ГЛАВА 1 8. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ПРЕПАРАТАМИ И ФАКТОРЫ, МЕШАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЮ ПРЕПАРАТОВ

На протяжении всей этой книги упоминались технические факторы, которые могут помешать действию препарата. В этой главе будет указана специфика этих факторов. С одной сто­роны, следует обратить внимание на то, как надо обращаться с самим препаратом, чтобы его деликатно потенцированное со­стояние не было разрушено до приёма пациентом. А с другой стороны, следует рассмотреть факторы, которые могут пре­рвать действие препарата даже спустя месяцы или годы после его приёма.

После приобретения препарата в гомеопатической фарма­цевтической компании с ним следует обращаться правильно. Большинство гомеопатов держат в кабинете запас препаратов, которые дают непосредственно пациенту. Иногда они догова­риваются с местными фармацевтами о выдаче препаратов по рецепту. Приемлемы оба метода, если уделяется внимание условиям хранения лекарств. Препарат обычно продаётся в стеклянной пробирке с корковой или выложенной коркой пробкой. Для хранения следует пользоваться пробирками из цветного стекла, чтобы экранировать солнечные лучи, но про­бирки, которые выдаются пациентам, могут быть сделаны из прозрачного стекла. Лекарства следует хранить в таком месте, где они не подвергаются воздействию прямого солнечного света, чрезмерной жары или холода, влажности или сильных запахов. Любое из этих физических воздействий может разру­шить потенцию препарата.

Некоторые гомеопаты пользуются собственными мето­дами введения лекарств, но я считаю, что единственной гаран­тией качества являются строгие профессиональные стандарты, поддерживаемые хорошими аптеками. Если не соблюдать такие стандарты, то лекарство часто может потерять активность даже до того, как оно попадёт к пациенту.

Проблема заключается в том, что потерявший активность препарат вряд л и будет распознан в течение довольно длитель-

 


ного времени. Если пациент возвращается без результата, то гомеопат скорее решит, что был выбран неправильный препа­рат, чем заподозрит, что дело в активности препарата. В про­цессе назначения гомеопатических препаратов и так много переменных, а потому рекомендуется хранить препараты в ма­ксимально контролируемых условиях.

Тем, кто держит препараты в своём кабинете, абсолютно необходимо повторно заказывать лекарство у гомеопатической фармацевтической компании всякий раз, когда оно кончается. Большое достоинство этой процедуры заключается в том, что она обеспечивает постоянный источник прибыли гомеопати­ческим компаниям, а это — единственный способ обеспечить непрерывное предложение надёжных лекарств. Даже если по­стоянно делать заказы наших препаратов аптекам, их расходы на приобретение будут пренебрежимо малы.

Несмотря на это соображение, многие гомеопаты очень хотят поддерживать непрерывное снабжение лекарствами свои собственные кабинеты. Тогда полезен такой компро­миссный план: держать два набора препаратов. Один набор со­держит препараты в «сухом» виде (на гранулах лактозы), готовые к приёму пациентом. Второй набор «запасных» пре­паратов хранится в жидком виде. Всякий раз, когда в пробирке кончаются гранулы, она заполняется гранулами без препарата, и они смачиваются несколькими каплями спиртового «запас­ного» раствора. Таким образом, любые потерявшие активность препараты активизируются от жидких «запасных» растворов, которые хранятся в пробирках из цветного стекла и откры­ваются лишь в редких случаях, наконец, когда кончается жид­кий «запасной» препарат, следует повторно заказать его в фармацевтической компании.

Как правило, гомеопатические препараты принимают так: помещают несколько гранул лактозы с препаратом на язык па­циента. Можно подождать, пока они не растворятся на языке, но можно и проглотить их. Гомеопат должен научиться делать небольшую паузу перед тем, как открыть препарат, чтобы при­слушаться к окружающим запахам. Кроме того, важно, чтобы в момент приёма пациент не был надушен.

