ГЛАВА 1 8. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ПРЕПАРАТАМИ И ФАКТОРЫ, МЕШАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЮ ПРЕПАРАТОВ
На протяжении всей этой книги упоминались технические факторы, которые могут помешать действию препарата. В этой главе будет указана специфика этих факторов. С одной стороны, следует обратить внимание на то, как надо обращаться с самим препаратом, чтобы его деликатно потенцированное состояние не было разрушено до приёма пациентом. А с другой стороны, следует рассмотреть факторы, которые могут прервать действие препарата даже спустя месяцы или годы после его приёма.
После приобретения препарата в гомеопатической фармацевтической компании с ним следует обращаться правильно. Большинство гомеопатов держат в кабинете запас препаратов, которые дают непосредственно пациенту. Иногда они договариваются с местными фармацевтами о выдаче препаратов по рецепту. Приемлемы оба метода, если уделяется внимание условиям хранения лекарств. Препарат обычно продаётся в стеклянной пробирке с корковой или выложенной коркой пробкой. Для хранения следует пользоваться пробирками из цветного стекла, чтобы экранировать солнечные лучи, но пробирки, которые выдаются пациентам, могут быть сделаны из прозрачного стекла. Лекарства следует хранить в таком месте, где они не подвергаются воздействию прямого солнечного света, чрезмерной жары или холода, влажности или сильных запахов. Любое из этих физических воздействий может разрушить потенцию препарата.
Некоторые гомеопаты пользуются собственными методами введения лекарств, но я считаю, что единственной гарантией качества являются строгие профессиональные стандарты, поддерживаемые хорошими аптеками. Если не соблюдать такие стандарты, то лекарство часто может потерять активность даже до того, как оно попадёт к пациенту.
Проблема заключается в том, что потерявший активность препарат вряд л и будет распознан в течение довольно длитель-
ного времени. Если пациент возвращается без результата, то гомеопат скорее решит, что был выбран неправильный препарат, чем заподозрит, что дело в активности препарата. В процессе назначения гомеопатических препаратов и так много переменных, а потому рекомендуется хранить препараты в максимально контролируемых условиях.
Тем, кто держит препараты в своём кабинете, абсолютно необходимо повторно заказывать лекарство у гомеопатической фармацевтической компании всякий раз, когда оно кончается. Большое достоинство этой процедуры заключается в том, что она обеспечивает постоянный источник прибыли гомеопатическим компаниям, а это — единственный способ обеспечить непрерывное предложение надёжных лекарств. Даже если постоянно делать заказы наших препаратов аптекам, их расходы на приобретение будут пренебрежимо малы.
Несмотря на это соображение, многие гомеопаты очень хотят поддерживать непрерывное снабжение лекарствами свои собственные кабинеты. Тогда полезен такой компромиссный план: держать два набора препаратов. Один набор содержит препараты в «сухом» виде (на гранулах лактозы), готовые к приёму пациентом. Второй набор «запасных» препаратов хранится в жидком виде. Всякий раз, когда в пробирке кончаются гранулы, она заполняется гранулами без препарата, и они смачиваются несколькими каплями спиртового «запасного» раствора. Таким образом, любые потерявшие активность препараты активизируются от жидких «запасных» растворов, которые хранятся в пробирках из цветного стекла и открываются лишь в редких случаях, наконец, когда кончается жидкий «запасной» препарат, следует повторно заказать его в фармацевтической компании.
Как правило, гомеопатические препараты принимают так: помещают несколько гранул лактозы с препаратом на язык пациента. Можно подождать, пока они не растворятся на языке, но можно и проглотить их. Гомеопат должен научиться делать небольшую паузу перед тем, как открыть препарат, чтобы прислушаться к окружающим запахам. Кроме того, важно, чтобы в момент приёма пациент не был надушен.
