Экономический, образовательный и социальный состав

Экономический состав населенияпоказывает распределение жителей по группам в зависимости от наличия источников средств существования, занятий и отраслей. Самое крупное подразделение в данном случае — на экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население— это люди, работающие в общественном хозяйстве или желающие работать, но не способные найти работу в данный момент времени (т.е. без­работные).

Экономически неактивное население— работающие только в личном хозяйстве или вообще неработающие. Экономически активное население составляет около половины жителей Земли. В развитых странах эта доля (уровень экономической активности) выше за счет более широкого вовлечения женщин в экономику, в раз­вивающихся странах — ниже. В России экономически активное население составляет половину (51% — 1992 г., 50% — 2002 г.) общей численности населения страны; за 1992—2002 гг. его численность со­кратилась на 3,2 млн человек (4,2%) и составила 71,8 млн человек.

Важной характеристикой экономически активного населе­ния (и социально-экономической ситуации какой-либо территории в целом) является уровень безработицы — доля безработных от численности экономически активного населения. Социально опасным считается уровень, превышающий 10% (от численности экономически активного населения). Государство, как правило, стара­ется поддерживать безработных, выплачивая им пособие, занимаясь переобучением и трудоустройством, налаживая систему информа­ции о вакантных (свободных) рабочих местах. Тем не менее, в раз­витых странах известны районы (отсталые аграрные и депрессив­ные), где на протяжении многих лет уровень безработицы превышает 20—25%. Еще хуже ситуация во многих развивающихся странах, где безработица часто выступает в виде аграрного перенаселения — формально все желающие заняты в сельском хозяйстве, но соответ­ствующие ресурсы (земельные, водные, агроклиматические) так малы, что не позволяют обеспечить существование человека. Высокий уровень безработицы и аграрное перенаселение являются одними из главных причин современных миграций, когда люди стараются переехать в те районы и страны, где они будут иметь приемлемую работу. В России численность безработных составляла в 1992 г. — 3,9 млн человек, в 1999 г. — 9,3 млн человек, в 2002 г. — 5,7 млн человек; соответственно уровень безработицы был 5,2%, 13,0%, 8,0%.

Главными источниками средств существования экономически активного населения являются заработная плата, доход от реализа­ции собственной продукции, предпринимательский доход или посо­бие по безработице. Часть экономически неактивного населения также имеет источники дохода — это могут быть различные пособия (пен­сии, стипендии и др.) и доходы от собственности (в том числе бан­ковские проценты). Но часть экономически неактивного населения вообще не имеет источников средств существования (дети, женщи­ны-домохозяйки, люди старших возрастов в странах с отсутствием пенсионной системы) и находится на полном иждивении других лиц, как правило, родственников.

Работающие люди по типам своих занятий делятся на мно­жество категорий, главными из которых являются следующие:

1) предприниматели, наемные работники и занятые индиви­дуальной трудовой деятельностью;

2) занятые на одной работе и имеющие две или больше работ (основная и дополнительная занятость);

3) занятые полное (в соответствии с законодательством стра­ны) и неполное рабочее время;

4) занятые преимущественно физическим и умственным трудом;

5) занятые ручным и механизированным трудом.

Особое значение имеет отраслевой состав занятых — распре­деление работников по отраслям экономики. По этому составу мож­но довольно точно судить об общем уровне социально-экономиче­ского развития той или иной территории. При этом выделяются отрасли первичного сектора экономики (сельское и лесное хозяй­ство), вторичного сектора (промышленность и строительство) и третичного сектора (сфера обслуживания населения в широком смысле). В современном мире в первичном секторе экономики занято около 50% работников, во вторичном — около 20%, в третичном -около 30%.

