Нунций, Персона грата, Персона нон грата, атташе

Нунций — дипломатический представитель папы римского в странах, с которыми Ватикан имеет дипломатические отношения. Нунций относится к высшему уровню дипломатических представителей. В ряде католических стран нунций по традиции являлся дуайеном дипломатического корпуса вне зависимости от даты вручения верительных грамот другими послами. В настоящее время такая практика отошла в прошлое.

Персона грата (от латинского persona grata — желательное лицо) — в дипломатической практике, дипломатический представитель в отношении которого принимающее государство дало согласие на его назначение и приезд. В отношении послов или глав консульских представительств это определяется процедурами получения агремана или экзекватуры. Для других дипломатических работников, получение визы на приезд в страну означает признание их персоной грата.

Персона нон грата (от латинского persona non grata — нежелательное лицо) — это дипломат, объявляемый властями страны пребывания нежелательным лицом. В этом случае аккредитующее государство отзывает его на родину и он должен покинуть страну. Мотивом объявления дипломата персоной нон грата может быть его вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злоупотребление иммунитетом или привилегиями дипломата. Зачастую за этим кроется формулировка «за недозволенную деятельность, несовместимую со статусом дипломата», за которой может стоять обвинение в шпионаже. При этом власти страны пребывания согласно международным нормам, зафиксированным в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, не обязаны объяснять причины, по которым дипломат объявляется персоной нон грата.

Атташе́ (фр. attaché) — младшая дипломатическая должность. В РК также первый дипломатический ранг. В международной дипломатической практике существуют следующие категории Атташе:

Атташе военные, военно-морские, военно-воздушные — представители военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно они являются советниками дипломатического представителя по военным вопросам.

Атташе специальные — представители различных ведомств своей страны — по промышленности, сельскому хозяйству, труду, финансам, торговле, культуре, технике, науке и т. п. Ими обычно являются квалифицированные специалисты, которым поручается изучать в стране пребывания вопросы по их специальности, вести работу, связанную с поддержанием и развитием связей между представляемыми ими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания.

Атташе по вопросам печати (пресс-атташе) — ответственный работник, ведающий в дипломатическом представительстве вопросами печати и информации.

Атташе дипломатические — младший дипломатический работник центрального аппарата ведомства иностранных дел или дипломатического представительства.

Атташе почетные (в практике зарубежных стран) — лица, избравшие дипломатическую карьеру, но еще не зачисленные в штат и не получающие денежного содержания. В некоторых государствах Атташе почетные располагают правом проходить стажировку в дипломатическом представительстве, по окончании которой могут быть зачислены в штат.

 

11. Дип. и конс. ранги: дать определение и указать полномочия каждого ранга. Дипломатический ранг - особое звание, присваиваемое дипломатическим работникам. Наименования, градация и порядок присвоения дипломатических рангов определяются национальным законодательством. Старшинство членов дипломатического персонала дипломатического представительства и центрального аппарата ведомства иностранных дел определяется их должностями. Дипломатические ранги: 1) атташе; 2) третий секретарь; 3) второй секретарь II класса; 4) второй секретарь I класса; 5) первый секретарь II класса; 6) первый секретарь I класса; 7) советник II класса; 8) советник I класса; 9) Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса; 10) Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса; 11) Чрезвычайный и Полномочный Посол.Атташе - официальное лицо, причисленное к дипломатическому представительству как специалист в какой-либо области (напр., военный А., пресс-атташе). КОНСУЛЬСКИЕ РАНГИ - звания консульских должностных лиц, связанные с их служебным положением. К.р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, производным от которого является ранг его главы (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент). Остальной консульский персонал, свободно назначаемый представляемым государством по своему усмотрению (если по договоренности численность такового не ограничена), не имеет жесткой международно-правовой классификации; в своей основе присвоение К.р. является внутренним делом представляемого государства и регулируется его законодательством. Таким образом, в рамках генерального консульства могут быть лишь один генеральный консул - глава учреждения и любое число сотрудников других консульских рангов. В ряде случаев требуется формальное признание их статуса со стороны государства пребывания, связанное, однако, не с присвоением К.р., а с допуском к отправлению тех или иных конкретных функций (торговых, культурных, научных и т.д.) на территории этого государства. Глава консульского учреждения через дипломатическое представительство сообщает в МИД государства пребывания порядок старшинства между должностными лицами консульства. В отдельных странах (Франция, Швеция, Швейцария, Эквадор) К.р. еще подразделяются на классы. В РФ не существует специальных К.р., т. к. все работники российских консульских учреждений состоят на дипломатической службе и им присваиваются дипломатические ранги.