Лучшее время для приёма препаратов - утром перед завтраком и чисткой зубов зубной пастой. Причина в том, что во время приёма препарата во рту не должно быть никаких сильных запахов (особенно ароматических, которые издают кам-
фара, перечная мята, лук, чеснок и т.п.). В присутствии таких запахов препарат может потерять активность в тот момент, когда его кладут на язык. Если препарат надо принять после еды, то надо подождать хотя бы полтора часа, чтобы свести к минимуму возможность, что во рту останется какой-нибудь сильный запах. Однако после приёма препарата пациент может есть уже примерно через 10 минут.
Когда нужны частые повторы, препараты часто дают в воде. Лучший метод — растворить несколько гранул раствора в стеклянном стакане, не пластмассовом) дистиллированной воды. Воду встряхивают до тех пор, пока гранулы не растворятся полностью, а затем всё содержимое принимают по инструкциям врача. Если на следующий день надо принять ещё одну дозу, то в стакан добавляют дистиллированной воды, плотно закрывают, а затем очень сильно встряхивают. После этого его можно хранить до следующего дня в таком месте, где он не подвергается воздействию прямого солнечного света, чрезмерной жары, чрезмерного холода или сильных запахов. После приёма следующей дозы процесс повторяют столько раз, сколько требуется. Эта процедура известна в гомеопатии как «добавление» и обычно используется при назначении низких потенций. Например, предположим, что пациенту дали потенцию 12х и сказали принимать её в «добавленном» виде ежедневно в течение десяти дней. В качестве очень грубого приближения можно сказать, что на второй день эта доза будет иметь потенцию 13х, на третий — 14х, на четвёртый - 15х, а на десятый день пациент примет потенцию 22х.
После успешного приёма препарата наше внимание обращается на множество факторов, которые могут антидотировать его действие после того, как организм среагирует на него. Это случается при вмешательстве в действие самого защитного механизма. В качестве общего правила можно сказать, что буквально всё, что оказывает на данного человека лекарственное действие, может антидотировать препарат. Всё, что вызывает гиперактивное, нервное состояние или химически индуцированное спокойное или сонливое состояние, может антидотировать действие препарата.
Важно помнить, что на самом деле антидотируется не препарат (хотя это выражение обычно используется для удобства), а сам защитный механизм, который возвращается в беспорядочное состояние под воздействием аллопатического лекар-
ства, кофе и т.п. Поэтому пациенты должны очень строго следить за употреблением некоторых веществ, которые нарушают работу защитного механизма и вызывают рецидив.
Самым важным антидотом являются аллопатические лекарства. В нашем мире такие лекарства, как болеутоляющие средства, антибиотики, транквилизаторы, успокаивающие средства и т.п., настолько обычны, что люди глотают их, не задумываясь. Тем не менее, это искусственные вещества мощного действия, которые могут быстро антидотировать гомеопатические препараты. Поэтому аллопатических лекарств следует строго избегать, если врач-гомеопат специально не разрешит принимать их.
Единственным исключением из этого правила являются слабые болеутоляющие средства, такие как аспирин, которые не смешаны с другими лекарствами. Если использовать их в умеренных количествах в острых состояниях, то они даже предпочтительнее гомеопатического лечения. Когда пациент подвергается длительному гомеопатическому лечению, краткосрочные и самоофаниченные острые недомогания не следует лечить гомеопатическими препаратами. Вместо этого лёгкие боли или недомогания следует лечить несколькими дозами аспирина.
Очень хорошо известным «антидотом» для препаратов является кофе. Гомеопатические пациенты должны избегать кофе совсем. Поскольку трудно заранее знать, какие пациенты чувствительны к кофе, а какие относительно хорошо его переносят, лучше всего принять в качестве абсолютной политики, что никто не должен пить кофе. Это относится как к тем, кто пьёт одну чашку кофе в день, так и к тем, кто пьёт три чашки в день. Не надо беспокоиться об очень малых количествах кофе, которые добавляются в кофейные пирожные или кофейное мороженое. Идея заключается в том, что кофе является лекарственным веществом, которое чрезмерно стимулирует нервную систему. У данного пациента любое количество, которое вызывает такую стимуляцию даже в малой степени, может вызвать рецидив. Обычные заменители, такие как чёрный чай, если его пить в количествах, не вызывающих чрезмерной стимуляции, кофе без кофеина, кофе из злаков и т.п., допустимы.