Лучшее время для приёма препаратов - утром перед зав­траком и чисткой зубов зубной пастой. Причина в том, что во время приёма препарата во рту не должно быть никаких силь­ных запахов (особенно ароматических, которые издают кам-

 



фара, перечная мята, лук, чеснок и т.п.). В присутствии таких запахов препарат может потерять активность в тот момент, когда его кладут на язык. Если препарат надо принять после еды, то надо подождать хотя бы полтора часа, чтобы свести к минимуму возможность, что во рту останется какой-нибудь сильный запах. Однако после приёма препарата пациент может есть уже примерно через 10 минут.

Когда нужны частые повторы, препараты часто дают в воде. Лучший метод — растворить несколько гранул раствора в стеклянном стакане, не пластмассовом) дистиллированной воды. Воду встряхивают до тех пор, пока гранулы не раство­рятся полностью, а затем всё содержимое принимают по ин­струкциям врача. Если на следующий день надо принять ещё одну дозу, то в стакан добавляют дистиллированной воды, плотно закрывают, а затем очень сильно встряхивают. После этого его можно хранить до следующего дня в таком месте, где он не подвергается воздействию прямого солнечного света, чрезмерной жары, чрезмерного холода или сильных запахов. После приёма следующей дозы процесс повторяют столько раз, сколько требуется. Эта процедура известна в гомеопатии как «добавление» и обычно используется при назначении низких потенций. Например, предположим, что пациенту дали потен­цию 12х и сказали принимать её в «добавленном» виде ежедне­вно в течение десяти дней. В качестве очень грубого приближения можно сказать, что на второй день эта доза будет иметь потенцию 13х, на третий — 14х, на четвёртый - 15х, а на десятый день пациент примет потенцию 22х.

После успешного приёма препарата наше внимание обра­щается на множество факторов, которые могут антидотировать его действие после того, как организм среагирует на него. Это случается при вмешательстве в действие самого защитного ме­ханизма. В качестве общего правила можно сказать, что бук­вально всё, что оказывает на данного человека лекарственное действие, может антидотировать препарат. Всё, что вызывает гиперактивное, нервное состояние или химически индуциро­ванное спокойное или сонливое состояние, может антидоти­ровать действие препарата.

Важно помнить, что на самом деле антидотируется не пре­парат (хотя это выражение обычно используется для удобства), а сам защитный механизм, который возвращается в беспоря­дочное состояние под воздействием аллопатического лекар-

 



ства, кофе и т.п. Поэтому пациенты должны очень строго сле­дить за употреблением некоторых веществ, которые нарушают работу защитного механизма и вызывают рецидив.

Самым важным антидотом являются аллопатические ле­карства. В нашем мире такие лекарства, как болеутоляющие средства, антибиотики, транквилизаторы, успокаивающие средства и т.п., настолько обычны, что люди глотают их, не за­думываясь. Тем не менее, это искусственные вещества мощ­ного действия, которые могут быстро антидотировать гомеопатические препараты. Поэтому аллопатических ле­карств следует строго избегать, если врач-гомеопат специально не разрешит принимать их.

Единственным исключением из этого правила являются сла­бые болеутоляющие средства, такие как аспирин, которые не смешаны с другими лекарствами. Если использовать их в умеренных количествах в острых состояниях, то они даже пред­почтительнее гомеопатического лечения. Когда пациент подвер­гается длительному гомеопатическому лечению, краткосрочные и самоофаниченные острые недомогания не следует лечить го­меопатическими препаратами. Вместо этого лёгкие боли или не­домогания следует лечить несколькими дозами аспирина.

Очень хорошо известным «антидотом» для препаратов является кофе. Гомеопатические пациенты должны избегать кофе совсем. Поскольку трудно заранее знать, какие паци­енты чувствительны к кофе, а какие относительно хорошо его переносят, лучше всего принять в качестве абсолютной поли­тики, что никто не должен пить кофе. Это относится как к тем, кто пьёт одну чашку кофе в день, так и к тем, кто пьёт три чашки в день. Не надо беспокоиться об очень малых ко­личествах кофе, которые добавляются в кофейные пирожные или кофейное мороженое. Идея заключается в том, что кофе является лекарственным веществом, которое чрезмерно сти­мулирует нервную систему. У данного пациента любое коли­чество, которое вызывает такую стимуляцию даже в малой степени, может вызвать рецидив. Обычные заменители, такие как чёрный чай, если его пить в количествах, не вызывающих чрезмерной стимуляции, кофе без кофеина, кофе из злаков и т.п., допустимы.