 

12.Ведение переговоров в дип.практике и роль дипломата. Ведение переговоров всегда индивидуально и субъективно. Ведение переговоров — одна из наиболее привлекательных, но в то же время и разочаровывающих сторон дипломатической работы. Именно в переговорах окупаются личные качества и темперамент ведущего переговоры, завоеванные им симпатии и доверие. Именно в переговорах он может проявить гибкость ума, умение правильно оценивать обстановку и правильно выбрать благоприятный момент, проявить свое профессиональное мастерство и накопленный практический опыт в использовании методов примирения различных интересов, в поисках почетных и взаимоприемлемых решений. Определенную роль здесь играет получение информации. Посольству должны быть известны мотивы, побуждающие его правительство к действию, оптимальный результат, которого оно желает добиться, и максимальные уступки, на которые оно может пойти. Посольство должно быть осведомлено заранее о точке зрения иностранного правительства, его возможностях и пределах желаемого и возможного. Эти сведения оно получает, используя благоприятные возможности: момент, когда могут быть начаты переговоры, и момент, когда было бы целесообразно их прервать или даже прекратить, всегда оставляя почетный выход, который позволил бы возобновить выполнение задачи позднее. Именно в переговорах оценивается профессиональный уровень дипломатов, так же как и мастерство, с которым они проводятся.При всех обстоятельствах дипломат обязан быть добросовестным. К нему будут прислушиваться, следовать его советам, и он добьется хороших результатов, если те, с кем он ведет переговоры, или его собеседники поверят, что он бесспорно говорит от имени своего правительства и что он является тем человеком, который знает, чего он добивается и как далеко он может пойти, и хорошо аргументирует свои позиции, искренне желает найти разумное и приемлемое решение проблемы, которую ему поручено обсудить и решить. Успех, которого может добиться глава дипломатического представительства на переговорах, в значительной степени будет зависеть от позиции, занимаемой общественностью и частными лицами, от дружественных отношений, которые он сумеет установить, и от авторитета, приобретенного им в ходе повседневной работы и общения с людьми. Он никогда не должен забывать о необходимости быть сдержанным и скромным, так как стремление подчеркнуть свой успех вызовет у других чувство унижения и ревнивой зависти, что только ослабит достигнутые результаты.

return false">ссылка скрыта

 

 

13.Правила дип.деятельности за рубежом.В ходе многовековой дипломатической деятельности различных стран мира сложились определенные правила протокола, которые служат упорядочению и облегчению отношений между представителями различных государств и международных организаций. Эти правила основаны на принципах взаимоуважения и равноправия партнеров по международной деятельности и являются выражением вежливости и правил хорошего тона. В РК существует Закон о дипломатической службе, регулирующий деятельность дип представительств. Органами дипломатической службы являются государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность Республики Казахстан. Единую систему дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел, его ведомства, загранучреждения, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности Министерства иностранных дел, учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства иностранных дел.Единую систему дипломатической службы возглавляет Министерство иностранных дел. На органы дипломатической службы возлагаются следующие задачи: 1) разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству Республики Казахстан; 2) разработка для Президента Республики Казахстан предложений по внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Республики Казахстан и реализации международных инициатив Президента; 3) реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики и укреплению международного авторитета Республики Казахстан; 4) обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене; 5) защита прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом; 6) реализация дипломатическими средствами и методами усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности; 7) осуществление дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с иностранными государствами, международными организациями и т.д.