По мере социально-экономического развития общества доля занятых в первичном секторе экономики снижается. Но в большин­стве развивающихся стран и сегодня этот сектор остается главным. Поэтому их экономику можно считать аграрной. Особенно высока доля первичного сектора в некоторых странах Африки — до 90% занятых. Доля вторичного сектора в экономике сначала растет, а затем после достижения им значения 50—70% начинает снижаться. В настоящее время вторичный сектор является главным в наиболее продвинувшихся по пути социально-экономического прогресса раз­вивающихся странах (Республика Корея, Мексика и др.) и в отста­ющих развитых государствах (Болгария, Украина и т.п.). Их экономи­ку можно считать индустриальной. По мере дальнейшего развития на первое место в структуре занятости выходит третичный сектор. В наиболее развитых странах в нем занято уже более 2/3 работников (США, Япония, Германия и др.). Экономика таких стран является постиндустриальной.

В России за период 90-х годов экономический состав населения значительно изменился. Сократился уровень экономической актив­ности населения, который в советский период был одним из самых высоких в мире (работали практически все женщины и многие люди в пенсионном возрасте). Появились безработные, которые в настоя­щее время составляют менее 10% экономически активного населе­ния (7,5% в 2003 г.). Отраслевая структура занятости стала меняться с индустриальной на постиндустриальную (около 55% занятых — третичный сектор, около 35% — вторичный). Но при этом все еще чрезмерно высокой по сравнению с ведущими развитыми странами мира остается занятость в первичном секторе экономики (10%).

В России в 90-е — начале 2000-х годов имели место следу­ющие тенденции в развитии трудовых ресурсов:

1) численность трудо­вых ресурсов сокращается, как и численность экономически активного населения (занятые и безработные);

2) сокращалось (кроме 2000— 2003 гг.) число занятых в экономике, особо пагубной является стремительно сокращающаяся численность занятых в науке и науч­ном обслуживании, в отраслях, определяющих научно - технический прогресс;

3) в 90-е годы резко увеличилась численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике (хозяйстве), сохраняется ощутимый уровень безработицы. В численности эконо­мически активного населения сокращается доля занятых (94,9% -1992 г. и 91,5% — 2002 г.) и растет или остается высокой доля без­работных. Велики масштабы скрытой безработицы (вынужденной неполной занятости на производстве). В развитых странах в 1999— 2000 гг. удельный вес общего количества безработных в численно­сти экономически активного населения составлял 3—5% в Швейца­рии, Норвегии, Австрии, Нидерландах, США, Японии, Дании, 6—8% — в Великобритании, Швеции, Республике Корея, 10—12% — в Фин­ляндии, Франции, Италии, Польше, России;

4) с развитием рыноч­ных процессов в России имеют место следующие изменения в струк­туре занятости населения: а) резко увеличилась доля занятых в негосударственном секторе экономики и сократилась в государ­ственном секторе; б) возросло число занятых в отраслях нематери­ального производства. Катастрофически упали численность и доля занятых в науке и научном обслуживании, снизилась занятость в промышленности. Особо следует подчеркнуть рост занятости в от­раслях рыночной инфраструктуры и в аппарате органов управления;

5) расширившаяся с 90-х годов практика привлечения на работу в Россию рабочих из зарубежных стран не способствует ликвида­ции безработицы в самой стране, хотя в крупнейших городах она носит в ощутимой мере не тотальный, а структурный характер (име­ются вакансии в сферах с низкой оплатой или тяжелыми условиями труда, при резком дефиците рабочих мест, в престижных, выгодных, высокооплачиваемых, уникальных творческих сферах деятельности);

6) рыночная экономика принесла пока дополнительные негативные черты в занятость женщин в России. По данным Центра тендерных исследований, сейчас в России происходит резкое снижение уровня занятости женщин. Женщины почти не добились высоких постов в сфере государственного и коммерческого управления в нашей стране. Так, высшие госслужащие феминизированы только на 5,7%.