Распространённая практика использования в качестве на­питка чая из трав требует особого внимания. Обычные трав­ные чаи не мешают действию препаратов, но лучше время от



времени их менять: ежедневное использование одного трав­ного чая может привести к накоплению достаточно сильной дозы, чтобы возник лекарственный эффект, — стимуляция, седативное действие, налаживание пищеварения, регулиро­вание деятельности кишечника, диурез и т.п., и тогда его сле­дует избегать.

Камфара - вещество, которое может антидотировать го­меопатические препараты. Обычные мази и «паровые втира­ния», используемые при «простуде грудной клетки», обычно содержат в больших количествах камфару. Кроме того, боль­шинство видов помады содержат большое количество кам­фары, и её следует избегать. Даже воздействие густых паров камфары может антидотировать препараты. Однако не надо становиться чрезмерно осторожным в отношении небольших количеств камфары в косметике. Достаточно читать этикетки и избегать веществ с сильным запахом.

Часто наблюдалось, что лечение зубов антидотирует дей­ствие препаратов. Если пациент только начинает гомеопати­ческое лечение и знает, что в ближайшем будущем ему надо будет лечить зубы, то лучше всего отложить гомеопатическое лечение до завершения стоматологических процедур. Если лечение зубов становится необходимым после приёма го­меопатического препарата, то следует свести к минимуму ис­пользование анестетиков. Кроме того, зубного врача следует попросить не пользоваться веществами и сильным запахом, особенно гвоздичным маслом или соединениями, в состав которых входит много мяты, либо свести их использование к минимуму.

Есть случаи, когда даже мята в зубной пасте антидотиро-вала препараты. Эти случаи встречаются достаточно часто, и гомеопат, по крайней мере, должен знать о такой возмож­ности.

Наблюдалось также, что гомеопатическое лечение антидо-тируют различные терапевтические процедуры. Минеральные ванны, большие дозы витаминов, акупунктура, контрастный массаж и траволечение в отдельных случаях антидотируют го­меопатическое лечение. По этой причине их следует избегать во время гомеопатического лечения.

В качестве общего правила следует сказать, что употреб­ляемые в пищу вещества не вносят в систему беспорядок, до­статочный для того, чтобы антидотировать препараты. Обычные виды пищи, по-видимому, не оказывают лекар-


ственного действия в обычных количествах, и потому они не мешают гомеопатическому лечению. Интересно, что это верно в отношении сигарет и алкоголя: по наблюдениям, ни то, ни другое не мешает гомеопатическим препаратам.


ГЛАВА 19. ГОМЕОПАТИЯ ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО ПАЦИЕНТА

Последние две главы этой части будут посвящены некото­рым размышлениям о роли гомеопатии. Эти мнения не содер­жат информации, необходимой врачу-гомеопату для практики, но они затрагивают вопросы, которые поднимаются в фило­софских разговорах о гомеопатии. Эти взгляды представляют собой исключительно личные размышления, и их не следует считать частью общепринятого гомеопатического знания.

Смерть является критической точкой перехода, которая может быть так же важна для сознательного роста человека, как и любой иной кризис, происходящий в течение жизни. По этой причине гомеопатия играет очень важную роль, помогая пациенту совершить этот переход. Каждому человеку следует дать возможность умереть с меньшими страданиями и в состоянии максимальной ясности сознания.

Вероятно, всякий легко согласится с необходимостью свести к минимуму страдания во время смерти, но мало думают о необходи­мости одновременно повысить до максимума способность пациента сознавать происходящее вокруг. Современные больницы слишком часто держат пациентов в накачанном лекарствами состоянии, как «овощи», отделяя их от любви и поддержки семьи и друзей. Оправ­данием такой практики служит утверждение, что ничего больше сде­лать нельзя, а поскольку врачи должны что-нибудь делать, чтобы свести к минимуму муки пациента, они чувствуют себя вправе вво­дить несчастного пациента в состояние помрачения сознания.

