ГАЛУХИН А.В.

ФИЛОСОФИЯ – «искусное любомудрие» (греч. phileo - люблю, sophia – мудрость/мастерство; любовь к мудрости как мастерство). Философияпредставляет особый способ познания мира, проникнутый интенцией на рациональное осмысление мира, как он определяется в горизонтах различных мировоспроизводящих практик человека (познания, общения, деятельности, творчества, запредельном самоопределении), сопряженное с раскрытием предельных оснований и условий возможности самих этих практик. Философия постигает всеобщее - «первые начала и причины» - универсальные принципы системы отношений «человек - мир», представленные как содержание мировоззрения, формирующегося в лоне определенной культуры.

Общепринятого определения, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует: работа по пониманию, истолкованию, определению сути философского дела входит в само дело философии.

Типы понимания философии. В истории мыслительной культуры и собственно философского знания обозначились различные типы понимания философии:

- в классическую эпоху Античности под философией понимался тип рационально-мировоззренческого знания, отличный от мифологического и религиозного способов миропонимания и соответствующих им стилей мышления, - в античности философия определяется как «наука, исследующая первые начала и причины» - это мастерство наведения ума на первоначала бытия и знания, ставящее под вопрос все устои жизни и очевидности жизненного мира; философия обнаруживает свою универсалистичность, поскольку определяется как знание в целом, противоположное всему, что не проникнуто (как, например, мнение и вера) началом «логоса» (ума, собирающего все воедино в отношении умозримых первоначал); согласно Аристотелю, универсум философских знаний профилируется в различии наук теоретических (умозрительных, каковы метафизика, исследующее сущее как таковое, а также физика и математика), практических (включая этику и политику) и творческих (изобразительных, включая поэтику, риторику, искусство);

- в эпоху Средневековья философия приобретает служебный статус по отношению теологии, «прибегающей к другим наукам как к своим служанкам», - философия есть форма метафизической мудрости (мудрость разума, вопрошающего о бытии), которая самоопределяется по отношению к мудрости богословской и мудрости Благодати, разворачивая дискурс «естественной теологии»;

- в эпоху Возрождения философия сближается с практикой эстетизированного созерцания и творческого изъявления истины бытия («умозрением в красках»), как она раскрывается в произведениях человеческого духа – в продуктах лично-творческого усилия к истине;

- в эпоху Нового времени философия эмансипируется от всех видов нерационального мировоззрения ради положительной науки как таковой, т.е. обосновывается как тотальный проект синтеза научных знаний на базе универсальной методологии познания, которую она призвана построить, - согласно представлениям эмпирициста Ф.Бэкона и рационалиста Р.Декрата философия должна рациональными средствами решить проблему метода и интегрировать мировоззренческий фундамент естественных теоретических наук;

- на рубежах эпохи модернизма, стилистически обозначившихся в немецком идеализме, в самой философии проводится разграничение философии как критически ориентированной дисциплины от некритических форм раскрытия содержания сознания (религии, искусства), поскольку философия есть дисциплина критического исследования условий возможности всякого (познавательного, эстетического, нравственного и практического) опыта - определяется в качестве рационально-дискурсивного знания, которое дает объяснение мира на языке логически связных понятий и может «снять» себя в логической форме науки; при этом формулируется принцип отграничение предмета философии от предмета частных наук: предметом философии является всеобщее содержание нашего сознания, которое выражается определениями мышления, природы, человечества, но содержание человеческого сознания раскрывается как всеобщее, будучи снято и представлено в форме чистой мысли; так, например, по Гегелю, философия – это исходящее из формы понятия размышление над содержанием самого мышления, а поскольку мышления есть квинтэссенция культуры, то философия в форме понятия раскрывает всеобщее содержание исторической культуры человечества.

Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модернафилософияопределяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Мировоззренческие вопросы, как правило, группируются по основным проблемно-тематическим рубрикам философского исследования: вопросы онтологии (проблемы миропонимания, «завязанные» на основной вопрос о бытии: «что вообще означает “быть”?» или «почему есть нечто, а не ничто?»), вопросы познания и знания (истина, раскрываемая в познании и истина самого познания), вопросы антропологии (человек, его сущность и существование, смысл его жизни), вопросы этики (нравственности и морали: «что есть благо?») и эстетики (постижения красоты и смысла творческих произведений)….в различении этих вопросов реализуется дифференцированно развернутое представление предмета философии.

Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая реализуется в плане искусной рефлексии предельных оснований всех видов человеческой практики, порождающей многообразное содержание культуры.

Философия и мировоззрение. Роль философии как рационально-теоретической формы мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека.

Мировоззрение - сложившаяся в лоне определенной культуры система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В мировоззрении сопрягаются и картина мира, и способ оценки и переживания действительности, и понимание себя и своего места в мира, и проективный образ самоосуществления человека – созидания собственно человеческого мирообстояния. Мировоззренческая проекция осмысленного самоосуществления человека трансформируется в общие и особенные программы деятельности, поведения, общения, познания, которые являются идеальными детерминантами социально-исторического опыта, вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры. Философия, решая вопросы мировоззренческого плана, раскрывает этот культурно-генетический код - занимается осмыслением предельных оснований культуры, поскольку в них запечатлены собственные условия возможности развития социально-исторического опыта.

Философия как рефлексия над основаниями культуры.Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в рациональной артикуляции и критическом осмыслении принципов существующего мировоззрения и в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и ту особенную значимость, которую человеческое жизнедействие приобретает в определенном культурно-историческом контексте.

return false">ссылка скрыта

В отечественной литературе уже высказывалась точка зрения (В.С.Степин), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры,поскольку именно основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.

Философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения (что значит”быть”? / что значит “знать”?/ что значит “действовать”?), которые восходят к основаниям культуры определенного времени, и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения, – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла, научной рациональности и всех принципов осмысленно-жизнедеятельного мироотношения.

Предмет философии

рационально-критическое осмысление культурно-мировоззренческих универсалий.

Культурно-мировоззренческие универсалии - это фундаментальные мировоззренческие идеи, принципы, установки, определяющие способ миропонимания, оценки и переживания действительности и представляющие идеальный план детерминации мировоспроизводящих практик человека. Когда речь идет о культурно-мировоззренческих универсалиях как выражении оснований культуры, которые рационально осмысливает философия, то под ними следует понимать всеобщие мировоззренческие идеи и принципы мироотношения, ставшие достоянием ума человека, но не простого индивидуального ума, а ума культурно развитого человека, способного раскрывать и удерживать в своем сознании, а также воспроизводить в деятельности всеобщие формы предметов природы и культуры. Философские вопросы возникают уже при постановке вопроса о самоопределении философии: как понимать эти прорабатываемые в философии объективные идеальные формы всеобщности, идеальные и объективные основания культуры –как объективно существующие или только как привнесенные в нее рефлексирующим мышлением — философией, наукой, идеологией, теологией, составляющими также часть культуры ? Определение философии как рационально-критического осмысления культурно-мировоззренческих универсалий дается, как правило, с реалистической позиции: всеобщее в культуре существует объективно – как опредмеченное в продуктах, орудиях и способах организации деятельности, как выраженное в объективных формах и инструментах общения (языка), в идеалах и нормах познания, типах социального поведения, в принципах ориентации и организации любой мировоспроизводящей практики человека - универсалии вплетены в саму практику деятельности, познания, общения, социального поведения и выступают в пределе как формы относительно целостного мировоззрения и развитого самосознания культурной человеческой общности.

Философия выполняет терапевтические и эвристические функции в процессе развития культуры. Философия превращает всеобщие культурно-мировоззренческие принципы из неосознанных - неявно функционирующих категориальных структур сознания и деятельности - в предмет рационально-критического рассмотрения и эвристически ориентированного поиска. Философия выполняет терапевтические и эвристические функции, которые становятся особенно актуальными в ситуации культурного надлома, сопряженного с таким изменением условий жизни, когда необходима трансформация категориального строя сознания человека для выработки новых жизненных смыслов. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.