В значительной мере женщины работают на менее оплачивае­мых должностях, прежде всего в бюджетных организациях. Сложи­лись практически два сектора с разной половой структурой работа­ющих. В первом, с более высокой зарплатой и большими шансами на карьеру, резко преобладают мужчины, очень часто это организа­ции негосударственного сектора. Во втором секторе, где гораздо ниже уровень заработной платы, нередко отсутствует стабильность, но и, как правило, имеет место невысокая степень ответственности за поручен­ную работу, доминируют женщины. В 70—90-е годы в мире насчиты­валось несколько сотен женщин-министров, 10 женщин премьер-министров, в Исландии, например, на пост главы государства бал­лотировались две женщины. В Англии каждый пятый дипломат — женщина, во Франции — каждый седьмой. Россия отстает, в ней еще не созданы реальные условия, чтобы женщины смогли раскрыть свои способности.

В современном обществе с различных точек зрения (в том числе и экономической) все более важную роль играет не численность населения, а его качество. Один из основных показателей качества населения — это уровень образования. Он также влияет на многие социально-демографические процессы. Так, люди с более высоким уровнем образования имеют более высокие доходы и среднюю про­должительность жизни, но более низкие — средний размер семьи и уровень рождаемости. Информацию об уровне образования дают переписи населения и специальные обследования.

В прошлом изучение уровня образования часто ограничива­лось выяснением грамотности населения. При этом много зависит от трактовки самого понятия «грамотность». В одних случаях под этим понималось умение только читать, в других — читать и писать. Но умение можно понимать по-разному. Так, в переписи населения СССР 1920 г. умеющими писать считали всех, способных написать какой-либо текст, а в 1926 г.— уже всех, кто мог написать свою фамилию. Неясно также, с какого возраста можно определять грамот­ность. В любом случае границы грамотности оказываются расплыв­чатыми. Можно лишь констатировать, что сегодня в развитых странах практически все взрослое население является грамотным, тогда как в развивающихся странах неграмотно 20—30% взрослых (в странах Африки южнее Сахары — более 50%).

Уровень образования чаще всего определяется как результат окончания соответствующего учебного заведения. Так, в нашей стране выделяют такие уровни образования:

1) высшее;

2) незаконченное высшее;

3) среднее специальное;

4) среднее общее;

5) среднее непол­ное;

6) начальное;

7) без начального образования.

Образовательный состав населения — это распределение жителей по группам в соот­ветствии с уровнем образования. Обычно он учитывается только для взрослого населения, т.е. для людей старше 15 лет. С течением времени увеличиваются доли людей с более высокими уровнями образования, сокращаются — с низкими.

Но в разных странах один и тот же уровень образования может включать разные понятия. Так, в России для получения высшего образования, как правило, нужно обучаться 5 лет. А во многих раз­витых странах 4 года (бакалавриат) или 6 лет (магистратура). Ана­логичные различия имеются и на других уровнях образования. Поэто­му для определения уровня образования часто пользуются таким показателем, как среднее количество лет обучения. Во многих раз­витых странах значение этого показателя уже превысило 15 лет, что в российских условиях можно трактовать как образование выше, чем среднее общее. Одновременно в большинстве развивающихся стран среднее количество лет обучения большинства населения составляет 3—4 года, что в России соответствует начальному обра­зованию. Хотя уровень образования молодежи, как правило, более высокий, что позволяет надеяться на повышение в будущем уровня образования всего населения нашей планеты.

Социальный состав населения— это его распределение по социальным группам. В определенном смысле социальный состав является результатирующим, так как группы населения можно выделить по полу, возрасту, брачному состоянию, этнической при­надлежности и т.д. Чаще всего социальные группы выделяются по месту людей в экономической системе общества и уровню обра­зования, но и в таком узком значении социальный состав является одной из важнейших характеристик любого населения.

В СССР социальный состав понимался как деление общества на классы — большие социальные группы, выделяемые по отноше­ниям собственности на средства производства. Существовали такие социальные группы:

1) рабочий класс, т.е. наемные рабочие на госу­дарственных предприятиях;

2) колхозное крестьянство, коллективно пользующееся общенародной землей;

3) крестьяне-единоличники и занятые индивидуальной трудовой деятельностью;

4) буржуазия — лица, эксплуатирующие наемный труд, в том числе крестьяне-кулаки;

5) служащие, среди которых по уровню образования (высшее) выде­лялась интеллигенция. По данным последней советской переписи населения 1989 г., социальный состав населения страны выглядел следующим образом: 58,8% - рабочие, 29,3% - служащие, 11,7% -колхозники, 0,2% — занятые индивидуальной трудовой деятельно­стью. Буржуазия полностью отсутствовала, хотя в начале XX в. она была более многочисленной, чем рабочие и служащие вместе взятые (подавляющее большинство населения тогда составляли крестьяне).

