МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Давление. Формирование этого понятия можно начать с рассмотрения примеров, хорошо известных учащимся из их жизненного опыта (хождение по снегу без лыж и на лыжах, вкалывание кнопки с острым и тупым концом в доску и др.). При анализе этих примеров необходимо подвести учащихся к выводу: результат действия силы одного тела на другое (деформация) зависит от модуля силы и площади той поверхности, перпендикулярно которой эта сила действует. Этот вывод целесообразно подтвердить экспериментально. Проведём опыт: в углы небольшой доски вбивают гвозди. Сначала гвозди, вбитые в доску, устанавливают на песке остриями вверх и кладут на доску гирю (рис. 1). Затем доску переворачивают и ставят гвозди на острие (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
Для обоснования необходимости введения новой физической величины учащимся можно задать следующие вопросы: 1) Ученик стоял на снегу сначала на лыжах, а затем - без лыж. В каком случае снег под ним деформировался больше? 2) Трехлетний ребенок и его папа по очереди встали на одни и те же лыжи. В каком случае деформация снега была большей? Эти вопросы обычно не вызывают затруднений у учащихся. А на вопрос «На лыжи встали папа и сын. У папы лыжи длиной 210 см, у сына - 70 см. Под кем из них снег деформируется сильнее?» ребята уже ответить не могут. Возникает необходимость уравнять условия сравнения - рассмотреть силу, действующую на поверхность единичной площади. Сообщают, что эту новую физическую величину называют давлением, обозначают ее буквой р и записывают способ ее определения в виде математического выражения: (здесь F – модуль силы, но надо обязательно подчеркнуть, что эта сила действует перпендикулярно поверхности соприкосновения тел: ее не следует называть «силой давления», иначе у учащихся возникает путаница в терминах «давление» и «сила давления»). Далее устанавливают единицу давления - 1 Па.
Конкретизацию единицы давления можно осуществить с помощью таблицы и фронтального экспериментального задания, где учащиеся определяют давление, которое производит: а) стиральная резинка, положенная на тетрадь разными гранями; б) сам ученик, стоя на полу одной и двумя ногами; в) стул. Система заданий должна быть подобрана так, чтобы школьники научились правильно определять площадь соприкосновения взаимодействующих тел.
Закон Паскаля. Этот закон является теоретической основой для изучения практически всех вопросов, связанных с давлением в жидкостях и газах. Его вводят вначале на основе мысленного эксперимента. С учащимися разбирают вопрос о распределении частиц газа (не молекул, о которых учащиеся еще не знают) при изменении его объема. Для этого теоретически рассматривают сосуд с газом (или жидкостью). Первоначально частицы газа (жидкости) распределены по всему объему сосуда равномерно. Обсуждают с ребятами, какие изменения произойдут в расположении частиц, если объем сосуда уменьшить (сдвинуть, например, поршень). Подчеркнем, что благодаря подвижности частицы будут перемещаться по всем направлениям, вследствие чего возникшее в первый момент при сжатии неравномерное расположение частиц вновь станет равномерным, но более плотным. Следовательно, давление газа (жидкости) на стенки сосуда должно возрасти. Это рассуждение подготавливает к формулировке закона Паскаля: «Давление, производимое на жидкость (газ) извне, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа». После этого показывают опыты с шаром Паскаля.
Шар с отверстиями наполним дымом и присоединим к трубке с поршнем. Дым, с имеющимся в шаре воздухом, займет весь предоставленный объем. Будем двигать поршень вниз, увеличивая давление на прилежащий к поршню слой воздуха с дымом. Мы заметим, что очень быстро из всех отверстий начнут вырываться струйки воздуха с дымом (рис. 4). Как объяснить это явление?
Подвижность частиц дыма и молекул воздуха приводит к тому, что они распределяются равномерно по всему объему. Сталкиваясь со стенками шара, молекулы действуют на стенки, создавая давление. Сжимая газ (воздух с дымом), мы уменьшаем объем и тем самым увеличиваем вначале давление непосредственно под поршнем, действуя внешней силой. Увеличение давления с очень большой скоростью передается одинаково во все точки шара, и газ вытекает из отверстий во всех направлениях. Такой же эффект достигается и в случае, когда в шаре будет только воздух (без дыма). Дым обеспечивает только видимость вытекаемых струек воздуха. Аналогично можно провести опыт с жидкостью, например водой. Здесь давление, производимое внешней силой на поверхность воды, передается молекулами воды благодаря их подвижности по всем направлениям. Это давление и вынуждает струйки воды через отверстия шара выливаться по всем направлениям:
вниз, вбок и вверх.