На протяжении всей этой книги постоянно говорилось, что человеческий опыт не является хаотическим или случайным про­цессом. На этом плане существования в жизни есть смысл — цель, которая опирается на духовные реальности, а не просто на мате­риальные аспекты. Главная цель — сознательно привести всё своё существование в гармонию с вечными законами природы и остаться полностью в сфере жизни как её неотделимая часть.

Точно так же, как жизнь состоит из последовательностей измене­ний и проблем преходящего характера. Жизнь можно рассматривать в целом как переходный этап к большому и более целенаправленному процессу. Каждый день своего существования человек сталкивается с рядом обстоятельств, которые иногда кажутся незначительными, а иногда мимолётными, но открывают возможности роста в направле­нии большей любви и мудрости. На протяжении всей жизни возни­кают кризисы, которые бросают нам ещё больший вызов и открывают ещё большие возможности для роста. Обычно большинство из нас до-

 



вольно лениво и вяло относятся к этим возможностям, откладывая уроки до тех пор, пока, наконец, не останется никакого выбора До тех пор пока мы чувствуем, что можем "обойтись без этого", мы избегаем смотреть в лицо своим слабостям, своим жестоким поступкам, своим бесчестным поступкам и тд. Тем не менее, сама цель тех вызовов, с ко­торыми мы сталкиваемся в жизни, заключается в том, что бы заста­вить нас научиться ещё больше любви и мудрости. Даже наследуемые нами миазматические предрасположенности служат этой цели.

Критический момент Истины для большинства людей на­ступает в момент смерти или непосредственно перед ней. В этот момент перехода человек сталкивается с фактом прекращения этого этапа существования. Он неизбежно размышляет о собы­тиях и смысле своей жизни. Столкнувшись с неизбежным и неотвратимым фактом прекращения жизни, человек смотрит на неё с другим отношением. Материалистические ценности, кото­рые так порабощали на протяжении всей жизни, отбрасываются; достойное сожаления и бесчестное поседение в прошлом видится в новом свете. Чувство глубокой печали и сожаления может за­хлестнуть человека, если он не сможет, наконец, посмотреть в глаза действительности и принять отпущение через исповедь и покаяние. Испытав это освобождение, человек чувствует себя го­товым встретить смерть спокойно и с удовлетворением.

Этот процесс может происходить во время крупных жизнен­ных кризисов, но в большинстве случаев он происходит в связи со смертью. Можно сказать, что этот момент — самый важный в жизни человека: он даже важнее момента самой смерти. Однако для того чтобы воспользоваться этим моментом духовного пре­ображения, человек должен осознавать себя. К сожалению, в этой возможности пациенту слишком часто отказывают в результате введения сильных наркотиков и транквилизаторов. Подавляю­щие методы лечения применяются с такой силой, что пациенты впадают, в конце концов, в старческое состояние, состояние им­бецильности и даже кому. Это бесчувственное и бесчеловечное обращение с умирающим пациентом оправдывается как новей­ший подход к современной науке, а потом врачи умывают руки, говоря: «Мы сделали всё, что могли». Между тем, пациента ли­шили возможности пережить самое важное событие в жизни.

Цель гомеопатии в течение жизни заключается в том, что ма­ксимально улучшить здоровье и максимально увеличить свободу че­ловека, чтобы он полностью использовать все возможности духовного роста и преображения. С приближением смерти роль го­меопатии меняется с процесса лечения на предложение пациенту максимальной степени осознания при минимальных страданиях. Так пациенту предоставляется возможность пережить переход смерти с достоинством, спокойствием, удовлетворением и свободой.


 

ГЛАВА20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОМЕОПАТИИ

Недостаточно просто предложить какую-нибудь мысль миру, а затем пассивно ждать, пока её не примет общество. Новые идеи всегда бросают вызов традиционным взглядам и структурам. Поэтому их принимают медленно и с большим трудом. Тем не менее, если идея основана на фундаментальной истине, то постепенно она будет принята, несмотря на многие препятствия. В такой ситуации находится гомеопатия.

