Тема 1.2. Профессиональная этика и ее особенности – 2 часа.

· История и сущность профессиональной этики

Истоки профессиональной этики уходят в глубокую историю. Более двух тысяч лет назад были составлены воинские этические требования Ману в Индии, т.к. профессия воина зародилась ещё в доисторической древности. Именно тогда уже состоялось распределение основных жизненных ролей: женщина – мать и хранительница домашнего очага, мужчина – охотник и воин.

Клятву Гиппократа также можно считать одним из первых образцов профессиональной этики. Древнегреческий врач Гиппократ провозгласил вечные принципы лечебного искусства. На протяжении более двух с половиной тысячелетий клятва Гиппократа – руководство для этического поведения врача.

Таким образом, зачатки профессиональной этики можно видеть уже в далёкой древности. Необходимость в профессиональной этике возникла уже при разделении общественного труда и возникновении различных профессий. Профессия (лат. proffessio – официально указанное занятие, от profiteer – объявляю своим делом); вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Но активное формирование профессиональной этики началось в XI-XII вв. с массовым распространением профессионально-этических кодексов как уставов целевого назначения. Их формирование происходило в условиях становления средневековой цеховой организации труда. Эти кодексы отражали интересы определенных социальных групп общества, объединенных характером трудовой деятельности, например: цех красильщиков, гильдия купцов, ассоциация адвокатов и т.д. Для того чтобы стать полноценным членом такого содружества, как цех, надо было быть, в первую очередь, мастером своего дела. А для этого следовало пройти подготовку в роли ученика, а затем подмастерья, а кроме того существовал ещё ряд других очень серьёзных условий.

Главными причинами возникновения профессионально этических кодексов была внутренняя необходимость регулирования взаимоотношений между людьми определённой профессии. Правила кодекса помогали и в решении сложных, нестандартных этических ситуаций. Не менее важной была и внешняя потребность определённой системы отношений с заказчиками, партнёрами, с властью. Кроме того, правила кодексов препятствовали непрофессиональной деятельности, т.к. оговаривались условия вступления в цех, такие как необходимая профессиональная подготовка, необходимые профессиональные качества претендента на данную профессию, нормы его поведения, как в профессии, так и в личной жизни. Одной из важных задач профессионально этических кодексов была поддержка доверия и уважения к деятельности и к людям определённых профессий. Говоря современным языком, создание положительного профессионального имиджа.

Профессиональная этика - это совокупность определённых обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.Следует помнить, что профессиональная этика основывается на общих моральных принципах и установках, но рассматривает их с позиции специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

В структуре профессиональной этики можно вычленить следующие составляющие:

- отношение людей к своему труду

- отношение к другим людям посредством своего труда

- мотивация трудовой деятельности

- система управленческой и производственной регламентации трудовой деятельности

- средства реализации цели

- теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов профессиональной деятельности.

 

· Виды профессиональной этики

В настоящее время можно выделить такие виды профессиональной этики, как воинская, врачебная, педагогическая, юридическая, инженерная, деловая этика. Можно также говорить об этике учёного, журналиста, психолога, этике предпринимательства, туризма, социально-культурного сервиса, рекламы и других видах.

Профессиональные виды этики отражают специфические особенности трудовой деятельности специалиста, характер и условия его работы. Исследователи утверждают, в настоящее время в мире известно тысяча и более профессий, и их число постоянно увеличивается, т. к. появляются новые профессии. Например техноэтика,компьютерная этика.

Отдельно следует выделить профессии, объектом которых является человек, его жизнь, здоровье, формирование его профессиональных и духовных качеств. Это, в первую очередь, медицина, педагогика, воинская служба, служба в правоохранительных органах, работа спасателей и т.д. От людей этих профессий требуется максимум гуманизма и профессиональной самоотдачи в выполнении профессионального долга, порядочность в общественной и личной жизни, бескорыстность, самоотверженность.

· Этика предпринимательства

Особым видом профессиональной этики является этика сферы предпринимательства, её другие названия – коммерческая этика, бизнес-этика, этика торговли и т. д. Названия могут быть разные, но суть одна: данная этика проявляется в коммерции, предпринимательстве и торговле.

