Образование и воспитание как факторы формирования мировоззрения

Мировоззренческие задачи обучения естественнонаучным предметам закладываются в начальной школе. Сообщаются знания о живой и неживой природе, месте человека в природе, его возможностях, в ее преобразовании (освоение целинных земель, выведение новых пород животных, селекция растений, охрана и восстановление природы…). Этот первый обобщающий материал дает представление о роли и месте человека в мире, его возможностях. А практические работы убеждают в возможности предсказания результатов изменений в природе. Наблюдение за агрегатным состоянием веществ, за развитием растений пришкольного участка помогают увидеть зависимость их роста от природных условий (почва, климат).

Средние классы систематически изучают основы естествоведческих наук. Физика, химия органическая и неорганическая, биология (ботаника, зоология, анатомия, физиология человека) общая биология, астрономия. Эти предметы изучаются по следующим методологическим принципам: направление обучения явление-сущность, обобщение материала - от фактов к законам и научным теориям, от них к азам практического использования знаний в дальнейшем к практике, каждый курс завершается обобщением конкретного научного материала, завершением является определение вклада данной науки в общую картину мира.

Содержание естественнонаучных предметов направлено на формирование представлений о единстве мира, его многообразии. Это объективная научная основа для формирования научного мировоззрения учащихся, осознания ими естественной научной картины мира, которая представляет собой совокупность знаний об общих закономерностях объективного мира является наглядный характер ее образов. Научная картина мира является средством объяснения мира с точки зрения ее фундаментальных закономерностей и свойств. Эта картина объективной реальности есть движущаяся и изменяющаяся материя, высшим порождением которой является познающий ее человек. Она реализует связь между наукой и мировоззрением. Целостный взгляд на мир и способы его познания складываются из обобщения научных знаний по конкретным предметам на основе философских представлений о научной картине мира. Обеспечивается принципом систематичности. Вместе со знаниями учащийся усваивает и способы деятельности, формы отношений и общения. Знания, общественно-исторический опыт, накопленный человечеством усваиваются только в деятельности и общении.

Рассмотрим направления, по которым формируется научная картина мира:

1. Систематизация научных знаний, их обобщение на основе понятий «материя» и «движение». Сюда входят представления о структурной организации материи, различные уровни которой связаны с определенным видом закономерностей и причинно-следственных связей.

Структурная организация (по Б.М. Кедрову) имеет вид:

Субатомарный уровень организации материи составляют элементарные частицы (квант, электрон, нейтрон, протон…), ядро, атомарный уровень организации, молекулярный уровень организации (живая и неживая природа).

Все изменения внутри каждого уровня подчиняются различным по характеру закономерностям - динамическим и статистическим. Они являются конкретным проявлением связи необходимости и случайности в природе и обществе, характеризуют то общее, что связывает в единое целое окружающий человека мир.

2. Обязательным элементом научной картины мира является представление о человеке как части природы, мира и в то же время на основе познанных закономерностей.

3. Научная картина мира складывается из обобщения следующих понятий: практика, материальное производство как способ преобразования природы и основа познания. Результаты познания мира выражаются в научных теориях, имеющих описательную, объяснительную и прогнозиующую функцию. Служит теоретическим методом освоения мира.

Фактическая работа по формированию научной картины мира не только является «преддверием» формирования мировоззрения, но и составляет один из основных аспектов этого процесса, так как здесь происходит обобщение научных знаний на основе философских представлений. Складывается целостный взгляд на мир и способы его познания.