В лице гомеопатии мы имеем метод лечения, который об­ладает глубокой ценностью для будущего наших обществ. Это не только терапия, которая может эффективно излечивать хро­нические заболевания, но и метод стимулирования защитного механизма и обеспечения равновесия конституции пациентов. Он может повысить степень продуктивности, креативности и спокойствия людей путём устранения восприимчивости к воз­мущающим влияниям. Этот факт сам по себе имеет порази­тельные следствия для нашего общества. Если мы представим себя какое-то время в будущем, когда гомеопатия станет глав­ным терапевтическим методом, и каждому члену общества будут доступны гомеопаты высоких стандартов, то мы сможем ясно увидеть мощное благоприятное влияние, которое могла бы оказать гомеопатия. По мере того как будут успешно выле­чиваться больше и больше людей, должно становиться меньше неэффективности в работе, будет меньшей тенденций к соци­ально разрушительным поступкам, которые отравляют жизнь наших обществ сегодня, будет меньше потребности в искусст­венных лекарствах, которые используются для того, чтобы ис­пытать мимолётное облегчение страданий, и будет больше тенденций среди людей совместно работать ради общих цен­ностей и достижения большей мудрости. По мере того как го­меопатия будет становиться всё шире признаваемым методом лечения, мировые лидеры будут получать доступ к лечению, которое уменьшит их личные реакции на стресс, и тем самым создавать ситуацию, в которой нации смогут принимать реше­ния о том, чтобы избежать конфликтов и создавать способы приведения своих отношений в гармонию.



Это видение последствий гомеопатии кажется, конечно, грандиозным, потому что никто на самом деле не верит, что про­стая терапия может иметь такие глубокие последствия. Однако это предположение возникает из фрагментированных и мате­риалистических взглядов, которые преобладают в стандартных сегодняшних методах лечения. В гомеопатии мы рассматриваем человека как единое духовное, психоэмоциональное и физиче­ское существо. Гомеопатия не просто удаляет болезнь из орга­низма, а укрепляет и гармонизирует сам источник жизни и творческих способностей в человеке. Это очень хорошо видно на повседневном опыте хороших врачей-гомеопатов и их паци­ентов; для них большое видение, описанное в предыдущем аб­заце, совсем не является преувеличенным, а совершенно разумным и практическим, учитывая, что предположение о при­нятие гомеопатии высоких стандартов является широко рас­пространённой практикой.

Конечно, это сильное предположение. Сегодняшняя ме­дицинская индустрия является одной из крупнейших инду­стрии в мире, если учесть множество практических врачей, больниц, фармацевтических компаний и все вспомогательные отрасли. В аллопатическую точку зрения на здоровье и болезнь делаются большие инвестиции. Невозможно надеяться и даже желать, чтобы такая структура изменилась за один день. Силы, которые поддерживают эту аккумулированную мощь, легко не примут настолько радикально иную систему, как гомеопатия. Каждое движение в направлении принятия гомеопатии будет неизбежно трудным и медленным.

Однако само общество уже претерпевает изменения, кото­рые создают надежду, что такой прогресс возможен. Всё больше и больше людей разочаровываются неудачами современной ал­лопатической медицины перед лицом хронических болезней; лежащие в основе медицины предположения подвергаются сомнению и открыто опровергаются. Испытываются разнооб­разные альтернативные методы лечения. В таком климате, если общественность ясно увидит систематическую науку гомеопа­тии и её принципы, которые базируются на естественных внев­ременных законах, возникнет мощная волна поддержки, в которой она нуждается для того, чтобы её приняли и широко распространяли.

Распространение гомеопатии по всему миру неизбежно будет постепенным процессом. В задачи этой книги не входит описание подробной стратегии завоевания гомеопатией по



праву причитающегося ей места, однако можно предложить краткий очерк очевидных этапов этого процесса.

