Актуальность проблемы формирования духовно-нравственной личности.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

«Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»

Выполнила:

Классный руководитель

А класса МАОУ СОШ №1

Михайлова Ольга Владимировна

Боровичи 2009г.

Актуальность проблемы формирования духовно-нравственной личности.

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. И моё глубокое убеждение, что мы – классные руководители – можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны, её благополучие.

Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя.

После рождения дочери, я целиком посвятила себя её воспитанию. Общалась только с близкими людьми и жила, можно сказать, в маленьком добром мирке, который назывался семьёй. Мне казалось, что во всём мире так же царит гармония, покой и любовь. Но когда я пришла работать в школу, то поняла, что ошибалась. И в настоящее время нравственные ориентиры оказались смятыми, а подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников». В опросе приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-познавательном процессе?» только 24% педагогов назвали главным формирование духовно-нравственных ценностей. В ответах учителей начальной школы на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего звучали те качества, которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать. Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования духовно-нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие! Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе? Почему же так происходит? Более пристальное исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

Поэтому я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу, ведущую в ад. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Патриотами, наконец. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

 

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

 

Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

 

 

В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:

 

1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.

3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.

4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.

5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.