Распространённая практика использования в качестве напитка чая из трав требует особого внимания. Обычные травные чаи не мешают действию препаратов, но лучше время от
времени их менять: ежедневное использование одного травного чая может привести к накоплению достаточно сильной дозы, чтобы возник лекарственный эффект, — стимуляция, седативное действие, налаживание пищеварения, регулирование деятельности кишечника, диурез и т.п., и тогда его следует избегать.
Камфара - вещество, которое может антидотировать гомеопатические препараты. Обычные мази и «паровые втирания», используемые при «простуде грудной клетки», обычно содержат в больших количествах камфару. Кроме того, большинство видов помады содержат большое количество камфары, и её следует избегать. Даже воздействие густых паров камфары может антидотировать препараты. Однако не надо становиться чрезмерно осторожным в отношении небольших количеств камфары в косметике. Достаточно читать этикетки и избегать веществ с сильным запахом.
Часто наблюдалось, что лечение зубов антидотирует действие препаратов. Если пациент только начинает гомеопатическое лечение и знает, что в ближайшем будущем ему надо будет лечить зубы, то лучше всего отложить гомеопатическое лечение до завершения стоматологических процедур. Если лечение зубов становится необходимым после приёма гомеопатического препарата, то следует свести к минимуму использование анестетиков. Кроме того, зубного врача следует попросить не пользоваться веществами и сильным запахом, особенно гвоздичным маслом или соединениями, в состав которых входит много мяты, либо свести их использование к минимуму.
Есть случаи, когда даже мята в зубной пасте антидотиро-вала препараты. Эти случаи встречаются достаточно часто, и гомеопат, по крайней мере, должен знать о такой возможности.
Наблюдалось также, что гомеопатическое лечение антидо-тируют различные терапевтические процедуры. Минеральные ванны, большие дозы витаминов, акупунктура, контрастный массаж и траволечение в отдельных случаях антидотируют гомеопатическое лечение. По этой причине их следует избегать во время гомеопатического лечения.
В качестве общего правила следует сказать, что употребляемые в пищу вещества не вносят в систему беспорядок, достаточный для того, чтобы антидотировать препараты. Обычные виды пищи, по-видимому, не оказывают лекар-
ственного действия в обычных количествах, и потому они не мешают гомеопатическому лечению. Интересно, что это верно в отношении сигарет и алкоголя: по наблюдениям, ни то, ни другое не мешает гомеопатическим препаратам.
ГЛАВА 19. ГОМЕОПАТИЯ ДЛЯ УМИРАЮЩЕГО ПАЦИЕНТА
Последние две главы этой части будут посвящены некоторым размышлениям о роли гомеопатии. Эти мнения не содержат информации, необходимой врачу-гомеопату для практики, но они затрагивают вопросы, которые поднимаются в философских разговорах о гомеопатии. Эти взгляды представляют собой исключительно личные размышления, и их не следует считать частью общепринятого гомеопатического знания.
Смерть является критической точкой перехода, которая может быть так же важна для сознательного роста человека, как и любой иной кризис, происходящий в течение жизни. По этой причине гомеопатия играет очень важную роль, помогая пациенту совершить этот переход. Каждому человеку следует дать возможность умереть с меньшими страданиями и в состоянии максимальной ясности сознания.
