ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
План
Понятие «мировоззрение», его структурные элементы
Научные знания
Взгляды и убеждения
Проверка степени сформированности мировоззрения
Нет и не может быть личности, не имеющей каких-либо представлений о мире и месте человека в нем. Представления эти могут быть примитивными, малообоснованными, ненаучными, научными, но они есть у каждого человека. Эти представления существуют в виде определенной системы взглядов и убеждений, сложившейся в результате индивидуального опыта. В соответствии со своей системой взглядов и убеждений человек ищет ответ на любой вопрос, поставленный жизнью. Нравственность человека, его экологическая культура, эстетические идеалы и т.п. есть не что иное, как проявление личного отношения человека к окружающей действительности, т.е. его мировоззрения. В конечном счете, мировоззрение обусловливает линию поведения людей и составляет основу решения всех остальных задач воспитания. Именно поэтому формирование личности – это, прежде всего, формирование ее мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов и убеждений человека, которая определяет его поступки по отношению к окружающей его природной и социальной среде.
В каждом учебном предмете заложен большой потенциал формирования научного мировоззрения. География изучает окружающую действительность. Каждый взгляд на мир– это воззрение. Формирование научного мировоззрения – одна из основных целей географического образования в средней школе.
Важнейшими структурными элементами научного мировоззрения являются знания, взгляды и убеждения личности.
Основы научных знаний – фундамент мировоззрения.Процесс формирования мировоззрения, несомненно, начинается с усвоения основ научных знаний. Знания являются фундаментом, на котором базируется мировоззрение. Для того чтобы выражать свое отношение к чему-либо, быть в чем-то убежденным, надо это, прежде всего, знать.
Наиболее существенным недостатком в знаниях учащихся в настоящее время является не то, что их мало, а то, что они не организованы в четкую структуру и не систематизированы. Учащиеся подчас не понимают, что – главное, что – второстепенное; где основной тезис в тексте учебника и что является его основанием, а что – его следствием; что относится к области фактов, а что – к их теоретическому объяснению; что является определением понятия, а что – закономерностью. Они часто учат все подряд, в результате чего приобретают набор сведений, не приведенный в систему, не «разложенный по полочкам», не имеющий четко осознанной структуры. Учащиеся должны приобретать не совокупность, а систему знаний.
Факты, сами по себе, нейтральны в воспитательном отношении. Воспитательную направленность фактам придают различные приемы активизации познавательной деятельности, идеи, выведенные из фактов.
У учащихся необходимо сформировать основные научные географические понятия и обеспечить качественное усвоение основных закономерностей. Для этого учителю нужно четко представлять себе, как эти общие понятия связаны и соподчинены между собой на всех ступенях обучения географии, иначе говоря, необходимо выделить тот учебный материал в каждом географическом курсе, который способствует формированию данного научного понятия.
Однако ни понятия, ни теоретические модели, ни законы еще не дают полной системы знаний; систему знаний дает только теория. Теоретические знания, вскрывая сущность процессов и явлений и давая толкование необходимым фактам, имеют ярко выраженный мировоззренческий характер.
Рассмотрим, как отражаются в школьной географии основные мировоззренческие идеи.
Идея доступности в познании материального мира. Эта идея проводится через изучение на уроках и учебных экскурсиях конкретных природных условий и ресурсов, населения, особенностей его хозяйственной деятельности. Особую роль в реализации идеи играет изучение школьниками методов географического познания.
Важное значение в осознании идеи доступности в познании материального мира имеет изучение систем географических знаний. Например, изучая понятие "рельеф", школьники проходят в своем познании путь от осмысления единичных понятий, характеризующих элементы познания, до умения вскрывать разнообразные связи, посредством которых рельеф взаимодействует с другими компонентами природы, а также с хозяйственной деятельностью человека.
Значение рассматриваемой идеи заключается в том, что в сознании школьника закрепляется уверенность, что процессы и явления окружающей действительности доступны его анализу и он может иметь о них свое мнение.
Идея диалектичности объективного мира. Изучение явлений, происходящих в обществе и природе, в их взаимосвязи и взаимообусловленности осуществляется через рассмотрение на конкретных примерах законов диалектики, являющихся законами познания.
