Раздел 1. Этика как наука и духовное явление – 4 часа

Тема 1.1. Этика. Ее предмет и основные категории – 2 часа.

· Этика, мораль, нравственность – содержание понятий.

В современном мире этика рассматривается какучение о морали,в частности, о правилах и нор­мах человеческого поведения, об обязанностях людей по от­ношению друг к другу.

Мораль (от лат. - нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Поэтому мораль — важ­нейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, науке, труде и т. д. Именно в этических нормах и ценностях вы­ражаются наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности нашего поведения и поступ­ков других людей.

Со временем этика перешла от описания нравов, и превратилась в теоретическую дисциплину – философию морали.

Мораль и нравственность – синонимы, по латыни mores – нравы. Таким образом, этика - это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой – соотношение добра и зла.

Этикет(франц. etiquette— «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном об­ществе. В настоящее время мы используем почти автоматически многие правила, веками выработанные человечеством. Выполнять предписания этикета означает прини­мать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. С помо­щью этикета можно «измерить» отношения между людьми: отношения близкие и далекие, теплые и прохладные, дружес­кие и натянутые, равные и неравные..

Значение равенства или неравенства имеет об­щий характер и выражает также различия по полу, возрасту, служебному положению и другим характеристикам общаю­щихся людей. Общаясь с людьми, мы, так или иначе, оцениваем от­ношения с ними, подводим под определенный тип, регулиру­ем их — и помогают нам в этом средства этикета.

 

· Возникновение и формирование этики как науки.

Мораль – понятие историческое, возникшее вместе с человеком и обществом, и она в зависимости от уровня развития общества подразделяется на типы, соответствующие типам общественных систем. Следовательно, можно выделить первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы морали и

мораль современного информационного общества.

Таким образом, понятие этики исторически изменчиво, т. к. менялись и меняются морально-нравственные ориентиры в жизни людей. Формирование и развитие этики как науки проходит сквозь всю историю культуры, общества и человека. Этика трансформировалось, приобретала и приобретает новые значения на разных этапах человеческого развития.

  • В жизни первобытного общества этика ближе всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые подчёркивали принадлежность человека к ценностной системе его племени, которая была едина для всех членов этого объединения. В то же время эти обычаи, ритуалы, в рамках которых протекала жизнь человека, и которым он безоговорочно следовал, воспринимались им и другими людьми его сообщества как единственно верный и возможный способ жизни.
  • Первые этические знания появились в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) и Древней Греции. Уже в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» впервые проявились этические представления древних греков. Эти произведения наполнены религиозно-мифологическим мировоззрением. Главный и непререкаемый источник морали здесь боги.
  • В античной этике нашли яркое воплощение идеалы греческой культуры. В первую очередь, это - гармония человека с действительностью, равновесие духовного и телесного, здоровое отношение к богатству, счастье человека и основные способы и условия его достижения. Основными этическими добродетелями в Древней Греции считали мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость).
  • Средневековье представляет другой этап развития этики и морально-нравственных ориентиров. В средневековой Европе на основе христианской религии выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Жизнь человека на земле – это только подготовка к жизни небесной. Христианская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о которых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди. Нормативный образец личности в это время – человек, глубоко верующий, аскетичный, смиренный, бескорыстный. Светские нормы поведения нашли отражение в рыцарской культуре. Три основных положения составляли рыцарский кодекс: дав клятву верности сюзерену, до смерти хранить её; помогать угнетённым, обиженным, незаслуженно оскорбляемым; нанесённое оскорбление человеком, равным ему, рыцарь должен смыть его кровью.
  • Новое в развитие этики внесла эпоха Возрождения (14-15 вв.) – принцип гуманизма. Главным эпоха Возрождения провозгласила не любовь к богу, а любовь к человеку. Суровую религиозную мораль Средневековья сменили прямо противоположные моральные нормы и ценности Возрождения. Вместо строгого религиозного аскетизма – радостное жизнелюбие, ханжеского ограничения - откровенная свобода нравов, самоотречения как личности - интерес к проявлению человеческой индивидуальности. В настоящее время широко используется выражение «человек эпохи Возрождения», когда хотят отметить яркость личности, которая выступает активным творцом своей жизни и судьбы, сама определяет своё место в окружающем мире и свои отношения с ним.
  • ВНовое время (18-19 века) в этических идеалах вновь проявляется гуманистическая направленность. Зародившаяся буржуазия придерживается протестантских религиозных позиций и демонстративно отказывается от старых представлений о нравственности. Паразитический образ жизни аристократии, сословные привилегии дворянства и духовенства осуждаются. Приветствуются в качестве положительных нравственных ориентиров протестантские ценности гражданского общества: труд, бережливость, скромность, воздержание, честность. Труд рассматривается как основа жизни и главное средство личностного обогащения. Воздержание и скромность рассматриваются как компоненты сохранения и приумножения богатства. Честность приветствуется в качестве основного принципа деловых отношений

