ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Тема 1.1История становления и развития психологической службы

Возникновение и современное состояние психологической службы за рубежом. Предпосылки развития психологической службы. А. Бине и психология индивидуальных различий. С. Холл и его концепция педологии. Первые психологи в учреждениях образования. Создание психологических лабораторий, издание психологических журналов, открытие консультационных пунктов. Развитие психологической службы в экономически развитых странах.

Подготовка психологов для учреждений образования. Формы организации психологической службы в системе образования.

Возникновение психологической службы на территории СССР. Педологическое движение. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов». 1960-е годы — возрождение психологии. Открытие первых психологических служб. Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога.

Возникновение и развитие психологической службы в системе образования Республики Беларусь. Научно-практические разработки преподавателей-психологов высшей школы. Подготовка практических психологов для учреждений образования. Разработка нормативно-правовой базы деятельности психологов учреждения образования.

 

Тема 1.2Предмет, цели и задачи психологической службы

Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии. Определение психологической службы. Предмет психологической службы. Научный, прикладной, практический, организационный аспекты психологической службы образования.

Структура объекта деятельности психологической службы. Основной объект прямых психологических воздействий.

Цели и задачи психологической службы.

Понятие о психическом здоровье детей как основной цели деятельности педагога–психолога в учреждении образования. Критерии и показатели психического здоровья.

 

Тема 1.3Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога

О введении должности «Педагог-психолог учреждений образования». Стандарт профессии «практический психолог»: личностные и профессиональные качества. Требования к набору дисциплин, изучаемых педагогом-психологом. Необходимый уровень знаний, умений и навыков, который должен демонстрировать будущий профессионал.

Тарифно–квалификационные требования к профессии психолога. Требования и условия присвоения основных квалификационных категорий педагогу–психологу. Тарифные разряды педагога–психолога.

Юридические аспекты деятельности психолога. Трудовой контракт как основной юридический документ, регламентирующий права и обязанности работника, его структура и основные положения. Соглашение с родителями несовершеннолетних детей на психологическое вмешательства. Юридическая и административная ответственность психолога.

Функционал психолога образования. Основные права и обязанности психолога.

Этические нормы деятельности психолога: ответственность, конфиденциальность, компетентность, этика научно–исследовательской деятельности, реклама психологических услуг.

Критерии оценки эффективности деятельности педагога–психолога и организации психологической службы образования. Основные показатели эффективности и результативности практической деятельности педагога–психолога. Основные показатели эффективности деятельности администрации учреждения образования по обеспечению оптимального функционирования психологической службы.

 

Тема1.4 Материально–техническое и научно–методическое обеспечение работы психологической службы

Создание прообраза кабинета психолога Л. С. Выготским. Цели и задачи первого кабинета экспериментальной психологии.

Кабинеты психолога в учреждениях образования Республики Беларусь.

Положение о кабинете психологической службы образования. Основные требования к оформлению и материально–техническому обеспечению кабинета психолога. Расположение кабинета, фитодизайн, оформление интерьера. Функциональные зоны кабинета психолога, их значение для деятельности педагога–психолога и оформление. Варианты зональности. Библиотека психолога: ее количественный и качественный состав.

Планирование деятельности педагога–психолога и условия его эффективности. Основные перспективные документы и правила их составления. Годовой план работы: его структурные компоненты, варианты компоновки. План работы на месяц: его основные направления. Хронометраж деятельности педагога–психолога. Основные временные нормативы деятельности педагога–психолога. Планирование рабочей недели. Рабочий день педагога-психолога.

Документация практического психолога. Правила ведения и оформления основных форм учета деятельности педагога–психолога: журнала учета индивидуальных и групповых консультаций, журнала учета индивидуальных и групповых диагностических мероприятий, журнала учета индивидуальных и групповых коррекционно–развивающих занятий, журнала учета научно-методической и других видов работ. Составление и ведение карты ученика. Материалы обследования. Составление отчета о проделанной работе.

 

Тема 1.5 Диагностическая деятельность практического психолога

Понятие психодиагностики. Методологические основы получения психодиагностических данных. Психологический диагноз. Принципы и правила диагностического обследования. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы. Способы получения психодиагностической информации. Психодиагностические методы. Выбор метода исследования. Правила создания картотеки психодиагностических методик в работе практического психолога. Заключение как документ о результатах диагностики. Практические рекомендации. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

Особенности школьной психодиагностики. Принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога. Единство диагностики и развития (коррекции).

Психодиагностическая технология: этапы и правила обследования детей.

Типичные ошибки психолога при организации психодиагностической работы.

 

Тема1.6Коррекционно–развивающая деятельность практического психолога

Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога, их цели и задачи.

Методологические основы организации психологической коррекции. Виды, методы и средства психокоррекционных воздействий. Принципы коррекции.

Симптомы и причины отклонения в развитии детей как предмет коррекционной деятельности. Классификация проблем детей.

Алгоритм построения коррекционной работы. Классификация коррекционных методик. Коррекционная технология. Правила психокоррекционной деятельности с детьми в условиях образовательного учреждения. Традиционные и нетрадиционные формы коррекционно-развивающей деятельности. Основные формы психокоррекционной работы педагога-психолога в условиях учреждения образования.

Психологические требования к содержанию развивающей работы психолога. Алгоритм отбора содержания для развивающей работы.

Типичные ошибки психолога при организации коррекционно-развивающей работы.

 

Тема1.7Консультативная деятельность практического психолога

Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога. Методологические основы психологического консультирования. Цели, задачи, модели психологического консультирования (медицинская, диагностическая, педагогическая, психологическая).

Консультант и клиент как основные участники процесса консультирования. Черты психолога–консультанта. Личность клиента: специфика, характеристика, виды (открытый, закрытый). Виды консультирования и их характеристика.

Основные формы консультативной деятельности практического психолога. Методика проведения индивидуального психологического консультирования.

Проблемы, с которыми обращаются к педагогу–психологу воспитатели, учителя, родители и учащиеся. Основные виды запросов, их мотивы и рекомендательная стратегия.

Типичные ошибки психолога при проведении консультаций.

Тема1.8 Основы организации психопрофилактической работы

Профилактическая деятельность практического психолога, ее цели и задачи. Этапы профилактической деятельности. Содержание психопрофилактической работы педагога-психолога.

Виды психопрофилактической деятельности и их особенности. Психологическое просвещение. Основные формы и содержание психологического просвещения с учащимися, родителями, педагогическим коллективом.

Технология чтения лекций и психологических бесед. Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей.

Преподавание курса «Психология» в учреждениях образования: принципы и особенности урока психологии.

Превентивная деятельность практического психолога: ее цели и условия проведения. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума.

Типичные ошибки практического психолога при организации и проведении психопрофилактической работы.

РАЗДЕЛ 2