Формирование цивилизованной этики предпринимательства – процесс сложный и долгий, т. к. участники этого процесса - не только предприниматели. Как показывает практика, для формирования цивилизованной этики предпринимательства необходимы: политическая и экономическая свобода и стабильность, т.е. сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, устойчивость законодательства. Необходима также обязательная популяризация при помощи СМИ образа бизнесмена, не просто успешного, но высоконравственного. Обязательны недопустимость нечестной конкуренции, коррупции и мошенничества, жизнеспособное право, т.е. борьба с нарушениями законности в отечественном предпринимательстве, принятие законов, чётко регламентирующих отечественное предпринимательство. И конечно, реальная возможность создания профессиональных объединений предпринимателей. Именно эти объединения (ассоциации) должны чётко отслеживать уровень нравственности их членов и в случае нарушения групповой морали применять самые строгие санкции. Главным стержнем этики бизнеса считается неприемлемость коррупции.

В современной России предпринимательская этика только начала формироваться в конце прошлого столетия. За последние годы в российском предпринимательстве произошли огромные изменения в лучшую сторону, но и в настоящее время, к сожалению, многое из выше перечисленных положений сохранилось и всё ещё проявляется в ведении бизнеса и его морали.

Сегодня в современной России в организациях действует три вида морали, иногда даже одновременно: советская мораль, мораль «дикого» рынка и мораль рыночных отношений.

Проявления советской морали можно видеть в организациях, где сохраняются и действуют моральные принципы из советского прошлого такие, как взаимная выручка, взаимопомощь, солидарное и бескорыстное поведение, товарищество, равная оплата за равный труд и т. д. Как отмечают специалисты, в настоящее время такая мораль может быть достаточно рискованной. И даже бывает излишней в тех случаях, когда люди вступают в конкурирующие, антагонистические отношения.

Мораль «дикого» рынка – это отношения джунглей, где господствует закон силы, где человек человеку волк, где прибыль любой ценой. Данная мораль определена целями первоначаль­ного накопления капитала. Главные характеристики «дикого» рынка: спекуляция и грабительская политика, стремление к наживе любой ценой, жёсткая эксп­луатация наемного труда, антагонизм в отношениях к произ­водителю, равнодушие к людям и т. д. Не признавая прав наёмного работника, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в отношении наёмных работников в следующем:

- непризнание их прав;

- неисполнение своих прямых обязанностей;

- агрессивность в трудовых отношениях;

- опасные для здоровья наёмных работников условия труда;

- низкий уровень организации труда;

- страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;

- управление наемными работниками посредством произвола;

- унижение чести и достоинства человека, его деловой репу­тации;

- необъективное отношение к человеку;

- нарушение трудового законодательства и т. п.

Мораль третьего вида, в основе которой лежит протестантская мораль, основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений нет необходимости в дружбе, симпатии, сострадании, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, соблюдения прав работников. Каждый отвечает сам за себя. Любое нарушение прав, непризнание в любом работнике личности, равной работодателю, руководителю считается аморальным. Бедность и бедные осуждаются, т.к. бедность рассматривается как результат плохой работы и лени. Богатство, как результат трудолюбия, приветствуется. Следует отметить, что такой вид морали всё больше завоевывает мир.

· Этические кодексы

В мировой экономике в настоящее время существуют восемь основных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся:

1. этические нормативы

2. этические кодексы

3. комитеты по этике

4. тренинг

5. социальные аудиты

6. юридические комитеты

7. службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам

8. изменения в корпоративной структуре.

Значение этических профессиональных кодексов в современном обществе возрастает в связи с тем, что в условиях падения общей морали они в какой-то степени заменяют и дополняют её функции по стабилизации и оздоровлению общества.

Около 90% зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством таких кодексов. Кодексы могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила, а могут предназначаться каким-то определённым структурам.

Первые кодексы в бизнесе возникли в США в 70-е годы прошлого века, в западной Европе они появились только в середине 80-х годов прошлого века. В России первые кодексы организаций были приняты в конце 90-х XX века и представляли собой дословный перевод американских кодексов, слегка подправленных к российским реалиям.

Кодекс помогает всем сотрудникам, независимо от их уровня воспитания и образования, культуры, вести себя в соответствии с этическими нормами и требованиями организации. Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным для этого органом – комитетом, комиссией и т.п.

