ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Население развивается под воздействием определенных социа­льно-экономических условий, и само играет значительную роль в экономике. Также невозможно оторвать население от определен­ных общественно-исторических условий. Демографические концеп­ции призваны трактовать взаимодействие населения и развития эко­номики. На базе концепций формируется демографическая политика, что, однако, не означает их совпадения. Политика может обосновы­ваться разными концепциями, концепция в свою очередь — служить основанием разной политики. Демографические концепции призваны служить определенным идеологическим установкам. Для понима­ния этих установок и исторических условий формирования опре­деленных концепций уместно сделать следующий обзор.

Количественные концепции:ранние демографические концеп­ции, мальтузианство, концепция недостаточности населения, теория оптимума населения.

Общим мотивом ранних демографических концепций была их направленность на неуклонный рост населения. Это объяснялось тем, что население являлось источником военного могущества госу­дарства, при завоевании чужого — источником рабов. Следовательно, существовала прямая заинтересованность в увеличении его числен­ности. В средние века в некоторых государствах были приняты законы о юридическом прикреплении крестьян или лиц определенных про­фессий к тому или иному региону.

Увеличение населения (без ввоза рабов) возможно или за счет уменьшения смертности, или увеличения рождаемости. Для выпол­нения первого условия требовались мероприятия по улучшению жизненных условий, что в тех исторических условиях было невоз­можно. Значит, единственный путь — поощрение рождаемости, что находит отражение и в религиозных догматах.

Меркантилисты также были сторонниками роста населения, поскольку видели в нем источник богатства государства и его силы. Например, Ричард Кантильон (1680—1734) говорил о широкой способности населения к размножению, которой противодействуют определенные препятствия. В отличие от своих предшественников (Джованни Ботеро (1543—1617) и др.), он говорит не о катастрофиче­ских препятствиях (эпидемии, войны, голод), а о различиях в «образе жизни» и нормах потребления, т.е. социальных условиях. Кантильон выдвигает постулат о преобладании экономических интересов над биологической потребностью размножения. Подобные воззрения разделял и М.В. Ломоносов, предлагавший принять меры для поощре­ния брачности и рождаемости.

Мальтузианство. Иная постановка проблемы обнаружи­вается у физиократов. Ф. Кене утверждал, что нищие есть везде и всюду потому, что количество населения превосходит общий объ­ем богатства и средств существования всем не хватает. Подобные мыс­ли излагал А.Р.Ж.Тюрго, эти идеи развивали Дж. Ортес (1777 г.) и Д. Таунсенд (1786 г.).

Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. при­вел к разорению многочисленного слоя ремесленников и кустарей, а аграрный переворот — к разорению крестьянства. Начались стихий­ные народные выступления, и обществу понадобилось учение, объ­ясняющее сложившуюся ситуацию. Томас Мальтус выполнил этот социальный заказ, «в нужный момент сказав для английской буржуа­зии нужное слово».

Согласно его теории, человечество стремится к абсолютному перенаселению, когда размножение обгоняет рост средств существо­вания. Препятствием на этом пути служат войны, болезни, нище­та, избавиться от которых можно ограничением рождаемости. Революция и тирания, по мысли Т. Мальтуса, являются естествен­ными следствиями перенаселения и голода. В «Опыте о законе народонаселения» он утверждает, что население «удваивается каж­дые 25 лет», возрастая в геометрической прогрессии, а «средст­ва существования ...не могут возрастать быстрее, чем в арифмети­ческой прогрессии». Последнее объясняется, в частности, законом убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что его закон роста населения непреходящ и действует во всех условиях суще­ствования человечества. Мальтус считал, что «бедные ... не имеют права требовать... работы и пропитания...», должны «выказать больше терпения в перенесении тягостного положения».

Идеи Мальтуса были восприняты крупнейшими экономиста­ми «классической школы» (А. Смит, Ж.Б. Сэй, Дж. Милль и др.). Давид Рикардо включил эти положения в разработанную им тео­рию заработной платы. Первая мировая война, голод и революции 1917—1922 гг. дали идеям Мальтуса новую жизнь. Выдающийся эко­номист Джон Мэйнард Кейнс, проанализировав данные статистики, показал, что накануне войны в Европе наблюдались признаки пере­населения, что именно перенаселение в конечном счете вызвало Первую мировую войну и революцию в России.