Закон единства и борьбы противоположностей. Суть этого закона раскрывается на уроках, которые посвящены изучению географических явлений, происходящих при взаимодействии разнонаправленных процессов. Например, в ходе изучения рельефа школьники устанавливают, что он формируется под воздействием эндогенных и экзогенных факторов. Во время знакомства с демографическими процессами они убеждаются, что рождаемость и смертность — явления, регулирующие численность населения.
Закон перехода количества в качество. Смысл этого закона школьники постигают при изучении большинства географических причинно-следственных связей и закономерностей (например, в ходе знакомства с явлением конденсации влаги, с последствиями хозяйственной деятельности человека или с другими процессами и явлениями, которые выступают в роли нового качества, образовавшегося в результате количественных изменений).
Методическое значение данных законов состоит в том, что они предполагают комплексный подход к анализу действительности. Отметим, что в данном случае знание формулировки законов учащимся не обязательно. Важно, чтобы учитель сам диалектически подходил к оценке событий, процессов и явлений. Тогда он сможет соответствующим образом построить обучение. Результатом этого обучения станет формирование у школьников умения мыслить, основываясь на законах диалектики.
Идея развития природы и современного хозяйства. В курсе школьной географии рассматриваются вопросы эволюции природы, изучаются вопросы трансгрессии и регрессии моря, возникновения материков, происхождения полезных ископаемых и т. д. Рассматриваются также варианты изменения производственных отношений в связи с развитием производительных сил. Изучение этих явлений формирует представление о том, что природа и общество находятся в постоянном развитии и взаимодействии друг с другом.
Проиллюстрируем эту идею на примере постулата "Общество - это система, которая находится в постоянном движении и развитии". Курс школьной географии располагает большими возможностями для осознания этого постулата посредством изучения современного уровня развития регионов и стран, в ходе знакомства с отраслевой и территориальной организацией их хозяйства, с объемом и ассортиментом выпускаемой продукции, которая меняется в зависимости от определенных условий. Большую роль в осмыслении данного постулата играют также фундаментальные понятия "себестоимость", "производительность труда", "факторы размещения хозяйства". Данные знания, формируемые у школьников, убеждают их в том, что обществу присущи движение и развитие, которые выражаются в изменении экономических показателей, в увеличении объемов производства и потребления и т.п.
Отметим, что понятия "движение" и "развитие" не тождественны. Движение - это любые изменения. Например, течение Гольфстрим или маятниковые миграции населения ни к каким качественно новым последствиям не приводят. Развитие всегда осуществляется от простого к сложному, от более низкого уровня организации материи или общества к более высокому. Примерами развития могут служить процесс образования оврагов, развитие речной долины, перераспределение трудовых ресурсов по отраслям хозяйства и т.д.
Идея исторического изменения роли природных ресурсов в размещении и развитии хозяйства. Эта идея раскрывается в нескольких аспектах.
1. Несмотря на усиление власти человека над природой, он будет и впредь вынужден пользоваться ее запасами. Поскольку человек - неотъемлемая часть природы, рациональное природопользование является ведущим условием прогресса. Данный аспект предполагает изучение природы как биологической среды обитания человека, рассмотрение ее влияния на эстетические чувства и морально-нравственные качества людей.
2. В эпоху НТР происходит расширение сырьевой базы, которая включается в сферу материального производства. Это осмысляется при изучении вопросов расширения сырьевой базы химической промышленности топливно-энергетического комплекса. Значение данного аспекта состоит в том, что учащиеся подводятся к осознанию следующей зависимости: уровень развития современной науки и техники делает границы между природными условиями и природными ресурсами прозрачными.
3. Природные условия и ресурсы, являясь важное базой для развития хозяйства, не обусловливают этот процесс, а могут лишь ускорять его. Диалектика данного аспекта состоит в том, что недостаток минерально-сырьевой базы может выступить в качестве одного из стимулов развития хозяйства страны (в этом отношении весьма показательным является пример Японии).
