НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Научно-методический анализ темы………………………………………...3

2. Выбор педагогической технологии………………………………………....6

3. Методика изложения основных понятий…………………………………11

4. Планирование учебного материала темы……………………………..…..15

5. Материал для проведения мониторинга качества обучения учащихся по теме «Давление»……………………………………….……………..…….47

6. Описание системы внеклассной работы………………………………......55

7. Перечень учебников, учебных пособий, методической литературы для учителя ………..………………………………………………...………..…62

8. Перечень учебников и учебных пособий для учеников…………….……63

 

 


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ

 

Тема “Давление” изучается в 7 классе. На изучение данной темы отводится 20 часов.

Данная тема расположена после темы “Работа и энергия. Простые механизмы ”. На базе имеющихся у учащихся знаний о молекулярном строении вещества и силах изучают важнейшие свойства покоящихся жидкостей и газов. В основу материала положен закон Паскаля, а все другие закономерности (атмосферное давление и др.) рассматривают как следствия этого закона и действия силы тяжести.

Свойства жидких и газообразных тел изучают параллельно, в сравнении друг с другом. Такой метод изучения темы облегчает формирование обобщенных физических понятий, дает учащимся умение применять теорию на практике и экономит учебное время. Вместе с тем такой метод создает и известные трудности, так как требует от учащихся более абстрактного мышления. Эти трудности в значительной мере снимаются за счет богатого и выразительного физического эксперимента, ко­торый можно использовать в данной теме.

Почти весь материал этой темы изучают только в базовом курсе физики (исключение составляет вопрос о давлении газа). Это означает, что он должен быть достаточно хорошо усвоен учащимися именно в этом курсе, хотя в нем есть немало трудных для них вопросов. Достигнуть успеха можно в том случае, если объяснять материал в доступной для учащихся форме, использовать большое количество опытов, отрабатывать основные вопросы, организуя самостоятельную работу учащихся, систематически контролируя качество усвоения материала, возвращаясь к трудным, плохо усвоенным понятиям и вопросам, постоянно повторяя основной материал.

Подчеркнем значимость этого материала в мировоззренческом аспекте. Учащиеся при изучении школьного курса физики должны научиться применять в доступных им условиях и вариантах как эмпирический, так и теоретический методы познания.

В результате изучения темы ученики должны: 1) владеть следующими практическими и экспериментальными умениями: решать качественные, расчетные, графические задачи с использованием формул , , качественные задачи на применение закона Паскаля; использовать физические приборы (барометры и манометры – жидкостный и металлический) для измерения давления, выражать результаты измерений в единицах СИ и миллиметрах ртутного столба; 2) знать и понимать смысл таких физических понятий, как сила давления, давление, гидростатическое и атмосферное давление, смысл закона Паскаля, а также уметь описывать и объяснять такие физические явления, как передача давления жидкостями и газами; 3) иметь представления о принципах работы и применении технических устройств и приборов, в которых используется закон Паскаля: сообщающихся сосудов, шлюзов, водопровода, гидравлического пресса, гидравлического тормоза, насоса, барометров, манометров, о влиянии изменения атмосферного давления на самочувствие человека. В результате изучения темы у учащихся формируется познавательный интерес к физике, развиваются политехнические знания и умения элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Нужно учитывать, что по ряду вопросов школьники получили первоначальные представления из курса природоведения и географии. На эти представления необходимо опираться при формировании у учащихся таких понятий, как, «вес воздуха», «атмосферное давление», «способы измерения атмосферного давления с помощью ртутных барометров». Необходимо напомнить ребятам тему из математики “Обратная пропорциональная зависимость”, а также повторить тему “Движение и взаимодействие атомов и молекул вещества”, а также вспомнить устройство и принцип действия динамометра.