Неомальтузианцы пророчат скорую гибель человечества вслед­ствие истощения минерально-сырьевых и пищевых ресурсов, пере­населения планеты, загрязнения окружающей среды. По их мнению, шансы на выживание человечества определяются возможностями обуздать «демографический взрыв». По образному выражению одного американского сенатора, «человечество создало две бомбы, угрожа­ющие ему уничтожением,— атомную бомбу и «бомбу населения». Придерживающиеся этих взглядов исследователи упорно не хотят видеть социальную природу исследуемого явления. Следует говорить не об избыточном населении планеты, а о существующем нерацио­нальном распределении благ и ресурсов между развитыми и разви­вающимися странами (проблема «Север — Юг»).

После Первой мировой войны в условиях надвигающейся депопуляции Европы появилась концепция недостаточности населения,названная ее автором Л. Гершем «мальтузианством навы­ворот». Согласно этим взглядам, безработица и замедление темпов роста производства являются следствием уменьшения рождаемости и общей численности населения. Происходит уменьшение емкости рынков, спроса на товары и, как следствие, сокращение рабочих мест. И наоборот, повышение рождаемости ведет к росту спроса на целый спектр товаров, что приводит в движение всю экономику. У некоторых последователей этой теории получается почти идиллическая картина последствий повышения рождаемости. Каждому новому ребенку нужна коляска, молоко и т.д. Спрос на коляски порождает добавоч­ный спрос на металл и прочие материалы, те в свою очередь на руду, уголь, транспорт; спрос на молоко — увеличение поголовья скота, необходимость дополнительных кормов, удобрений и т.д. Подоб­ные же соображения вдохновили, например, депутата французского парламента начала XX в. Миссми ратовать за повышение рождае­мости, подсчитывая будущие дивизии и армейские корпуса. Политики и демографы, кроме того, говорили о возможной «потери авто­ритета нации» в международных делах при продолжающемся сокра­щении населения. Эту концепцию роднит с мальтузианством оправ­дание сложившихся социальных условий демографической ситуации.

Потребность в теории, которая бы гибко приспосабливалась к изменяющейся динамике населения, вылилась в создание теории оптимума населения.Один из ее авторов, Имре Ференчи, определя­ет оптимум населения как ту «его численность, которая при данном уровне науки и техники обеспечивает наибольший доход на душу населения». Этот оптимум определяется государственными деяте­лями для «обеспечения наибольшего благополучия человеческой расе». Однако даже сами авторы теории признают, что точное опре­деление величины этого оптимума невозможно, поскольку это опреде­ление является субъективным делом, мнением. Например, автор труда «Общая теория населения» А. Сови пишет, что прогресс Франции замедляется ограничением рождаемости. В то же время он говорит о нищете в Азии как следствии ее перенаселенности. Получается, что некоторые развитые страны недонаселены, не достигли оптимума, а такие, как Индия, Бразилия,— перенаселены, превысили оптимум. Отсюда рецепт благополучия для страны сходен мальтузианскому: приблизить ее население к оптимуму.

Качественные концепции:расизм, органическая теория, теория социальной мобильности.

Расизм как теория в наибольшей степени из всех выше­перечисленных концепций выдвигает на первый план качество населе­ния, отражающееся в его составе. Этой концепцией предполагается, что не только население мира, но и население отдельных стран состоит из различных расовых групп, объединенных общностью происхож­дения. Основные положения теории сводятся к существованию «высших» рас, являющихся двигателями культуры, и «низших», прак­тически не способных к культурному развитию. Различия предопре­делены наследственно. Кроме горизонтального разделения общества, существует и вертикальное, т.е. по классам, принадлежащим к «выс­шим» и «низшим» расам. Именно расовые свойства, по мнению сто­ронников этой теории, определяют все стороны общественной жизни, начиная с воспроизводства населения. Кроме того, положение в обще­стве тоже определено расовыми признаками, и наоборот. Например, безработный относится к категории «неполноценных» людей.