Таким образом, для раскрытия мировоззренческих проблем следует в первую очередь выделять те фундаментальные географические понятия и идеи, которые позволяют создавать у ученика обобщенное представление о природной и социальной среде с точки зрения географической науки. На каждом этапе развития географии ученые стремятся систематизировать накопленные знания, объединить их общими идеями и принципами. В качестве особой внешней формы приведения знаний в систему выступает географическаякартина мира – целостная система фундаментальных идей, понятий и законов географии.
Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира является составной частью как естественнонаучной, так и общественно-научной картины мира, которые формируется соответственно комплексом естественных и общественных наук.
Каждая естественная наука (физика, химия, биология) или общественная (история, экономика, обществознание) вносят свой вклад в формирование этого представления, у каждой науки – свой «участок» в картине мира (схема).
Бесспорное мировоззренческое значение имеет вопрос о соотношении географии с биологией, физикой и химией. Ведь через призму этих наук мы смотрим фактически на всю неживую и живую природу.
Связь географии с общественными науками, социологией, демографией, экономикой, историей прослеживается при обосновании рациональных форм территориальной организации общества.
Изолированные знания по отдельным предметам, даже если они упорядочены, еще не могут служить прочной основой для формирования мировоззрения. Такой основой может быть лишь целостная система знаний о закономерностях развития природы и общества, которая складывается на основе межпредметных связей. Разделение школьного образования на предметы разрушает для учащихся мир как целое. Основы наук, которые представлены циклами школьных предметов, важны не сами по себе, а, прежде всего, как составная часть целого – культуры в самом высоком и широком смысле этого слова.
Естественно-научная и общественно-научная картины мира являются составными частями общенаучной картины мира – целостного образа мира, включающего неживую, живую природу и человеческое общество. Общенаучная картина мира складывается в результате синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных науках, представляющих собой не простую сумму, а концептуальную систему. При этом главную синтезирующую, объединяющую роль играет философия.
Наряду с научной картиной мира существуют и картины мира, создаваемые обыденным сознанием, религиозные и антинаучные картины мира. Здесь уместно напомнить утверждение Л.Н. Толстого: «Не бойтесь незнания, бойтесь ложного знания. От него все зло мира».
Мировоззрение относится к верхним «надстроечным этажам» научного знания, т.е. как бы продолжает на более высоком уровне обобщения теоретические конструкции наук о природе и обществе.
Конечным итогом и важнейшей целью географического образования в школе является обобщенное научное представление о природе и обществе и процессах их познания.
Однако наличие системы знаний не обеспечивает автоматически наличие убеждений. Нужны специальные педагогические усилия по переводу знаний в убеждения.
Формирование взглядов и убеждений.Определяющим условием формирования научного мировоззрения является перевод знаний во взгляды, а взглядов – в убеждения.
Чтобы знания превратились в личный взгляд, их надо каждому не только продумать, но и глубоко прочувствовать. Формирование взглядов обычно начинается с эмоциональной оценки фактов. Чаще всего она возникает в результате яркого образного показа событий, вызывающего сопереживание. Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают, перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, личностное отношение к действительности. Вот почему формирование познавательных интересов в процессе обучения географии имеет прямую связь с формированием мировоззрения школьников. Ни о каком формировании мировоззрения не может быть и речи, если ученик остается равнодушным к тому, что говорит учитель на уроке, если ему скучно.
Рецепты тут дать трудно. С определенностью можно сказать лишь то, что в пробуждении эмоций огромную роль играет манера, стиль и тон учителя. У всех учителей они разные, и их нельзя нивелировать. Что должно быть у каждого – так это неравнодушие к излагаемым проблемам, а вот форма его проявления может быть разной. Неравнодушие учителя, широкое использование исторического материала, лучших образцов учебной и популярной литературы будут создавать у учащихся определенное отношение к миру и его познанию.
Взгляды являются первой ступенью формирования мировоззрения. Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека. Но не всегда правильные взгляды подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Взгляды – это только потенциальная готовность к действиям.
Следующей ступенью формирования мировоззрения являются убеждения, которые выступают в роли побудительных стимулов к деятельности и более тесно связаны с поведением.