Вероятно, всякий легко согласится с необходимостью свести к минимуму страдания во время смерти, но мало думают о необходимости одновременно повысить до максимума способность пациента сознавать происходящее вокруг. Современные больницы слишком часто держат пациентов в накачанном лекарствами состоянии, как «овощи», отделяя их от любви и поддержки семьи и друзей. Оправданием такой практики служит утверждение, что ничего больше сделать нельзя, а поскольку врачи должны что-нибудь делать, чтобы свести к минимуму муки пациента, они чувствуют себя вправе вводить несчастного пациента в состояние помрачения сознания.
На протяжении всей этой книги постоянно говорилось, что человеческий опыт не является хаотическим или случайным процессом. На этом плане существования в жизни есть смысл — цель, которая опирается на духовные реальности, а не просто на материальные аспекты. Главная цель — сознательно привести всё своё существование в гармонию с вечными законами природы и остаться полностью в сфере жизни как её неотделимая часть.
Точно так же, как жизнь состоит из последовательностей изменений и проблем преходящего характера. Жизнь можно рассматривать в целом как переходный этап к большому и более целенаправленному процессу. Каждый день своего существования человек сталкивается с рядом обстоятельств, которые иногда кажутся незначительными, а иногда мимолётными, но открывают возможности роста в направлении большей любви и мудрости. На протяжении всей жизни возникают кризисы, которые бросают нам ещё больший вызов и открывают ещё большие возможности для роста. Обычно большинство из нас до-
вольно лениво и вяло относятся к этим возможностям, откладывая уроки до тех пор, пока, наконец, не останется никакого выбора До тех пор пока мы чувствуем, что можем "обойтись без этого", мы избегаем смотреть в лицо своим слабостям, своим жестоким поступкам, своим бесчестным поступкам и тд. Тем не менее, сама цель тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся в жизни, заключается в том, что бы заставить нас научиться ещё больше любви и мудрости. Даже наследуемые нами миазматические предрасположенности служат этой цели.
Критический момент Истины для большинства людей наступает в момент смерти или непосредственно перед ней. В этот момент перехода человек сталкивается с фактом прекращения этого этапа существования. Он неизбежно размышляет о событиях и смысле своей жизни. Столкнувшись с неизбежным и неотвратимым фактом прекращения жизни, человек смотрит на неё с другим отношением. Материалистические ценности, которые так порабощали на протяжении всей жизни, отбрасываются; достойное сожаления и бесчестное поседение в прошлом видится в новом свете. Чувство глубокой печали и сожаления может захлестнуть человека, если он не сможет, наконец, посмотреть в глаза действительности и принять отпущение через исповедь и покаяние. Испытав это освобождение, человек чувствует себя готовым встретить смерть спокойно и с удовлетворением.
Этот процесс может происходить во время крупных жизненных кризисов, но в большинстве случаев он происходит в связи со смертью. Можно сказать, что этот момент — самый важный в жизни человека: он даже важнее момента самой смерти. Однако для того чтобы воспользоваться этим моментом духовного преображения, человек должен осознавать себя. К сожалению, в этой возможности пациенту слишком часто отказывают в результате введения сильных наркотиков и транквилизаторов. Подавляющие методы лечения применяются с такой силой, что пациенты впадают, в конце концов, в старческое состояние, состояние имбецильности и даже кому. Это бесчувственное и бесчеловечное обращение с умирающим пациентом оправдывается как новейший подход к современной науке, а потом врачи умывают руки, говоря: «Мы сделали всё, что могли». Между тем, пациента лишили возможности пережить самое важное событие в жизни.
Цель гомеопатии в течение жизни заключается в том, что максимально улучшить здоровье и максимально увеличить свободу человека, чтобы он полностью использовать все возможности духовного роста и преображения. С приближением смерти роль гомеопатии меняется с процесса лечения на предложение пациенту максимальной степени осознания при минимальных страданиях. Так пациенту предоставляется возможность пережить переход смерти с достоинством, спокойствием, удовлетворением и свободой.