Для начала, следует установить и тщательно испытать в клинических условиях наивысший и строжайший стандарт го­меопатии. Для этого надо тщательно готовить учителей в соо­тветствии с наивысшими стандартами. Эти учителя с помощью финансов и талантов заинтересованной общественности могут открыть школы дневного обучения для подготовки врачей-го­меопатов. Профессионализм и клинические успехи таких школ должны суметь преодолеть неизбежное политическое и юри­дическое сопротивление появлению новой профессии, и, в конце концов, будут установлены процедуры лицензирования, чтобы у общественности был способ отличить квалифициро­ванного врача от неквалифицированного. По мере создания школ и завоевания врачами-гомеопатами известности по месту жительства, может быть проведено официальное клиническое исследование с целью дать достоверное доказательство успеха гомеопатического лечения. Можно открыто пригласить вра­чей-аллопатов к участию в объективных исследованиях для сравнения эффективности этих двух методов. Одновременно физики должны провести исследования связанных с гомеопа­тическими препаратами электромагнитных процессов и их действия. По мере того как будут приобретать всё большую из­вестность успехи высококвалифицированных врачей, можно писать книги и статьи, чтобы улучшить понимание обще­ственностью истинных законов и принципов, управляющих здоровьем и болезнью.

Принятие гомеопатии по этому общему сценарию неиз­бежно будет происходить постепенно и потребует много вре­мени. Потрясают уже одни только финансовые последствия такой перемены. Хотя врачам-гомеопатам очень хорошо платят за большое время, которое они проводят с пациентами, общая стоимость всего медицинского обслуживания каждого паци­ента резко снизится. Вместо постоянной траты денег на пал­лиативные лекарства и всё более частую госпитализацию обществу придётся просто платить за относительно недорогой курс гомеопатического лечения, которое в большинстве слу­чаев будет включать интенсивное лечение в течение всего лишь нескольких месяцев, самое большое - нескольких лет. После этого визиты к врачу станут нечастыми и очень недорогими по сравнению с хроническими расходами на сегодняшнее алло­патическое медицинское обслуживание.



Фармацевтическая промышленность неизбежно претерпит резкие изменения. Скорее всего, она будет вынуждена сокра­титься до небольшой доли своих сегодняшних размеров. Резко сократится нагрузка на больницы, и они смогут сократить рас­ходы на здравоохранение (в противоположность бесконтроль­ному сегодняшнему росту больничных расходов). Весь контекст обучения врачей постепенно изменится с учётом есте­ственного механизма лечения вместо простого сосредоточения на конечных продуктах болезни. Конечно, ценность аллопати­ческих методов никогда не будет утрачена. Такие области, как экстренная медицинская помощь, хирургия, ортопедия и аку­шерство будут нужны всегда, как и часть паллиативного алло­патического лечения, но контекст аллопатической медицины будет помещён в более подходящую среду.

Хотя сегодняшний рост гомеопатии является и должен быть постепенным, есть все основания считать, что он будет постоянно ускоряться по мере роста понимания и принятия со стороны общественности.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ГАНЕМАНОВСКОЕ ИСПЫТАНИЕ ARSENICUM ALBUM

Трудно описать чрезмерную детализацию, с которой про­водится это тщательное испытание. Для того чтобы привести читателю хороший пример испытания, ниже цитируются боль­шие выдержки из оригинального испытания Ганеманом Arsenicum Album. Arsenicum Album — один из чаще всего исполь­зуемых препаратов в гомеопатической materia medica. Пере­численные симптомы представляют собой компиляцию симптомов случайных отравлений и симптомов, полученных испытателями. Полный отчёт об испытании занимает пятьде­сят одну страницу. Однако вряд ли кто-нибудь из читателей прочитает такое испытание полностью в данном тексте, и по­тому мы приводим здесь лишь часть испытания (полный отчёт см. в книге «Хронические болезни» Ганемана).

Arsenicum ПСИХИКА

Печаль и мрачность.

Меланхолия, печальное настроение после еды, с головной болью (через 80 часов).

Печальные, грустные мысли вечером в постели, как будто с родственниками может произойти какое-то несчастье.