Чтобы сделать кодекс эффективным, определённые дисциплинарные меры принимаются обычно для наказания нарушителей кодекса и поощрения поступков, совершенных по правилам этического кодекса.

Ещё в 1912 году российские предприниматели, бизнесмены выработали семь принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всём должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявлять только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя с лучшей стороны.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгав, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие тебе доверяют.

6. Живи по средствам. «Не зарывайся». Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Данные заповеди можно рассматривать как этический кодекс российских деловых людей. С этими заповедями начала XX века перекликаются Заповеди современного делового человека (при их разработке был использован кодекс Российской Товарно-сырьевой Биржи, разработанный в 90-е гг. прошлого столетия):

Заповедь первая. Уважай власть,ибо во всём должен быть порядок. В условиях успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит – уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег,

своих деловых партнёров на всех уровнях общения.

Заповедь вторая. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Чтобы быть целеустремлённым, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средство, талант.

Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не разделяй слово и дело. Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Кроме того, известно, что эффективность делового общения определяется также тем, чтобы вас правильно поняли, верно истолковали ваши слова. Речь делового человека не должна быть непонятна и, тем более, груба.

Заповедь четвёртая. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых – необходимое условие для твоей творческой и эффективной работы.

Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом.

Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.

Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья – залог процветания бизнесмена и его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом, за свою семью. Крепкая семья и хорошие в ней отношения благотворно влияют на работоспособность её членов. Непостоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьёзным подходом к работе.

Заповедь восьмая. Правильно рассчитывай свои средства, ибо отличительными чертами процветающего бизнесмена являются:

а) оптимальное использование средств и ресурсов;

б) мудрое руководство людьми.

Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Заповедь десятая. Уважай право частной собственности, ибо система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдаёт её все свои силы.

Данные заповеди можно назвать кодексом чести профессионала-бизнесмена. За каждой заповедью стоит определённое профессионально значимое качество: быть собранным, дисциплинированным, целеустремлённым, организованным, сдержанным, внимательным к людям, ответственным за семью и за порученное дело, расчётливым и деловитым, честным и правдивым, трудолюбивым и предусмотрительным.

В свою очередь, Русская Православная Церковь предложила в настоящее время российским предпринимателям свод своих нравственных правил, 10 заповедей руководителя и простого труженика:

1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

2. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.

4. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.

6. Работа не должна убивать и калечить человека.

7. Политическая власть и власть экономическая должны быть не разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнёра, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать пороки и инстинкты.

10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Таким образом, этические кодексы варьируются от общих пожеланий, рекомендации для какой-то профессиональной категории людей до глубоко и системно разработанных профессионально-этических кодексов организаций и их функциональных подразделений, затрагивающих только специфические для данного отдела проблемы.

· Этическая и социальная ответственность организации

В настоящее время в России причинами неэтичной практики ведения дел предпринимателями являются:

- конкурентная борьба, оттесняющая этические соображения;

- отсутствие системы вознаграждения руководителей за этичное поведение;

- общее снижение значения этики в обществе, что как бы оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.

Социальная и этическая ответственность организации проявляется в следующих отношениях:

- между организациями-конкурентами: конкуренция должна быть честной;

- между организацией и государством: законопослушание, уплата налогов и т.д.;

- между организациями-партнёрами: честность, надёжность и взаимопомощь;

- между организацией и потребителем: качество, надёжность, безопасность, честная реклама продукта;

- между организацией и окружающей средой: бережное отношение к природе;

- между организацией и обществом: участие в социальных акциях, благотворительность;

- между организацией и её сотрудниками: достойная оплата их труда, уважительное отношение к ним, в какой-то степени привлечение их управлению делами организации.

Этические правила в какой-то мере присутствуют в законодательстве. Статья 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав. В соответствии с ней запрещается деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статья 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан дает право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Гражданский кодекс РФ дает право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию. Такое право можно осуществить по требованию заинтересованных лиц даже после смерти гражданина.