ГЛАВА20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОМЕОПАТИИ
Недостаточно просто предложить какую-нибудь мысль миру, а затем пассивно ждать, пока её не примет общество. Новые идеи всегда бросают вызов традиционным взглядам и структурам. Поэтому их принимают медленно и с большим трудом. Тем не менее, если идея основана на фундаментальной истине, то постепенно она будет принята, несмотря на многие препятствия. В такой ситуации находится гомеопатия.
В лице гомеопатии мы имеем метод лечения, который обладает глубокой ценностью для будущего наших обществ. Это не только терапия, которая может эффективно излечивать хронические заболевания, но и метод стимулирования защитного механизма и обеспечения равновесия конституции пациентов. Он может повысить степень продуктивности, креативности и спокойствия людей путём устранения восприимчивости к возмущающим влияниям. Этот факт сам по себе имеет поразительные следствия для нашего общества. Если мы представим себя какое-то время в будущем, когда гомеопатия станет главным терапевтическим методом, и каждому члену общества будут доступны гомеопаты высоких стандартов, то мы сможем ясно увидеть мощное благоприятное влияние, которое могла бы оказать гомеопатия. По мере того как будут успешно вылечиваться больше и больше людей, должно становиться меньше неэффективности в работе, будет меньшей тенденций к социально разрушительным поступкам, которые отравляют жизнь наших обществ сегодня, будет меньше потребности в искусственных лекарствах, которые используются для того, чтобы испытать мимолётное облегчение страданий, и будет больше тенденций среди людей совместно работать ради общих ценностей и достижения большей мудрости. По мере того как гомеопатия будет становиться всё шире признаваемым методом лечения, мировые лидеры будут получать доступ к лечению, которое уменьшит их личные реакции на стресс, и тем самым создавать ситуацию, в которой нации смогут принимать решения о том, чтобы избежать конфликтов и создавать способы приведения своих отношений в гармонию.
Это видение последствий гомеопатии кажется, конечно, грандиозным, потому что никто на самом деле не верит, что простая терапия может иметь такие глубокие последствия. Однако это предположение возникает из фрагментированных и материалистических взглядов, которые преобладают в стандартных сегодняшних методах лечения. В гомеопатии мы рассматриваем человека как единое духовное, психоэмоциональное и физическое существо. Гомеопатия не просто удаляет болезнь из организма, а укрепляет и гармонизирует сам источник жизни и творческих способностей в человеке. Это очень хорошо видно на повседневном опыте хороших врачей-гомеопатов и их пациентов; для них большое видение, описанное в предыдущем абзаце, совсем не является преувеличенным, а совершенно разумным и практическим, учитывая, что предположение о принятие гомеопатии высоких стандартов является широко распространённой практикой.
Конечно, это сильное предположение. Сегодняшняя медицинская индустрия является одной из крупнейших индустрии в мире, если учесть множество практических врачей, больниц, фармацевтических компаний и все вспомогательные отрасли. В аллопатическую точку зрения на здоровье и болезнь делаются большие инвестиции. Невозможно надеяться и даже желать, чтобы такая структура изменилась за один день. Силы, которые поддерживают эту аккумулированную мощь, легко не примут настолько радикально иную систему, как гомеопатия. Каждое движение в направлении принятия гомеопатии будет неизбежно трудным и медленным.
Однако само общество уже претерпевает изменения, которые создают надежду, что такой прогресс возможен. Всё больше и больше людей разочаровываются неудачами современной аллопатической медицины перед лицом хронических болезней; лежащие в основе медицины предположения подвергаются сомнению и открыто опровергаются. Испытываются разнообразные альтернативные методы лечения. В таком климате, если общественность ясно увидит систематическую науку гомеопатии и её принципы, которые базируются на естественных вневременных законах, возникнет мощная волна поддержки, в которой она нуждается для того, чтобы её приняли и широко распространяли.