В настоящее время теория социальной структуры общества в России еще не разработана. Тем не менее, можно выделить следу­ющие социальные группы,которые имеют аналоги во всех развитых странах мира:

1) административная элита, высшие государственные служащие;

2) рабочий класс, который можно разделить на квалифициро­ванных и неквалифицированных рабочих, а также на рабочих, име­ющих и не имеющих акции своего предприятия;

3) предприниматели всех видов, среди которых можно выде­лить крупных, средних и мелких предпринимателей;

4) интеллигенция, которую можно разделить по профессио­нальному признаку: врачи, преподаватели, профессиональные воен­ные и т.д.;

5) крестьянство, среди которого выделяются фермеры и работ­ники коллективных хозяйств;

6) занятые индивидуальным трудом;

7) население, живущее за счет пособий, — пенсионеры, безработ­ные и др.;

8) маргинальные слои населения — бомжи, криминальные элементы и т.п.

Точных количественных оценок этих социальных групп в со­временной России нет, но самыми многочисленными являются рабочие и интеллигенция.

В развитых странах высшие слои общества (административ­ная элита, крупные предприниматели) и низшие слои (маргиналы, неквалифицированные рабочие, безработные) составляют не более чем по 10% населения. А подавляющая часть общества приходится на остальные — средние слои («средний класс»), дифференциация в уровне и образе жизни междуписи населения 1989 г., социальный состав населения страны выглядел следующим образом: 58,8% - рабочие, 29,3% - служащие, 11,7% -колхозники, 0,2% — занятые индивидуальной трудовой деятельно­стью. Буржуазия полностью отсутствовала, хотя в начале XX в. она была более многочисленной, чем рабочие и служащие вместе взятые (подавляющее большинство населения тогда составляли крестьяне).

В настоящее время теория социальной структуры общества в России еще не разработана. Тем не менее, можно выделить следу­ющие социальные группы,которые имеют аналоги во всех развитых странах мира:

1) административная элита, высшие государственные служащие;

2) рабочий класс, который можно разделить на квалифициро­ванных и неквалифицированных рабочих, а также на рабочих, име­ющих и не имеющих акции своего предприятия;

3) предприниматели всех видов, среди которых можно выде­лить крупных, средних и мелких предпринимателей;

4) интеллигенция, которую можно разделить по профессио­нальному признаку: врачи, преподаватели, профессиональные воен­ные и т.д.;

5) крестьянство, среди которого выделяются фермеры и работ­ники коллективных хозяйств;

6) занятые индивидуальным трудом;

7) население, живущее за счет пособий, — пенсионеры, безработ­ные и др.;

8) маргинальные слои населения — бомжи, криминальные элементы и т.п.

Точных количественных оценок этих социальных групп в со­временной России нет, но самыми многочисленными являются рабочие и интеллигенция.

В развитых странах высшие слои общества (административ­ная элита, крупные предприниматели) и низшие слои (маргиналы, неквалифицированные рабочие, безработные) составляют не более чем по 10% населения. А подавляющая часть общества приходится на остальные — средние слои («средний класс»), дифференциация в уровне и образе жизни между которыми сравнительно невелика, что обеспечивает социальной структуре большую стабильность и благо­приятствует общему социально-экономическому прогрессу общества. В развивающихся странах часто имеются большие социальные и эко­номические различия между элитой и многочисленными низшими слоями общества, а средний класс невелик. В итоге высока вероят­ность социальных потрясений, а общественное развитие идет нерав­номерно — с остановками и отступлениями назад.