К сожалению, Трудовой кодекс РФ не затрагивает этические отношения между работодателем и работником, хотя именно они не­редко нарушаются работодателем в трудовых отношениях:

- несправедливая оплата труда и несправедливое распределение доходов, включая неравную оплату за равный труд;

- отсутствие охраны и защиты чести и достоинства, деловой репутации человека;

- не обеспечение занятости всех, кто желает и способен работать;

- частая дегуманизация трудовых отношений;

- низкий уровень жизни работников;

- низкая производительность труда.

Как указывают современные исследователи, по своему этическому и экономическому содержанию трудовые отношения могут быть трех видов: сотрудничество, соперничество, эксплуатация. Все три вида могут присутствовать в трудовых отношениях одновременно, но всё-таки с преобладанием одного из них.

Политика социальной ответственности для организации может быть полезной и в значительной степени способствовать её успешной деятельности. В результате такой политики улучшается имидж организации, и к ней возрастает доверие со стороны общества и потребителей. Кроме того, возрастает товарооборот и количество клиентов. Появляется больше возможностей расширить свою деятельность, завоевав новые рынки сбыта.

 

· Корпоративная этика и кодексы корпоративной этики

Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности, т.к. именно корпоративная мораль позволяет усилить управляемость и самоуправляемость че­ловека. Наличие у компании кодекса корпоративной этики стало общемировым стандартом ведения бизнеса.

Корпоративная этика является составной частью корпоративной культуры, а кодекс корпоративной этики – важным фактором развития корпоративной культуры, т. к. выполняет три основные функции. Это – функции: имиджирования, управления, развития корпоративной культуры.

Значение функции имиджировании заключается в формировании доверия к компании со стороны внешнего мира (клиентов, партнёров, поставщиков и др.), создании положительного имиджа.

Управленческая функция заключается в регламентации поведения сотрудников, что проявляется в установке приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определении порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указании на неприемлемые формы поведения.

Этическая функция развития корпоративной культуры очень важна для успешной деятельности организации. Корпоративная культура состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которых придерживаются члены организации. Считается, что именно ценности определяют корпоративную культуру в целом: стиль поведения и общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность и т.д. Поэтому униформа и некоторые принятые обряды в организации ещё не означают наличие корпоративной культуры. К сожалению, во многих российских компаниях это понятие ассоциируется в основном с событийной стороной (праздники, спартакиады, профессиональные конкурсы). Или с некой символикой (фирменная одежда, фирменный стиль и тому подобное) и упускаются из виду глубинные аспекты – этические, ценностные, мировоззренческие.

Корпоративная культура – это совокупность ценностей и убеждений, разделяемых членами организации и задающих им направления поведения и действий.

В настоящее время выделяют следующие этапы формирования корпоративной культуры:

- определение миссии организации;

- особенности организации и условий труда;

- формирование традиций организации;

- разработка информационного дизайна.

Обычно корпоративные кодексы содержат две главные части, которые можно назвать идеологической и нормативной. Идеологическая часть включает в себя миссию, цели и ценности организации, нормативная – стандарты рабочего поведения. Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм.

Этические нормы - это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Этические нормы принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждаются общим собранием или конференцией работников.

Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты. Этика бизнеса напрямую зависит от моральных устоев тех, кто им занимается. Непорядочный человек не может стать честным бизнесменом.

Корпоративное поведение - это понятие, охватывающее разнообразный комплекс действий, связанных с управлением хозяйственными обществами. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста.

Корпоративное поведение призвано обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка. Специалисты, принимающие участие в разработке Кодексов корпоративного поведения отмечают, что многие вопросы деятельности организации носят неэкономический характер, лежат за пределами законодательной сферы и имеют не юридический аспект своего решения, а этический. Поэтому многие положения законодательства, регулирующие корпоративное поведение, основываются на этических нормах.

Иногда корпоративный этикет называют деловым этикетом. Главное отличие корпоративного этикета - это не только поддержка со стороны высшего руководства, но и санкции за невыполнение его требований и регулярный контроль (время прихода и ухода с работы), система штрафов за опоздание, за нарушение дрессс-кода и даже пропуск корпоративных вечеринок.

Этические нормы, наряду с законодательством, формируют политику корпоративного поведения общества, базирующуюся на учете интересов руководителей организации, или акционеров, и общества, что способствует укреплению позиций общества и увеличению его прибыли.