Понятие информационного правоотношения

ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

План главы

1. Понятие информационного правоотношения.

2.Структура информационного правоотношения.

3.Классификация информационных правоотношений.

 

Понятие информационного правоотношения

 

Следует отметить, что в юридической науке нет однозначного под­хода к определению правоотношения.

Так, С. С. Алексеев под правоотношением понимает возникаю­щую на основе нормы права, индивидуализированную общественную связь между лицами, характеризуемую наличием субъективных юри­дических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства[1]. Главное в правоотношении, по его мнению, — это связь, отношение субъектов друг к другу. Выступая носителями субъективных прав и обязанностей, «они в силу нерастор­жимого единства этих прав и обязанностей относятся друг к другу как участники правового отношения»[2].

О. С. Иоффе под правоотношением понимает «вид или форму, в ко­торую облекается урегулированное правом общественное отношение»[3] и определяет такие специфические признаки, посредством которых правоотношение выделяют из общественных отношений: это всегда отношение между конкретными лицами; закрепление правоотноше­нием взаимного поведения его участников; урегулированность отно­шений установленными государством нормами права; обеспечение силой государственного принуждения.

Анализируя гражданское правоотношение, О. А. Красавчиков пришел к выводу, что правоотношение «может быть определено как юридическая форма общественного отношения, складывающаяся из основанных на законе мер возможного (субъективных прав) и мер должного (субъективных обязанностей) поведения или, иначе говоря, правоотношение как юридическая форма общественного отноше­ния, урегулированного нормами права, представляет собой систему мер юридически возможного и юридически необходимого поведения участников данной социальной связи»[4].

Исходя из анализа приведенных точек зрения, можно определить информационное правоотношение как реально существующее обще­ственное информационное отношение, урегулированное нормами информационного права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантированных государством.

Реальность информационного правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами ин­формационного права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъек­тов информационного права. Субъективное право является индивиду­ализированным. Общие права и обязанности становятся принадлеж­ностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным информационным правом общественные информационные отношения превращаются в конкретные информа­ционные правоотношения.

Таким образом, информационные правоотношения — это раз­новидность общественных информационных отношений, которые в силу их значимости для общества урегулированы нормами права.

Впервые в юридической науке понятие информационных отноше­ний использовал А. Б. Венгеров. По его мнению, информационными отношениями выступают социальные отношения, имеющие технико-организационную сторону и социальное содержание, которые выде­ляются на определенном этапе развития общества. Это отношения, которые складываются в сфере управления народным хозяйством между работниками, их коллективами в процессе регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации[5].

Очевидно, что информационные отношения — это различные по своей природе общественные отношения. А. А. Стрельцов выделяет следующие группы информационных отношений:

1) товарно-денежные, в которых информация в форме сообщений выступает в качестве товара, услуги или объекта прав интеллектуаль­ной собственности;

2) духовные отношения, в которых информация в форме сведений воздействует на психическое состояние субъектов, формирование их мировоззрения;

3) отношения в области социального и государственного управ­ления, где сведения и сообщения выступают в качестве легитимного воздействия на управляемых субъектов для обеспечения их требуемого поведения;

4) отношения в области управления техническими и технологиче­скими системами, в которых информация в форме сообщений, обе­спечивающих согласованное функционирование этих систем, высту­пает в качестве объекта отношений между владельцами этой системы и персоналом, обслуживающим эти системы;

5) отношения, связанные с повседневным общением между людьми,
в которых информация в форме сведений выступает в качестве средства обеспечения адаптации индивидов к условиям окружающей действи­тельности, а в форме сообщений — в качестве обмена сведениями[6].

И. М Рассолов, исходя из тенденций развития современного ин­формационного общества, выделяет десять видов общественных отно­шений, составляющих предмет информационного права:

1) отношения по международному информационному обмену;

2)отношения по реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в

информационной сфере;

3) отношения в сфере организации и деятельности средств массо­
вой информации;

4) интернет-отношения, а также отношения в области связи и мас­совых коммуникаций;

5) отношения в сфере электронного документооборота;

6) отношения в сфере электронной торговли и ведения предпринима­тельской деятельности с использованием информационных технологий;

7)отношения по обработке персональных данных;

8)отношения в сфере библиотечного дела, архивного дела;

9)отношения в сфере обеспечения информационной безопасности

России;

10) отношения по рассмотрению информационных споров[7].


Следует согласиться с точкой зрения И. М. Рассолова, который за­ключил, что информационное правоотношение — это собирательное понятие, включающее в себя урегулированные информационным за­конодательством различные по правовой природе общественные от­ношения, объединенные связью с особым объектом — благом особого рода — информацией[8].

Информационные правоотношения характеризуются определен­ными признаками:

—они складываются на основе норм информационного права;

—субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Федераль­ным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[9] уста­навливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов такую информацию предоставить;

— носят сознательно-волевой характер. Правоотношения склады­ваются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реа­лизуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;

—гарантируются государством и охраняются в необходимых случа­ях его принудительной силой. Государство создает необходимые поли­тические, экономические, социальные и иные условия для реализации информационных правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками информационного правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенную правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Информационные правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет информационного права, т. е. отношений, основной целью которых служат производ­ство, поиск, передача, получение и распространение, а также защита информации.