Дидактизм технологии философствования

При обучении природе науки важно определить тот круг знаний, который им следует дать в первую очередь или найти последовательность изучения ими природы науки. Такой подход должен убедить их в необходимости перманентного (пожизненного) интереса к философскому основанию науки. Моя версия ее состоит в следующем:

8. Освоение философского словаря с помощью компьютерного тестирования (СУБД-3 или 4);

9. Восприятие азов диалектической логики (ДЛ) с помощью самоучителя мышления и учебных коллекций. При этом устное объяснение (3-5 встреч) сократит на порядок время освоения азов ДЛ;

10. Проработка книг «Деньги», «Техника» с целью усвоения того, как «работает» ДЛ; Одновременно это важно и как цель саморазвития.

11. Освоение технологии философствования с помощью метанауки (универсальной эпистемологии или теории философии);

12. Изучение «толстой» или «тонкой» книги по «Экономике», демонстрирующей возможности философствования при анализе сложных объектов;

13. Практическое применение всего этого к любой сфере жизни, т.е. использования философствования как «рычага» (средства, инструмента и т.п.) решения всех проблем жизни, всех наук.

«Бей, но выслушай….»

Заканчивая свою жизнь, хотел бы помочь молодым людям овладеть могуществом философствования, мышления, науки, что возможно только с помощью обучения их умению философствовать. И на это не требуется много времени и усилий – меньше чем на современную подготовку студентов и аспирантов философии. Но «технологию философствования» любой уважающий себя философ считает нечто подобным «вечному двигателю» и находит много авторитарных оснований такому своему убеждению, убивая тем самым главное духовное богатство философии. Ради научного прогресса общества я готов повторить названные в заглавии слова…

Резюме

Хорошо экстравертам – глаголют истины, не беспокоясь об их восприятии, доступности. Родовой же признак интровертов состоит в попытке многословием донести до слушателя или читателя свою позицию. Так поступаю и я, резюмируя главные идеи:

  1. Самая актуальная проблема современности – понять феномен науки, обеспечить качественный ее скачок и сделать ее ядром идеологии всех стран мира.
  2. Исследования феномена науки идут 2500 лет, когда возникла специальная наука о науке – философия. С тех пор формируется система наук о науке, в том числе науковедение, наукометрие. И главной проблемой этой системы наук оказывается общая теория науки, которой должна быть философия
  3. Большинство философов не считают философию наукой. Оказываясь вненаучным феноменом, философия монополизирует исследования науки, и стала камнем её преткновения.
  4. Не подлежит сомнению бесплодность современной философии, но без философии наука не выполнит своей миссии в обществе третьего тысячелетия.
  5. Философия – универсальное основание всех наук. Особенно она важна общественным, гуманитарным наукам. Среди современных философов очень мало тех, кто занимается специальным исследованием природы науки, но считает себя вправе навязывать исследователям науки свое понимание ее природы
  6. Феномен науки исследуют не только философы, и представители всех наук. Исследователи природы науки всех отраслей научных знаний имеют право разрабатывать не только частнонаучные, но и универсальные знания о науке, а соответственно и обучать им подрастающих поколений
  7. Среди философов очень мало тех, кто специализируется на исследовании феномена науки. Их большинство не компетентно в этом вопросе. Не может этик, эстетик, политолог, социолог, культуровед и т.п. быть судьей науковеду. Но все они считают себя монополистами по любому вопросу философии.
  8. Ф. Энгельс утверждал - чистые теоретики встречаются только в стане реакции, что подтверждается практикой
  9. Рационально показывать подрастающим поколениям многообразие подходов к науке, давать обзор главных из них
  10. Философы не составляет главную долю исследователей феномена науки, а поэтому антинаучно давать им монополию на истину при оценке результатов исследований науки
  11. Философия, как общественная деятельность по развитию мудрости, всегда притягивала много амбициозных людей (как говорят, много амбиции при минимуме амуниции), главным образом экстравертов, которые не в состоянии научно исследовать, чтобы то не было. От них нельзя ждать решения научной проблемы, хотя такие люди часто бывают хорошими авторитарными педагогами.
  12. антинаучно создание монополии мизерной доле философов, даже специалистов «философии науки». Ждать от них решения проблемы все равно, что ждать «от козла молока». В таком случае рациональнее создать конкурентную обстановку – несколько групп исследователей.
  13. Давно известна присказка: «Научить легко, а переучить нельзя». В связи с этим обновление науки происходит обычно посредством смены поколений. А поэтому ставшие ученые не могут быть судьями новых идей
  14. Главными врагами научного прогресса оказываются ученые именитости. Это хорошо показал в свое время Циолковский. Они не могут быть экспертами при оценке научных новаций
  15. Философия (или эпистемология) - универсальное основание всех наук, она является главной проблемой по сравнению частными основаниями, скажем «эпистемология физики».
  16. Обучение философии науки не должно быть однократным процессом в аспирантуре, а надо сделать так, чтобы исследователи всю жизнь, перманентно обращались к ней за помощью. Поэтому важно отобрать, прежде всего, то, что надо дать аспирантам в первую очередь
  17. При обучении философии науки необходимо обеспечить овладение аспирантами:

· Методологической функцией философии – научить (развить умение) применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода

· Гносеологической функцией философии - дать общее понимание систематики науки как основы определения границ (по Бэкону – меты) каждой науки и места в них исследуемых аспирантами объектов (уточнять сферу исследования каждым аспирантом)

· Онтологической функцией философии – приучить исследователей принимать научные решения на основе единства фундаментальных и прикладных наук. Иными словами, научить аспирантов тому как использовать содержания более общих и менее общих наук применительно к каждому исследуемому объекту.