Распространение гомеопатии по всему миру неизбежно будет постепенным процессом. В задачи этой книги не входит описание подробной стратегии завоевания гомеопатией по
праву причитающегося ей места, однако можно предложить краткий очерк очевидных этапов этого процесса.
Для начала, следует установить и тщательно испытать в клинических условиях наивысший и строжайший стандарт гомеопатии. Для этого надо тщательно готовить учителей в соответствии с наивысшими стандартами. Эти учителя с помощью финансов и талантов заинтересованной общественности могут открыть школы дневного обучения для подготовки врачей-гомеопатов. Профессионализм и клинические успехи таких школ должны суметь преодолеть неизбежное политическое и юридическое сопротивление появлению новой профессии, и, в конце концов, будут установлены процедуры лицензирования, чтобы у общественности был способ отличить квалифицированного врача от неквалифицированного. По мере создания школ и завоевания врачами-гомеопатами известности по месту жительства, может быть проведено официальное клиническое исследование с целью дать достоверное доказательство успеха гомеопатического лечения. Можно открыто пригласить врачей-аллопатов к участию в объективных исследованиях для сравнения эффективности этих двух методов. Одновременно физики должны провести исследования связанных с гомеопатическими препаратами электромагнитных процессов и их действия. По мере того как будут приобретать всё большую известность успехи высококвалифицированных врачей, можно писать книги и статьи, чтобы улучшить понимание общественностью истинных законов и принципов, управляющих здоровьем и болезнью.
Принятие гомеопатии по этому общему сценарию неизбежно будет происходить постепенно и потребует много времени. Потрясают уже одни только финансовые последствия такой перемены. Хотя врачам-гомеопатам очень хорошо платят за большое время, которое они проводят с пациентами, общая стоимость всего медицинского обслуживания каждого пациента резко снизится. Вместо постоянной траты денег на паллиативные лекарства и всё более частую госпитализацию обществу придётся просто платить за относительно недорогой курс гомеопатического лечения, которое в большинстве случаев будет включать интенсивное лечение в течение всего лишь нескольких месяцев, самое большое - нескольких лет. После этого визиты к врачу станут нечастыми и очень недорогими по сравнению с хроническими расходами на сегодняшнее аллопатическое медицинское обслуживание.
Фармацевтическая промышленность неизбежно претерпит резкие изменения. Скорее всего, она будет вынуждена сократиться до небольшой доли своих сегодняшних размеров. Резко сократится нагрузка на больницы, и они смогут сократить расходы на здравоохранение (в противоположность бесконтрольному сегодняшнему росту больничных расходов). Весь контекст обучения врачей постепенно изменится с учётом естественного механизма лечения вместо простого сосредоточения на конечных продуктах болезни. Конечно, ценность аллопатических методов никогда не будет утрачена. Такие области, как экстренная медицинская помощь, хирургия, ортопедия и акушерство будут нужны всегда, как и часть паллиативного аллопатического лечения, но контекст аллопатической медицины будет помещён в более подходящую среду.
Хотя сегодняшний рост гомеопатии является и должен быть постепенным, есть все основания считать, что он будет постоянно ускоряться по мере роста понимания и принятия со стороны общественности.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГАНЕМАНОВСКОЕ ИСПЫТАНИЕ ARSENICUM ALBUM
Трудно описать чрезмерную детализацию, с которой проводится это тщательное испытание. Для того чтобы привести читателю хороший пример испытания, ниже цитируются большие выдержки из оригинального испытания Ганеманом Arsenicum Album. Arsenicum Album — один из чаще всего используемых препаратов в гомеопатической materia medica. Перечисленные симптомы представляют собой компиляцию симптомов случайных отравлений и симптомов, полученных испытателями. Полный отчёт об испытании занимает пятьдесят одну страницу. Однако вряд ли кто-нибудь из читателей прочитает такое испытание полностью в данном тексте, и потому мы приводим здесь лишь часть испытания (полный отчёт см. в книге «Хронические болезни» Ганемана).
