ПСИХОДИАГНОСТИКА

Тема1.1Психодиагностика как наука. История развития и современное состояние психодиагностики.

Предмет психодиагностики как научного знания. Связь психодиагностики с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, психологией развития, социальной психологией, дифференциальной психометрией. Основные понятия психодиагностики. Современные тенденции развития психодиагностики. Цели и задачи современной психодиагностики, ее структура. Социальные и этические аспекты психодиагностики. Этический кодекс психолога. Цели и задачи практической психодиагностики. Области социальной практики, требующие применения психодиагностики.

Исторические корни психодиагностики. История возникновения тестирования, индивидуального и группового. История развития и современное состояние психодиагностики в зарубежной психологии. Исторические аспекты развития психологической диагностики и предмета ее исследования.

 

Тема1.2 Методы психодиагностики и их классификация. Тестология.

Классификация методов психодиагностики Критерии дифференциации методов психодиагностики. Содержательная характеристика метода наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, анализа продуктов деятельности (контент–анализ), метода фокус–группы.

Общие признаки психологического теста. Достоинства и недостатки теста как метода психодиагностики. Требования, предъявляемые к тестам. Виды психологических тестов. Тесты достижений. Тесты интеллекта, проблемы тестирования интеллекта. Тесты способностей. Основные направления личностных тестов. Проективные методики.

 

Тема1.3Диагностика психического развития детей младенческого и раннего возраста

Диагностика ребенка младенческого возраста (от рождения до 2 лет). Методы диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста. Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.

Диагностика детей раннего возраста (от 2 до 4 лет). Стратегия и тактика диагностической работы с детьми раннего возраста в контексте социальной ситуации развития, основных новообразований, ведущего вида деятельности. Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям дошкольного возраста. Методы и методики диагностики познавательных процессов, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, самосознания, поведения, детского творчества. Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.

 

Тема1.4 Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста

Методы определения готовности детей к обучению в школе.Диагностика детей дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям дошкольного возраста. Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Психодиагностика личностных качеств и взаимодействия ребенка и родителей. Диагностика познавательной сферы. Диагностика умственного развития и общих способностей. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Диагностика интеллектуального развития. Диагностика личностной и волевой сферы. Анализ и применение диагностического инструментария оценки эмоциональной сферы дошкольника. Диагностика межличностных взаимодействий и способности к общению.

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее часто используемые диагностические процедуры. Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

 

Тема1.5 Психодиагностическая работа с детьми младшего школьного возраста

Учет индивидуальных различий в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей этого возраста. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для младших школьников. Диагностика познавательных процессов, личностных особенностей и межличностных взаимодействий младших школьников.

 

Тема1.6Диагностика познавательной сферы подростков и юношей

Особенности психодиагностической работы с подростками. Особенности психодиагностической работы с юношами и девушками старшего школьного возраста. Методы психодиагностики познавательной сферы подростков и юношей. Методы изучения личности школьников средних и старших классов. Методы изучения межличностных взаимодействий.

Определение уровня развития ощущений и восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Определение уровня развития внимания в подростковом и юношеском возрасте. Выявление уровня развития различных видов памяти. Определение уровня развития мышления и речи в подростковом и юношеском возрасте. Интеллект и умственное развитие. Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятия общих и специальных способностей. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тесты креативности: вербальной, изобразительной, поведенческой.

 

Тема1.7 Психодиагностика индивидуально–типологических и характерологических особенностей личности

Многофакторная диагностика структуры личности.Понятие о чертах личности в психодиагностике. Основные классы черт личности. Понятие характера. Диагностика черт характера и акцентуаций характера. Профиль личностной акцентуации. Причины акцентуаций характера. Типы акцентуаций, их диагностика. Особенности составления рекомендаций.

История развития многофакторной диагностики личности. Цель методов –– получение информации о личности со слов самой личности, (самонаблюдение). Подходы к диагностике личности: на основании выделения черт или факторов, на основании выделения типов

Тема1.8 Психодиагностика эмоциональной, мотивационно–потребностной сферы и направленности личности

Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика эмоционального профиля личности. Понятия личностной и ситуативной тревожности, эмпатических тенденций, эмоционально–волевой (нервно–психической) устойчивости личности и их диагностика. Диагностика волевого процесса, произвольности. Диагностика волевых качеств личности. Воля в структуре характера.

Индикаторы диагностики мотивационно–потребностной сферы. Диагностика аффилиации и мотива достижения успеха.

Диагностика иерархии потребностей. Понятие направленности личности и его диагностика. Диагностика ценностных ориентации личности.

 

Тема1.9 Диагностика межличностных взаимодействий

Особенности межличностных взаимодействий в подростковом и юношеском возрасте. Межличностные взаимодействия как психодиагностическая категория. Психодиагностика межличностных взаимодействий. Малая группа и структура общения в ней. Социометрия и оценка группы. Психодиагностика межличностного общения. Диагностика коммуникативной компетентности. Психодиагностика межличностного поведения. Социальная адаптация и ее диагностика.

 

Тема1.10Диагностика психического развития личности взрослого

Комплексная оценка структурных компонентов личности взрослых людей. Психодиагностика общих и специальных способностей.Особенности психодиагностики взрослых людей. Оценка типологических свойств и особенностей темперамента. Методы изучения характерологических особенностей взрослого сиходиагностики взрослых людей. Оценка типологических свойств и особенностей темперамента. Методы изучения характерологических особенностей взрослого человека. Многофакторные опросники для комплексной оценки личности.

Диагностика общих и специальных способностей. Методы диагностики специальных способностей. Значение психодиагностики способностей для решения проблем профессионального образования. Диагностика профессиональной пригодности.

 

Тема1.11 Психодиагностика личности в системе общественных отношений. Диагностика в профессиональной деятельности

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Методики косвенной оценки межличностных взаимодействий. Диагностика отношения к самому себе и к партнеру по общению. Диагностика общительности. Стиль общения как фактор успешности поведения человека в коллективе или микросреде. Изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Оценка способов реагирования в конфликте. Методика выявления социально-психологических установок. Диагностика межличностных взаимодействий в семье. Прогнозирование поведения в семье. Социометрия и оценка группы.

Основные задачи психодиагностики в связи с профессиональной консультацией. Понятие «профессиональной направленности». Диагностика познавательных интересов в связи с задачами профориентации. Понятие «профессиональной пригодности». Возможности и склонности человека к различным типам профессий. Психомоторные тесты для профотбора. Мотивация профессиональной деятельности.

 

РАЗДЕЛ 3