Религиозная меланхолия и сдержанность.

Плачет, воет и говорит мало и кратко.

Пронзительные причитания, прерываемые обмороками.

Жалобные причитания о том, что перехватывает дыхание от крайне жестокой стянутости грудной клетки, сопровождаю­щейся крайне неприятным ощущением в животе. Всё это за­ставляет сгибаться пополам, кататься туда-сюда, затем снова вставать и ходить туда-сюда.

Длительные приступы муки.

Тревога и беспокойство во всём теле.


 

Тревога и дрожь, боится самого себя, что не удержится, и убьёт кого-нибудь ножом.

Тревога и жар, не дающие ему заснуть до полуночи, в тече­ние многих дней.

Тревога вечером, после того, как ляжет, и после полуночи, в 3 часа ночи, после пробуждения.

Сильная тревога ночью около 3 часов, иногда чувствует жар, а потом снова возникает ощущение, похожее на рвоту.

Тревога, мука.

Чрезмерная мука.

Совершенно невыносимая мука.

Сильная мука со стянутостью грудной клетки и затруднён­ным дыханием.

Внутренняя мука.

Смертельная мука.

Непрерывная мука, как раскаяние сознания, как будто он действовал в нарушение своего долга, не зная, в чём именно.

Сердечная мука, прерываемая обмороками.

Мука и тревога, так что постоянно падает в обморок.

Мука, крупная и мелкая дрожь с холодным потом на лице.

Сильная мука, крупная и мелкая дрожь с жестокой разры­вающей болью в животе.

Испытывая невыразимую муку, из-за своих усиливаю­щихся болей он, казалось, лежал на грани смерти.

Испытывая сильную муку, катается и мечется в постели.

Не может нигде найти покоя, постоянно меняет позу, хочет перебраться из одной постели в другую и лежать то здесь, то там.

Беспокойство, желает перебраться из одной постели в дру­гую.

Беспокойство и метания в постели с печалью и неутоли­мой жаждой.

Беспокойство с болями в голове, животе и коленях.

Ребёнок полон беспокойства, сердится и хнычет.

Беспокойство с ипохондрической тревогой как от посто­янного сидения в помещении, как будто из верхней половины грудной клетки, без сердцебиения (сразу).

Мука и страх; видит знакомого, которого нет, лежащим мёртвым на диване, и очень боится его.

Ничего не видит, кроме червей и жуков, которые ползают по его постели, от которых он хочет убежать и выбрасывает их полными пригоршнями.


Ничего не видит в своей комнате, кроме негодяев, и по­тому всегда заползает под кровать.

Весь его дом, также под его постелью, полон негодяев, от­чего его бросает в холодный пот, стекающий вниз по его телу.

Ночью бегает по всему дому и ищет воров.

Сильнейший страх и мука, круглосуточно видит привиде­ния.

Выпрыгивает из постели от страха и прячется в шкафу, из которого его лишь с трудом удаётся извлечь.

Нерешительность; чего-нибудь хочет, а когда пытается осу­ществить своё желание, малейший пустяк меняет его реши­мость, и тогда он уже не так хочет это иметь.

Большая серьёзность.

Когда один, впадает в мысли о болезни и других вещах, от которых легко может отвлечься.

Отчаивается в своей жизни.

Подавлен и плачет, думает, что ему ничто не может помочь, и ему всё равно придётся умереть. В то же время ему холодно и зябко, с последующим общим утомлением.

Сверхчувствительность психики; удручён, печален и мра­чен, беспокоится и хлопочет по малейшим пустякам.

Очень чувствителен к шуму.

Пуглив.

Слаб телом и душой, не может говорить без брюзжания. Го­ворит мало, но жалуется на муки.

Испытывает дискомфорт, ни в чём не находит удоволь­ствия.

Нетерпелив и тревожен.

Недоволен весь день и крайне досадует на себя, думает, что недостаточно работал, и очень горько упрекает себя.

Плохое настроение чередуется с мягкой добротой; в пло­хом настроении ни на кого не смотрит, ничего не слушает; иногда также плачет.