Arsenicum ПСИХИКА
Печаль и мрачность.
Меланхолия, печальное настроение после еды, с головной болью (через 80 часов).
Печальные, грустные мысли вечером в постели, как будто с родственниками может произойти какое-то несчастье.
Религиозная меланхолия и сдержанность.
Плачет, воет и говорит мало и кратко.
Пронзительные причитания, прерываемые обмороками.
Жалобные причитания о том, что перехватывает дыхание от крайне жестокой стянутости грудной клетки, сопровождающейся крайне неприятным ощущением в животе. Всё это заставляет сгибаться пополам, кататься туда-сюда, затем снова вставать и ходить туда-сюда.
Длительные приступы муки.
Тревога и беспокойство во всём теле.
Тревога и дрожь, боится самого себя, что не удержится, и убьёт кого-нибудь ножом.
Тревога и жар, не дающие ему заснуть до полуночи, в течение многих дней.
Тревога вечером, после того, как ляжет, и после полуночи, в 3 часа ночи, после пробуждения.
Сильная тревога ночью около 3 часов, иногда чувствует жар, а потом снова возникает ощущение, похожее на рвоту.
Тревога, мука.
Чрезмерная мука.
Совершенно невыносимая мука.
Сильная мука со стянутостью грудной клетки и затруднённым дыханием.
Внутренняя мука.
Смертельная мука.
Непрерывная мука, как раскаяние сознания, как будто он действовал в нарушение своего долга, не зная, в чём именно.
Сердечная мука, прерываемая обмороками.
Мука и тревога, так что постоянно падает в обморок.
Мука, крупная и мелкая дрожь с холодным потом на лице.
Сильная мука, крупная и мелкая дрожь с жестокой разрывающей болью в животе.
Испытывая невыразимую муку, из-за своих усиливающихся болей он, казалось, лежал на грани смерти.
Испытывая сильную муку, катается и мечется в постели.
Не может нигде найти покоя, постоянно меняет позу, хочет перебраться из одной постели в другую и лежать то здесь, то там.
Беспокойство, желает перебраться из одной постели в другую.
Беспокойство и метания в постели с печалью и неутолимой жаждой.
Беспокойство с болями в голове, животе и коленях.
Ребёнок полон беспокойства, сердится и хнычет.
Беспокойство с ипохондрической тревогой как от постоянного сидения в помещении, как будто из верхней половины грудной клетки, без сердцебиения (сразу).
Мука и страх; видит знакомого, которого нет, лежащим мёртвым на диване, и очень боится его.
Ничего не видит, кроме червей и жуков, которые ползают по его постели, от которых он хочет убежать и выбрасывает их полными пригоршнями.
Ничего не видит в своей комнате, кроме негодяев, и потому всегда заползает под кровать.
Весь его дом, также под его постелью, полон негодяев, отчего его бросает в холодный пот, стекающий вниз по его телу.
Ночью бегает по всему дому и ищет воров.
Сильнейший страх и мука, круглосуточно видит привидения.
Выпрыгивает из постели от страха и прячется в шкафу, из которого его лишь с трудом удаётся извлечь.
Нерешительность; чего-нибудь хочет, а когда пытается осуществить своё желание, малейший пустяк меняет его решимость, и тогда он уже не так хочет это иметь.
Большая серьёзность.
Когда один, впадает в мысли о болезни и других вещах, от которых легко может отвлечься.
Отчаивается в своей жизни.
Подавлен и плачет, думает, что ему ничто не может помочь, и ему всё равно придётся умереть. В то же время ему холодно и зябко, с последующим общим утомлением.
Сверхчувствительность психики; удручён, печален и мрачен, беспокоится и хлопочет по малейшим пустякам.
Очень чувствителен к шуму.
Пуглив.
Слаб телом и душой, не может говорить без брюзжания. Говорит мало, но жалуется на муки.
Испытывает дискомфорт, ни в чём не находит удовольствия.