Рис. 4
Следует обратить внимание на то, что закон Паскаля - количественный закон, но на первом этапе изучения это нельзя показать учащимся убедительно, так как они еще не знают устройство и принцип действия манометров. Но после того как они ознакомятся с манометрами, необходимо еще раз вернуться к закону Паскаля и экспериментально показать его количественную сторону.
Хорошей иллюстрацией практического применения закона Паскаля являются гидравлические и пневматические машины и инструменты. Часть этих вопросов изучают несколько позднее, после рассмотрения сообщающихся сосудов.
Сообщающиеся сосуды. Этот материал относится к числу легко усваиваемых. При его изучении наиболее просто организовать поисковую деятельность учащихся.
Обычно на демонстрационном столе располагают вертикально две стеклянные трубки, соединенные друг с другом резиновой трубкой снизу. Резиновая трубка вначале должна быть стянута посередине зажимом. В одну из трубок наливают воду. После этого ставят вопрос: «Как распределится вода по трубкам, если снять зажим?» Ответ школьников проверяют экспериментально. Затем с помощью опытов целесообразно найти ответы на такие вопросы: 1) В каких еще сообщающихся сосудах (по площади сечения, форме, высоте, веществу стенок, закрытых или открытых) свободные поверхности располагаются на одном уровне? 2) Свободные поверхности каких жидкостей (кроме воды) устанавливаются в сообщающихся сосудах на одном уровне? 3) Нарушается ли расположение свободных поверхностей жидкости в сообщающихся сосудах, если сосуды наклонять, поднимать или опускать один из них, изменять расстояние между ними, приводить сосуды в движение с постоянной скоростью?
Экспериментально установленное свойство сообщающихся сосудов можно объяснить на основе закона Паскаля. В рассуждениях исходят из того, что давление жидкости на одном и том же уровне одинаково. Отсюда следует, что высоты столбов однородных жидкостей в сообщающихся сосудах одинаковы.
Применение сообщающихся сосудов рассматривают при решении задач, имеющих к тому же практический интерес (водомерное стекло, артезианский колодец, шлюзы, водопровод и др.).
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ | Дата проведения | Раздел и тема | Основной материал | Демонстрации, фронтальные опыты | Что заранее необходимо подготовить | Домашнее задание |
Давление. Единицы давления. | Определение давления как физ. величины, формула для расчета давления. Единицы измерения давления в СИ. | Зависимость давления твердого тела от силы давления и площади опоры. | Подготовить оборудование | §27 | ||
Решение задач по теме:«Давление твердых тел» | Система задач | Карточки с индивидуальными задачами | ||||
Давление газа | Определение понятия давление газа | Опыт с пробковым пистолетом, с резиновым шаром под стеклянным колпаком. | Подготовить оборудование | §28 | ||
Передача давления газами и жидкостями .Закон Паскаля. | Определить принцип передачи давления газами и жидкостями.Определить смысл закона Паскаля. | Демонстрация шара Паскаля, передача внешнего давления жидкостями и газами. | Подготовить оборудование | §29 | ||
Давление жидкости, обусловленное ее весом. | Определение понятия гидростатического давления. Определение формулы для расчета давления жидкости | Зависимость давления на дно и стенки сосуда от глубины. | Подготовить оборудование | §30 | ||
Решение задач по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда» | Система задач | Карточки с индивидуальными задачами | ||||
Гидравлические механизмы | Определение гидравлических машин, виды гидравлических машин. | Демонстрация упрощенной схемы гидравлического пресса | §31 | |||
Сообщающиеся сосуды | Сформулировать представления учащихся о сообщающихся сосудах, шлюзах, водопроводах, их определение. | Сообщающиеся сосуды, водопровод, шлюзы. | Подготовить оборудование | §32 | ||
Решение задач по теме: «Гидростатическое давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды». | Система задач | Карточки с индивидуальными заданиями | ||||
Газы и их вес. Самостоятельная работа по теме: «Гидростатическое давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды». | Система задач | Взвешивание колбы с воздухом и без него | Подготовить оборудование. Карточки с индивидуальными заданиями. | §33 | ||
Атмосферное давление | Определение атмосферного давления, влияние атмосферного давления на самочувствие человека. | Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. | Подготовить оборудование | §34 | ||
Измерение атмосферного давления. | Зависимость атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометрами и манометрами. | Измерение давления барометрами и манометрами. | Подготовить оборудование | §35 | ||
