Правила дип.этикета Казахского ханства (XVII-XVIII)

Правила и нормы этикета в Казахском Ханстве определяли обычаями и традициями народа. У каждого народа существуют какие-то свои отличительные особенности в поведении в тех или иных ситуациях. Так и казах должен был знать, как ему поступить в той или иной ситуации, чтобы его не сочли невежливым или невеждой. Особое внимание казахи уделяют приветствию (салем беру). Путник, прибывший издалека, обязательно поздоровается с аксакалами и уважаемыми людьми населенного пункта. Для приветствия казахи используют рукопожатие двумя руками. В некоторых регионах подавали лишь правую руку, а левую прижимают к груди. Но чаще уважаемые люди обнимают друг друга при встрече, прижимаясь грудью (тoс сyйесу).

Нельзя было проехать мимо аула и не зайти в него. Это считалось дурным тоном, неуважением. Более того, такого непочтительного человека могли даже посчитать вором или преступником, который прячется от людей. Если дом посетил гость, то его следует принимать. Это кудайы конак (божий гость). Любой казах сначала накормит его, а потом уже будет спрашивать, что привело человека в эти края. Пока вы находитесь под крышей дома казаха, можете быть уверены – вы всецело под его защитой и он сделает все, даже в ущерб себе, чтобы угодить гостю. Можно даже попросить себе в подарок понравившуюся вещь, ведь по правилам казахского этикета ее следует отдать. Было неприемлемо зайти в дом и отказаться от угощения хозяина. В этом случае, чтобы соблюсти правила приличия, следует отщипнуть кусочек хлеба, тем самым вкусив от дастархана (нан ауыз тию). Ни в коем случае нельзя делать это стоя, иначе вы не проявите уважение к дому.

Повседневное поведение казахов в рамках национального этикета регулируется понятием – «әдет» (приличие, традиция). Это своего рода негласный кодекс, положения, которых, увы, не всегда придерживаются в настоящее время.

В первую очередь это касается уважения к старшим. Самого уважаемого и старого человека всегда проводят на «төр» (почетное место во главе стола). За дастарханом рассаживаются согласно строгой иерархии: младший по возрасту ни в коем случае не может сесть выше старшего, если не заслужил этого особым правом – это определяется местным аксакалом.

Хотелось бы описать церемонию избрания хана. Весть о предстоящих выборах хана заранее объявлялась жасауылами всем родам казахов. По этому случаю, женщины и дети одевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на маслихат во всеоружии. Без него они не имели права голоса и могли быть притеснены более молодыми и сильными воинами.

Собрание открывала молитва ходжи, затем, слово предоставлялось уважаемому аксакалу. После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках.

На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как реликвию. Взамен его одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт). Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали все имущество.