В это время происходят значительные изменения в ранее тождественных понятиях этики, морали и нравственности. Теперь каждое из них приобретает своё специальное значение. Этика является теорией, а мораль и нравственность отражением реальных явлений в жизни человека и общества. Из них нравственность – это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Мораль – это то, что и как должно быть. Таким образом, можно утверждать, что этика является наукой о «должном». Она выступает ориентиром для человека в его жизненном пространстве, показывает, как он «должен» поступать в том, или ином, случае.

o В XIX-XX веках одним из главных направлений этического поиска исследователей становится проблема проявления самостоятельности в выборе и его этического измерения, осознания морали как сферы самостоятельного выбора. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и другие учёные стремятся познать тайные мотивы поведения человека.

Следует отметить, что с античных времен практически до конца XIX века всё внимание философов сосредоточено было на описании образа достойного человека и достойного общества, т.е. на поиски нормативного образца личности и общества. Но в XX веке внимание философов именно на критическом анализе человека и общества сосредоточилось, характерным является отсутствие таких образов, положительный образ человека лишь подразумевается. Исключение здесь представляет Советский союз, где нормативными положительными образцами личности являлись пламенные революционеры, герои гражданской войны, герои Великой Отечественной войны, активные строители коммунизма, на примере которых официально воспитывались подрастающие поколения.

Следует помнить, что система ценностей того или иного периода никогда не является однородной, потому что в общение вступают люди, принадлежащие к разным группам и разным культурам. Особенно наглядно проявилась пестрота моральных воззрений, ценностей и идеалов в конце XX и начале XX I вв.

· Виды этики

В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

- история морали и этических учений

- теория морали: структура и функции

- нормативная этика и высшие моральные ценности

- прикладная этика

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XX века широкое распространение получаетприкладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

В прикладную этику входят:

Экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения, изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика, вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет, как свод правил общения и поведения людей.

· Основные категории этики

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта - качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетельне тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятиядобра ипользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то зло - всегда уничтожение, разрушение, унижение. Философы утверждают, что в основном зло, существующее в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это - физическое илиприродное зло. Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла - собственнонравственное зло. Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла - враждебность и распущенность. Проявления враждебностибывают разные.В первую очередь,это - агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть, высокомерие .

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Нравственная свобода– это ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой является для него благом. Это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы, когда он способен сознательно принимать решения; давать им нравственную оценку, предвидеть их последствия, осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями и желаниями.

Ответственность- оборотная сторона свободы, её второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает её. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за свои поступки.

Между свободой и ответственностью не существует противоречий. Просто есть разные виды и разная мера ответственности.

Можно выделить следующие виды ответственности:

- ответственность человека перед самим собой. Этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и т. д.;

- ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Такая ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью;

- ответственность человека перед миром и человечеством. Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Очень часто эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

В настоящее время под долгомпонимают нравственную обязанность человека, выполняемую им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних побуждений. Человек нравственного долга имеет активную гражданскую позицию. Для него характерно чувство личной сопричастности всему происходящему в мире.

Совесть называют другой стороной долга, ещё более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия.

Философы отмечают, что совесть - это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Она ориентирует (побуждает) нас к соблюдению нравственных требований, корректирует наше поведение, осуждает нас за несоответствующий выбор или поведение.

Категории честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Человек чести- честный человек, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Чувство собственного достоинства- это переживание собственной ценности и утверждение её, возможно, вопреки обстоятельствам. Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека.

· Проблемы теории морали.