Цель занятия: изучить причины, механизмы развития и клинические формы проявления типовых нарушений водно-электролитного обмена.
Задачи занятия: студент должен:
1. Знать:
□ определения понятий: «водно-электролитный обмен», «отек», «анасарка», «водянка», «асцит», «гидроперикард», «гидроторакс», «гидроцеле», «гидроцефалия» и др.;
□ нарушения водно-электролитного обмена, их формы;
□ причины развития гипогидратации и гипергидратации;
□ виды отеков;
□ основные патогенетические факторы развития отеков;
□ этиологию, патогенез и клинические проявления отека легких, сердечных, почечных, токсических, кахектических, ангионевротических и других видов отеков;
□ значение отека для организма.
2. Уметь:
□ самостоятельно формулировать выводы о наличии и виде типовой формы нарушения водного баланса;
□ на основании готовых результатов опытов грамотно обосновывать заключение о механизмах развития отека легких при острой сердечной недостаточности; делать выводы о механизмах развития токсического отека легких и патогенетической роли в нем центральной нервной системы.
3. Получить навыки:
□ обосновывать заключение о причинах, механизмах, принципах патогенетической терапии нарушений водно-электролитного обмена;
□ решения ситуационных задач по патологической физиологии нарушений водно-электролитного обмена.
4. Быть ознакомленным:
□ с экспериментальными методами воспроизведения дисгидрий в патофизиологическом эксперименте;
□ с клиническими проявлениями дисгидрий и отеков различного происхождения;
□ с основными принципами патогенетической коррекции нарушений водно-электролитного обмена.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Жидкие среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость, внутриклеточная жидкость, ликвор и др.), их объемное распределение в организме.
2. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз.
3. Водно-электролитный обмен и механизмы его регуляции (антидиуретический гормон, ренин-ангиотензин-альдостероновая система, предсердный натрийуретический фактор).
4. Электролитный состав плазмы крови. Осмотическое давление крови, его роль в обмене воды и электролитов между кровью и тканями.
5. Участие почек в поддержании кислотно-основного состояния, осмотического давления, ионного состава крови, объема крови, в регуляции водно-электролитного обмена.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Нарушения водно-электролитного обмена и их формы.
2. Отеки и водянки (определение).
3. Виды отеков в зависимости от причин развития или органа, в котором они локализованы.
4. Общие патогенетические факторы развития отеков.
5. Сердечный отек. Механизм развития, клинические проявления.
6. Почечный отек. Механизм развития, клинические проявления.
7. Механизм развития и клинические проявления токсических, кахектических, ангионевротических и других видов отеков.
8. Отек легких (этиология, патогенез, клинические проявления).
9. Значение отека для организма.