7]. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии[8], и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажииндульгенций

и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредствомтаинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом[9].

Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию[9].

 

Когда Карл V был избран германским императором, он, по обычаю, созвал имперский сейм, который на этот раз происходил в городе Вормсе (1521). Здесь кроме других важных дел империи предложено было заняться и делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдал ему охранную грамоту. Друзья Лютера не советовали ему ехать, напоминая об участи Гуса. Но Лютер поехал. На всем пути народ стекался к нему во множестве, чтобы увидеть смелого реформатора и услышать его проповедь. Недалеко от Вормса он получил от своих доброжелателей предостережение, что лучше бы ему возвратиться и не въезжать в город. Лютер отвечал: «Если бы там было столько же дьяволов, сколько черепиц на кровлях, то и тогда я поехал бы». В самом Вормсе толпы народа ждали Лютера; чтобы избежать встречи, его провели на сейм садами и задними пристройками. Однако, когда в первый раз ему пришлось явиться пред лицом императора, окруженного многочисленным и блестящим собранием князей, графов и баронов империи, Лютер был бледен и смущен. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он попросил время для размышления. Ему дали подумать до следующего дня. На другой день он смело отвечал на вопросы и твердо объявил, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием. Лютера увещевали отказаться от своего учения, но напрасно. Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.

На обратном пути из Вормса, в лесу, Лютер был схвачен замаскированными всадниками. Это похищение было организовано по приказу его покровителя Фридриха Мудрого, чтобы укрыть его от врагов, грозивших ему со всех сторон. Лютера отвезли в замок Вартбург, где он и прожил около года в глубоком уединении под видом рыцаря. В этом уединении он начал свой знаменитый перевод Библии на немецкий язык. Между тем распространился слух, что Лютер погиб. Только самые близкие друзья знали, где он, и с успехом продолжали начатое им дело. В числе его последователей был и Меланхтон, профессор греческого языка в Впттенбергском университете. Характером своим он не походил на Лютера: как последний был дерзок, горяч и скор в решениях, так Меланхтон был кроток и осторожен. Ученостью он превосходил Лютера, однако питал к нему глубокое уважение и был самым усердным его помощником. Но некоторые последователи Лютера не были так осторожны в мнениях, как Меланхтон, и скоро впали в крайность: они начали проповедовать уже отмену всех обрядов католического богослужения, выбрасывать из церквей иконы, оскорблять монахов. Следствием этого стали смуты и беспорядки. Когда Лютер услыхал об этом, он не смог больше оставаться в уединении и поспешил в Виттенберг; тут он восемь дней подряд проповедовал против всяких крайностей и насилия, и силой слова ему удалось восстановить спокойствие в Виттенберге