Плохое настроение утром в постели; в недовольстве раз­брасывает подушки, сбрасывает одеяло, раскрывается, ни на кого не смотрит, ничего не слушает.

Досадует по пустякам.

Досадует по каждому пустяку и не может остановиться, когда говорит о недостатках других.

Очень брюзглив и всем недоволен, во всём находит недо­статки; всё кажется слишком сильным и громким —любой раз­говор, каждый шум, любой свет.


Очень брюзглив и чувствителен; малейшие пустяки оби­жают и сердят его.

Очень брюзглив и страстен, капризен, обижается на каж­дое слово и сердится когда нечего ответить.

Склонен к саркастическим насмешкам.

Сильно рассердился, когда его заставили что-то есть, хотя у него совсем не было аппетита.

Его желания превышают его потребности; он ест и пьёт больше, чем ему надо; гуляя, уходит дальше, чем необходимо и хорошо для него.

Огромное безразличие и отсутствие сочувствия.

Безразличие к жизни.

Жизнь кажется безразличной к нему, он не видит в ней ни­какой ценности.

Спокойное хладнокровие; не беспокоится о приближении смерти, не надеется и не хочет выздороветь (остаточные явле­ния с двумя самоубийствами после приёма Arsenic).

Спокойствие души (у унылой меланхоличной женщины).

Спокойная твёрдая психика; сохраняет хладнокровие, что бы ни случилось.

Бодрое настроение, любит разговаривать с другими.

Больше склонен к бодрости и склонен занимать сам себя.

В первые минуты — большое спокойствие души и безмя­тежность, но спустя полчаса — чрезмерное беспокойство и тре­вога; представлял, что действие яда будет ужасным, и хотел остаться в живых (у подавленного самоубийцы).

Ослабление памяти.

Очень ненадёжная память в течение длительного времени.

Забывчивость, память подводит его.

Вялость и слабость в голове около полудня.

Вялость и головокружение в голове, так что не может думать.

Вялость и ощущение спутанности сознания в голове, как от сильного насморка и досады; ощущение, что голова — это фонарь.

Вялое ощущение в голое, как будто давно не спал, с 11 часов утра до 6 часов вечера.

Тупость в голове без боли.

Слабость рассудка.

Хроническая слабость ума.

Делирий.

Фантастический делирий, возвращающийся время от времени.

В голову лезет множество разных мыслей, от которых он не может из-за слабости отделаться, чтобы заняться какой-нибудь одной.


Органы чувств болезненно активны.

Отсутствие рассудка и внутренних и внешних чувств; он не видел, много дней не говорил, ничего не слышал и не понимал; когда кто-нибудь очень громко кричал ему в уши, он смотрел на присутствующих, как пьяный, очнувшийся от глубокого сна.

Он лежал в постели совершенно без чувств, бормотал не­разборчивые звуки с неподвижным взглядом, на лбу выступил холодный пот, всё тело дрожало; малый, твёрдый и учащённый пульс.

Сознание теряется или становится неразличимым.

Потеря чувств и сознания, так что он не знал, что с ним случилось.

Потеря сознания и речи.

Мысли блуждают, в то время как в открытых глазах нет соз­нания фантазий ни до, ни после.

Психоз; сначала головная боль, чрезмерная мука, шум возле ушей, как от множества больших колоколов, а когда от­крывает глаза, то всегда видит человека, который некоторое время назад повесился на чердаке дома и который беспре­станно умоляет его, чтобы он обрезал верёвку; он побежал туда с ножом, но поскольку не смог перерезать верёвку, впал в от­чаяние и захотел повеситься сам; когда ему помешали это сде­лать, он стал так беспокоен, что его едва можно было удержать в постели; он потерял дар речи, хотя всё понимает, а когда хочет выразить себя посредством письма, может делать лишь нераз­борчивые пометки, при этом дрожит, плачет, лоб покрыт потом от муки, он встаёт на колени и умоляюще поднимает руки.

Маниакальное возбуждение: пришлось заковать его в на­ручники, он пытается убежать.