Классификация информационных правоотношений

 

Информационные правоотношения, будучи выделенными по от­раслевому признаку, в зависимости от оснований классификации весьма разнообразны.

Классификация гражданских правоотношений преследует не толь­ко теоретические, но и практические цели, заключающиеся в правиль­ном уяснении прав и обязанностей сторон, определении круга право­вых норм, подлежащих применению в процессе возникновения, реа­лизации и прекращения правоотношения.

В соответствии с функциями норм права информационные право­отношения, формируемые на их основании, подразделяются на регу­лятивные и охранительные.

Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельно­стью по поиску, получению, передаче, производству и распростране­нию информации, применению информационных технологий, ис­пользованию информационно-телекоммуникационных сетей.

Правоотношения второго вида связаны с защитой информации, обеспечением информационной безопасности РФ и возникают в свя­зи с совершенными правонарушениями. К охранительным правоот­ношениям относятся правоотношения по защите информационных прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за информационные правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие информационные правоотношения возникают непосредствен­но из закона. Такие правоотношения складываются между личностью или юридическим лицом и государством. В таком случае закон явля­ется юридическим фактом, порождающим информационное правоот­ношение.

Так, общие информационные правоотношения возникают из норм Федерального закона «О государственной тайне» о передаче сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и дру­гих работ (ст. 17). Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказ­чиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в рас­поряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до пере­дачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации ли­цензии на проведение работ с использованием сведений соответству­ющей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов: получение лицензии на работу со сведениями, составляющи­ми государственную тайну; заключение с государственными предпри­ятиями, учреждениями или организациями договора об использова­нии услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны; разрешение органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения, составляющие государственную тайну, на их передачу.

Информационные правоотношения можно дифференцировать на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные ин­формационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, от­ношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительно­сти и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информаци­онные правоотношения складываются по поводу процедуры их воз­никновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, со­ставляющим государственную тайну (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к госу­дарственной тайне).

По степени определенности субъектов информационные право­отношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолют­ные информационные правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на достоверную информацию о состоянии окружающей сре­ды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юриди­ческая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной.

В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поимено­ванные лица. Например, отношения между работником и работода­телем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

Виды информационных правовых отношений различаются также и по иным признакам. Например, по особенностям объекта разделя­ются правоотношения имущественного и неимущественного характера.

Правоотношения имущественного характера имеют своим объек­том материальные блага (материальные носители информации, ин­формационно-телекоммуникационные сети, разнообразная инфор­мационная техника). Правоотношения, объектами которых являются результаты интеллектуальной деятельности, личные неимуществен­ные права (право на личную тайну, честь, достоинство, деловая репу­тация) и другие нематериальные блага, именуются неимуществеными.

Практическое разграничение имущественных и неимущественных правоотношений состоит, в частности, в следующем. При нарушении прав и обязанностей, составляющих содержание имущественных пра­воотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера.

При нарушении неимущественных прав и обязанностей к правона­рушителям помимо имущественных мер обычно применяются иные специфические меры правоохранительного характера: признание права субъекта на информацию, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание произведений контрафактными, прекращение деятельности лица, распространяю­щего информацию, нарушающие законные информационные права и интересы других лиц). Необходимость этих мер обусловлена тем, что в отличие от овеществленного имущества, обладание и использова­ние которого одним субъектом делает невозможным его обладание и использование кем-либо другим, многие объекты личных неимуще­ственных прав (например, информация, товарные знаки, фирменные наименования и т. д.) могут одновременно находиться в пользовании неограниченного круга лиц.

В. А. Копылов предлагает классифицировать информационные правоотношения по информационным процессам и по видам инфор­мации[17].

О. А. Городов считает, что состав информационных правоотно­шений как собирательной категории напрямую зависит от характера общественных отношений, составляющих предмет информационного права, а также от их отраслевой принадлежности. Поскольку основу предмета информационного права образуют отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространени­ем, преобразованием и потреблением информации, постольку, буду­чи урегулированными правовыми нормами, они и составят основную группу информационных правоотношений.

К этой группе примыкают правоотношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизаци­ей и обеспечением информационной безопасности[18].

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие информационного правоотно­шения.

2. В чем состоят особенности информационных правоотно­шений?

3. Какова структура информационного правоотношения?

4. Что является основаниями возникновения, изменения и прекращения информационного правоотношения?

5. Охарактеризуйте субъектный состав информационного правоотношения.

6. Назовите объекты информационных правоотношений.

7. Охарактеризуйте информацию как объект информацион­ных правоотношений.

8. Что понимается под содержанием информационного правоотношения?

9. Охарактеризуйте структуру содержания информационно­го правоотношения.

10. Приведите различные классификации информационных
правоотношений.

 

Рекомендуемая литература

Нормативные акты и судебная практика

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин­формации, информационных технологиях и о защите ин­формации» //СЗ РФ. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448.

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // РГ. 1992. 8 февр. № 32.

Рекомендуемая литература

1. Городов О. А. Основы информационного права России: учебник. М.: Проспект, 2009.

2. Бачило И. Л., Информационное право: учебник для вузов. М.: Выс­шее образование; Юрайт-Издат, 2009.

3. Рассолов И. М. Информационное прав. М.: Норма; ИНФРА-М. 2010.

4. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Информационное право: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное пра­во: учебник. СПб., 2005.

6. Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву// Избранные труды по гражданскому праву (Серия «Классика россий­ской цивилистики»). М., 2000.

7. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические пробле­мы субъективного права. Саратов, 1972.

8. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.


 


[1] Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. С. 82, 85.

[2] Там же.

[3] Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. М.: Статут, 2000. С. 523-525, 665.

[4] Красавчиков О. А. Гражданское правоотношение — юридическая форма обществен­ного отношения//сб. ученых трудов. Вып. 39. Свердловск, 1975. С. 22.

[5] Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. Теоре­тические проблемы. Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1975.

[6] Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретические проб­лемы информационного права. М., 2006. С. 28—37

[7] Рассолов И. М. Информационное право. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 42—43.

[8] Рассолов И. М. Информационное право. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 149.

[9] Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к ин­формации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправле­ния» // СЗ РФ. 2009. 16 февр. № 7. Ст. 776.

[10] Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. 13окт. №41. Ст. 4673.

[11] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств зашиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

 

[12] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 220.

[13] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М., 1998. С. 172, 173.

[14] Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под ред. Б. Н.Топорнина. СПб., 2001. С. 139.

[15] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // РГ. 1992 г. 8 февр. № 32.

[16] Просвирин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3.

[17] Копылов В. А. Информационное право: учебник М., 2002. С. 133.

[18] Городов О. А. Информационное право: учебник. М.: Проспект, 2007. С. 46.