 

 

14.Протокол ООН: правила старшинства и привилегии.Старшинство между государствами-членами ООН. Основополагающим является принцип равенства государств. Если представители государств одинакового ранга и выполняющие одинаковые функции встречаются официально, они размещаются в алфавитном порядке наименований своих стран. Этот алфавитный порядок меняется каждый год, когда начинает работу Генеральная Ассамблея. Члены постоянных представительств располагаются также в алфавитном порядке. Непосредственная работа Организации Объединенных Наций осуществляется членами Ассамблеи, Советом Безопасности и комиссиями. Порядок старшинства изменяется в зависимости от того, идет ли речь об официальном заседании Организации, или о рассадке отдельных членов делегаций, или должностных лиц Секретариата.В каждом из этих органов протокол в отношении представителей государств-членов, имеющих международный мандат, варьируется.На приемах с рассадкой или на частных приемах учитывается личный ранг каждого присутствующего, а также его официальное положение в ООН. Следует отметить, что, когда представители или члены делегаций того или иного государства приглашаются на приемы с рассадкой одновременно с представителями одного или нескольких других государств, первые представители рассаживаются в алфавитном порядке английского языка наименований их стран, действующем на данной сессии. Такой порядок старшинства сохраняется в последовательности в отношении вторых представителей, затем третьих и т. д. Личный ранг каждого лица учитывается также в зависимости от занимаемой им должности.Постоянные представительства. Постоянные миссии представляют особую проблему. Численный состав и положение их персонала, среди которого могут быть несколько должностных лиц в ранге посла, представляют собой более сложные проблемы, чем проблемы, связанные с аккредитованным дипломатическим корпусом.Главы постоянных представительств образуют первую категорию и размешаются, если они принимают участие в официальных церемониях как одно целое, в английском алфавитном порядке наименований представляемых ими государств. Затем идут заместители Генерального секретаря, которые в соответствии с протоколом ООН приравниваются к послам.

15.Протокол ООН: иммунитеты и обязанности должностных лиц.В статье 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций, принятой 13 февраля 1946 года Генеральной Ассамблеей, к которой уже присоединились 98 государств-членов, закрепляется статус должностных лиц Организации. Генеральному секретарю и заместителю Генерального секретаря, а также их семьям предоставляются до известной степени в порядке любезности со стороны правительства США привилегии и иммунитеты, изъятия и льготы, предоставляемые послам и их семьям. Другие должностные лица пользуются следующими иммунитетами (раздел XVIII): 1) иммунитет от юрисдикции в отношении всех действий, совершенных ими в их официальном качестве; 2) освобождение от всех налогов на их оклады и вознаграждения, выплачиваемые им Организацией; 3) освобождение от всех государственных служебных повинностей; 4) освобождение от всех формальностей, относящихся к пребыванию иностранцев; 5) те же льготы в отношении валюты, какие предоставляются дипломатам сопоставимого ранга; 6) такие же льготы по репатриации, какие предоставляются дипломатам в случае возникновения международного кризиса; 7) право на беспошлинный ввоз домашней мебели и имущества при первоначальном занятии должности в соответствующей стране. Конвенция от 19 августа 1946 года, заключенная между Федеральным советом Швейцарии и Генеральным секретарем ООН, была выработана в соответствии с установившейся традицией: признавались юридический статус и иммунитет от юрисдикции ООН наряду с различными иммунитетами (неприкосновенность помещений и архивов, льготы в отношении валюты, освобождение от прямых и косвенных налогов и льготы в отношении средств связи). Статус представителей государств-членов аналогичен статусу, зафиксированному в соглашении о штаб-квартире в Нью-Йорке. Предусматривается идентичный статус в статье, касающейся проездных документов и урегулирования споров.Были заключены соглашения либо в специальной форме (соглашения, исполнительные соглашения), либо путем обмена письмами между швейцарским Федеральным советом и специализированными учреждениями ООН, расположенными в Женеве. Они были кодифицированы в 1955 году после принятия Федеральным советом двух законов. За некоторыми исключениями, предусматриваемые ими льготы также предоставляются межправительственным организациям, не входящим в систему ООН.