Убежденность – это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Убеждения формируются на основе синтеза научных знаний и жизненного опыта самих учащихся и проявляются в оценках, отношениях, поступках, поведении. Убеждения являются ядром и организующим началом мировоззрения. Мировоззрение, основанное на убеждениях, обусловливает активную жизненную позицию человека.
Сложность перевода знаний в убеждения состоит в том, что убеждения, хотя они и формируются на базе знаний, не идентичны им и не являются высшим уровнем усвоения научных географических понятий и закономерностей. Можно все знать и не быть убежденным.
Переход научных знаний в убеждения можно представить в виде следующей схемы последовательных этапов: научные знания – личностное отношение к ним – потребность в отстаивании, использовании их – умение использовать, отстаивать, доказывать, опровергать, оценивать и т.д.Об убежденности можно говорить только тогда, когда знание человека прошло все этапы.
Можно вычленить несколько условий, которые способствуют переводу знаний в убеждения. Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления. Для этого нужно вырабатывать ряд специальных интеллектуальных умений: умение рассматривать изучаемое явление с разных точек зрения; умение рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи с другими; умение рассматривать изучаемый объект в условиях влияния различных факторов, воздействующих на него; умение рассматривать явления и события в развитии, видеть перспективу изменений; умение рассматривать изучаемое событие в конкретных условиях места и времени.
Кроме диалектического мышления переводу знаний в убеждения способствует: 1) последовательное выделение главного (генерализация знаний), 2) правильное толкование фактов, 3) доказательность, логическая убедительность и непротиворечивость теоретических выводов и обобщений, 4) использование всего фонда опытов и наблюдений, 5) раскрытие способов получения знаний в науке, соблюдение принципа историзма, 6) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, 7) пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу, 8) связь обучения с жизнью; 9) личность учителя.
Убеждениями становятся главным образом те мировоззренческие идеи, которые личность может применить в жизни. Нужно упражнять учащихся в применении этих идей в обсуждениях, упражнениях, дискуссиях, трудовой деятельности. Применение мировоззренческих идей в жизненном опыте самих учащихся – это еще одно важное условие формирования мировоззрения.
Проверка степени сформированности мировоззрения.Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако, на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.
Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.
Показателями проявления убежденности учащихся являются:
– неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;
– постоянство высказываемых мнений;
– уверенность и категоричность суждений;
– самостоятельное оценочное отношение к явлению;
– эмоциональность отстаивания своего мнения;
– соответствие высказываемых суждений и поступков.
Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях – противоречиво.
Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитатя – это еще одно важное условие формирования мировоззрения.
Проверка степени сформированности мировоззрения.Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако, на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.
Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.
Показателями проявления убежденности учащихся являются:
– неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;
– постоянство высказываемых мнений;
– уверенность и категоричность суждений;
– самостоятельное оценочное отношение к явлению;
– эмоциональность отстаивания своего мнения;
– соответствие высказываемых суждений и поступков.
Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях – противоречиво.
Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитательное воздействие на уроке в единстве с его содержанием и организацией. При этом важно не то, сколько воспитательных задач решалось учителем на уроке, а насколько эффективно они были решены. Проследить, как выполняются воспитательные задачи, на одном уроке не всегда удается. По одному уроку вообще нельзя сделать объективных выводов. Материал для выводов о степени воспитательного воздействия может дать анализ 5–6 уроков у данного учителя, в одном и том же классе.
Все изложенное выше, позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование научного мировоззрения – это процесс самостоятельного прохождения каждым школьником всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений носит глубоко личностный характер. Простое заимствование мировоззрения в «готовом виде» у учителя, других людей невозможно.
2. Формирование мировоззрения происходит одновременно и в единстве с усвоением географического материала. Вся учебно-воспитательная работа в процессе обучения географии направлена на формирование научного мировоззрения, поэтому на уроках обычно отсутствует специально поставленная деятельность по формированию мировоззрения.
3. Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.
4. Работа по формированию мировоззрения школьников направляется и контролируется учителем не только путем сообщения знаний мировоззренческого характера, но и организацией деятельности учащихся.
5. Задача формирования мировоззрения решается через последовательное осуществление нравственного, экологического, эстетического, трудового и других видов воспитания. Следовательно, научное мировоззрение составляет основу решения всех задач воспитания.