Английский философ-позитивист Спенсер обосновал органи­ческую теорию в демографии. Общество рассматривается как орга­низм, в котором разделение людей по группам рассматривается как распределение функций внутри животного организма. Спенсер раз­личал в обществе и в организме два рода функций и три типа органов: систему органов питания, систему распределения и систему управ­ления (регулятивную). Одни группы людей составляют «мозг» обще­ства и «естественно» управляют, а другие в соответствии с «врож­денными качествами» работают физически. Отсюда неизбежность классовых различий в обществе, равно как и необходимость клас­сового сотрудничества. С органической концепцией общества Спен­сер связывал органическую теорию воспроизводства населения. Он выдвинул закон обратной зависимости между процессом генезиса (совокупность процессов, направленных на сохранение вида) и индивидуацией (совокупность процессов, связанных с усложнением орга­низма индивидуума). Больше сил на последний процесс, меньше на первый. Следовательно, более высокоорганизованное животное имеет более низкую норму плодовитости. Спенсер был не согласен с Мальтусом и считал, что перенаселение возможно только в тече­ние непродолжительного времени. Недостаток средств существования обострит «борьбу за существование», а затраты энергии на ее осуще­ствление приведут к снижению рождаемости. В свете своей теории Спенсер считал социальные мероприятия, в том числе охрану здо­ровья трудящихся, «злом, чреватым большими опасностями». В этом же русле развивается и биологическая теория роста населения аме­риканского биолога и демографа Пирла. Он распространил на обще­ство законы развития биологических популяций: постепенное уве­личение прироста, достижение максимума, постепенное снижение.

Исходные положения теории социальной мобильности про­тивопоставлены положениям расизма. Теория признает существова­ние различных социальных классов и групп, но не только не отгра­ничивает их непреодолимыми границами наследственных свойств, а говорит о постоянных переходах между ними. Так образуется мобильность населения. Дети могут не принадлежать к группе, к кото­рой принадлежали родители, супруги могут быть из различных групп. Таким образом, в рамках расизма определяющее значение имеет принадлежность родителей, а в рамках этой теории — все в руках самих людей. Для обоснования привлекается теория марковских цепей. По статиски. Отсюда неизбежность классовых различий в обществе, равно как и необходимость клас­сового сотрудничества. С органической концепцией общества Спен­сер связывал органическую теорию воспроизводства населения. Он выдвинул закон обратной зависимости между процессом генезиса (совокупность процессов, направленных на сохранение вида) и индивидуацией (совокупность процессов, связанных с усложнением орга­низма индивидуума). Больше сил на последний процесс, меньше на первый. Следовательно, более высокоорганизованное животное имеет более низкую норму плодовитости. Спенсер был не согласен с Мальтусом и считал, что перенаселение возможно только в тече­ние непродолжительного времени. Недостаток средств существования обострит «борьбу за существование», а затраты энергии на ее осуще­ствление приведут к снижению рождаемости. В свете своей теории Спенсер считал социальные мероприятия, в том числе охрану здо­ровья трудящихся, «злом, чреватым большими опасностями». В этом же русле развивается и биологическая теория роста населения аме­риканского биолога и демографа Пирла. Он распространил на обще­ство законы развития биологических популяций: постепенное уве­личение прироста, достижение максимума, постепенное снижение.

Исходные положения теории социальной мобильности про­тивопоставлены положениям расизма. Теория признает существова­ние различных социальных классов и групп, но не только не отгра­ничивает их непреодолимыми границами наследственных свойств, а говорит о постоянных переходах между ними. Так образуется мобильность населения. Дети могут не принадлежать к группе, к кото­рой принадлежали родители, супруги могут быть из различных групп. Таким образом, в рамках расизма определяющее значение имеет принадлежность родителей, а в рамках этой теории — все в руках самих людей. Для обоснования привлекается теория марковских цепей. По статистическим данным составляются таблицы распределе­ния сыновей по социальным группам относительно отцов. На осно­ве этих результатов составляется матрица переходных вероятностей. Отсюда при многократном переходе при такой матрице устойчивое распределение населения по группам зависит от переходных вероят­ностей, а не от первоначального распределения. Значит, вероятность оказаться в некоторой социальной группе для достаточно отдаленных потомков оказывается одинаковой независимо от социальной при­надлежности предков. Например, согласно этим расчетам, у предков бедняка в 20-м поколении столько же шансов оказаться в высшей группе, сколько и у потомков богача.