Антифилософская неприязнь

Неописуема неприязнь технарей к философии. Имея превратное представление о ней, они чуть ли не кретинистски (не в медицинском, а повседневном значении слова) судят о ней, как бы соревнуясь в её оценке с философами. Их предубеждения против философии безмерны и проявляют 2500 лет профанации философии. Все это не прошло бесследно для них. Нельзя не считаться с этим фактом. Но если уступить им в этом деле, то остается только один выход – самоубийство от пессимизма. Бессмысленно переубеждать их в этом деле. Приходиться надеяться только на метафорического «крота»… Ради прогресса общества и эвристического могущества философии приходиться молча выслушивать их антифилософский бред. Естественно, что истинная философия не имеет ничего общего со всем этим.

«Философская обуза»

Всем педагогам приходится иметь дело с философией при прохождении аспирантуры. Поэтому философская проблема касается представителей всех наук. Они вынуждены этому существующим порядком и обычно не понимают и не принимают философию. Для них философия - то, что надо «сдать» на экзамене, т.е. «бросить кость собаке, чтобы она не кусалась»… Разными средствами они решают эту проблему….

Неприятие представителями науки философии возникло давно, устойчиво и широко распространено. Но философы пока находили простаков среди менеджеров науки и образования, которые наивно им верили и поддерживали их педагогический монополизм. Ученые подчинялись порядку. Не научившись мудрости у философов, они потом пытаются стать мудрым вне «любомудрия» по принципу «На философов надейся, а сам не плошай!»

Философы обычно считают философию не наукой. Но они настаивают на том, что философия нужна ученым и что они призваны обучать философии всех представителей науки. А те, кто претендует на научные степени и звания, должны многократно сдавать экзамен по философии. Такая практика сохраняется. И все остепененные педагоги проходят эту рутину.

Философская обуза является единовременным, мимолетным фактом жизни каждого из педагогов и исследователей. Стоит ли обсуждать ее после того, как они «успешно» ее уже «прошли»? Если вести речь о корыстных интересах педагогов, то нет. Если же педагогов интересует их профессиональная обязанность – учить других и они беспокоятся о качестве своего данного труда, то им следует поразмышлять на эту тему. Проблема особенно остра для тех представителей науки, которые не только обучают других, но и сами ведут исследования. И многие ученые так понимают эту проблему и соответственно поступают. Они давно осмыслили бесплодность современной философии и объявили ей войну. «Первая их атака на философию» недавно была философами отбита… Теперь же «лед тронулся»...

Долой кандидатский экзамен по философии!

ВАК отменил сдачу кандидатского экзамена по философии. Философия дискредитирована как универсальное основание науки, и представители науки настояли на таком решении вопроса. Честь им и хвала. Думаю, среди представителей науки мало тех, кто сожалеет об этом – бесплодность философии для науки факт. Введение же взамен нового экзамена «Истории и философии науки» проблематично. Особенно в связи с тем, что монополию на решение этой проблемы передали философам. И поэтому все остается по-прежнему и нет надежды на улучшение ситуации. Философы загубили универсальное основание теоретической науки или фактор перехода к теоретической науке и наивно ждать от них решения проблемы. Не могут решить проблемы те, кто ее породил. Представители науки снова должны помнить – «спасение утопающих, дело их рук». Им следует, в первую очередь, осознать тот факт, что проблема философского экзамена – общенаучная, а не чисто философская и решать ее должны все представители науки, а не только философы. Нельзя уходить от участия в решении данной проблемы – от нахождения адекватного универсального основания всех наук.