Решение задач на тему: «Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления» | Система задач | Карточки с индивидуальными заданиями | ||||
Действие жидкости и газа на погруженные в них тела | Определение силы, выталкивающей тело из жидкости или газ, зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела. | Опыт с телом, подвешенным на пружине со стрелкой. | Подготовить оборудование | §36 | ||
Решение задач по теме: «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела». | Система задач | Карточки с индивидуальными заданиями | ||||
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы» | Просмотр еть порядок выполнения работы | Проведение лабораторной работы. | Подготовить оборудование | |||
Закон Архимеда. Условие плавания тел. | Определение закона Архимеда, зависимость выталкивающей силы от объема тела и плотности жидкости (газа), направление выталкивающей силы, приложение выталкивающей силы, условие плавания тел. | Опыт с ведерком и телами, подвешенными на пружине, погружение пробирки с песком в воду. | Подготовить оборудование | §37 | ||
Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач по теме «Закон Архимеда. Условие плавания тел». | Определе ние грузоподъемности судна, подъемной силы. Система задач. | Карточки с индивидуаль ными заданиями | §38 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Давление» | Система задач | Карточки с индивидуаль ными заданиями | ||||
Контроль ная работа 4 по теме «Давление» | Система задач | Проведение контрольной работы | Подготовить карточки с разноуровне выми задачами |
План-конспект урока по теме «Давление. Единицы давления».
Ведущая идея:
· Вывод деформирующего действия силы на данную площадь выражается давлением.
· Чем больше сила давления, что действует перпендикулярно на опору, тем больше давление.
· Чем больше площадь опоры, на которую действует сила давления, тем меньше давление.
Цели урока:
Образовательная: владение понятиями «Давление», «Единицы измерения давления».
Воспитательная: воспитывать у учащихся мотивацию к учению, интерес к физике, формирование естественно научного мировоззрения учащихся, показ общности явлений в жизни и природе.
Развивающая: развивать воображение, логическое мышление, способствовать развитию умений рассуждать, делать выводы; работать над умением выделять главную причину, влияющую на результат; сформулировать и развить практические умения и навыки по данной теме, в частности, научиться определять давление.
Тип урока:объяснение нового материала.
Содержание изучаемого материала
Учебные элементы | Цели изучения УЭ учащимися | Задания для самоконтроля, контроля и коррекции учебных элементов |
Давление | 1. Дать определение давления. 2. Знать единицу измерения давления в СИ. 3. Знать формулу для нахождения давление. | 1.Дайте определение давления. 2.Назовите единицу измерения давления в СИ. 3.Воспроизведите формулу для нахождения давления. 4.Приведите пример применения давления.. |
План-конспект урока по теме «Давление. Единицы давления».
Ведущая идея:
· Вывод деформирующего действия силы на данную площадь выражается давлением.
· Чем больше сила давления, что действует перпендикулярно на опору, тем больше давление.
· Чем больше площадь опоры, на которую действует сила давления, тем меньше давление.
Цели урока:
Образовательная: владение понятиями «Давление», «Единицы измерения давления».
Воспитательная: воспитывать у учащихся мотивацию к учению, интерес к физике, формирование естественно научного мировоззрения учащихся, показ общности явлений в жизни и природе.
Развивающая: развивать воображение, логическое мышление, способствовать развитию умений рассуждать, делать выводы; работать над умением выделять главную причину, влияющую на результат; сформулировать и развить практические умения и навыки по данной теме, в частности, научиться определять давление.
Тип урока:объяснение нового материала.
Содержание изучаемого материала
Учебные элементы | Цели изучения УЭ учащимися | Задания для самоконтроля, контроля и коррекции учебных элементов |
Давление | 1. Дать определение давления. 2. Знать единицу измерения давления в СИ. 3. Знать формулу для нахождения давление. | 1.Дайте определение давления. 2.Назовите единицу измерения давления в СИ. 3.Воспроизведите формулу для нахождения давления. 4.Приведите пример применения давления.. |
План урока
№ | Этап | Методы и приемы | Время (мин) |
Организационный момент | |||
Проверка домашнего задания | опрос | ||
Объяснение нового материала | беседа | ||
Закрепление изученного материала | опрос, беседа | ||
Домашнее задание | пояснение | ||
Подведение итогов | анализ |
Ход урока