Нетерпелив и тревожен.
Недоволен весь день и крайне досадует на себя, думает, что недостаточно работал, и очень горько упрекает себя.
Плохое настроение чередуется с мягкой добротой; в плохом настроении ни на кого не смотрит, ничего не слушает; иногда также плачет.
Плохое настроение утром в постели; в недовольстве разбрасывает подушки, сбрасывает одеяло, раскрывается, ни на кого не смотрит, ничего не слушает.
Досадует по пустякам.
Досадует по каждому пустяку и не может остановиться, когда говорит о недостатках других.
Очень брюзглив и всем недоволен, во всём находит недостатки; всё кажется слишком сильным и громким —любой разговор, каждый шум, любой свет.
Очень брюзглив и чувствителен; малейшие пустяки обижают и сердят его.
Очень брюзглив и страстен, капризен, обижается на каждое слово и сердится когда нечего ответить.
Склонен к саркастическим насмешкам.
Сильно рассердился, когда его заставили что-то есть, хотя у него совсем не было аппетита.
Его желания превышают его потребности; он ест и пьёт больше, чем ему надо; гуляя, уходит дальше, чем необходимо и хорошо для него.
Огромное безразличие и отсутствие сочувствия.
Безразличие к жизни.
Жизнь кажется безразличной к нему, он не видит в ней никакой ценности.
Спокойное хладнокровие; не беспокоится о приближении смерти, не надеется и не хочет выздороветь (остаточные явления с двумя самоубийствами после приёма Arsenic).
Спокойствие души (у унылой меланхоличной женщины).
Спокойная твёрдая психика; сохраняет хладнокровие, что бы ни случилось.
Бодрое настроение, любит разговаривать с другими.
Больше склонен к бодрости и склонен занимать сам себя.
В первые минуты — большое спокойствие души и безмятежность, но спустя полчаса — чрезмерное беспокойство и тревога; представлял, что действие яда будет ужасным, и хотел остаться в живых (у подавленного самоубийцы).
Ослабление памяти.
Очень ненадёжная память в течение длительного времени.
Забывчивость, память подводит его.
Вялость и слабость в голове около полудня.
Вялость и головокружение в голове, так что не может думать.
Вялость и ощущение спутанности сознания в голове, как от сильного насморка и досады; ощущение, что голова — это фонарь.
Вялое ощущение в голое, как будто давно не спал, с 11 часов утра до 6 часов вечера.
Тупость в голове без боли.
Слабость рассудка.
Хроническая слабость ума.
Делирий.
Фантастический делирий, возвращающийся время от времени.
В голову лезет множество разных мыслей, от которых он не может из-за слабости отделаться, чтобы заняться какой-нибудь одной.
Органы чувств болезненно активны.
Отсутствие рассудка и внутренних и внешних чувств; он не видел, много дней не говорил, ничего не слышал и не понимал; когда кто-нибудь очень громко кричал ему в уши, он смотрел на присутствующих, как пьяный, очнувшийся от глубокого сна.
Он лежал в постели совершенно без чувств, бормотал неразборчивые звуки с неподвижным взглядом, на лбу выступил холодный пот, всё тело дрожало; малый, твёрдый и учащённый пульс.
Сознание теряется или становится неразличимым.
Потеря чувств и сознания, так что он не знал, что с ним случилось.
Потеря сознания и речи.
Мысли блуждают, в то время как в открытых глазах нет сознания фантазий ни до, ни после.
Психоз; сначала головная боль, чрезмерная мука, шум возле ушей, как от множества больших колоколов, а когда открывает глаза, то всегда видит человека, который некоторое время назад повесился на чердаке дома и который беспрестанно умоляет его, чтобы он обрезал верёвку; он побежал туда с ножом, но поскольку не смог перерезать верёвку, впал в отчаяние и захотел повеситься сам; когда ему помешали это сделать, он стал так беспокоен, что его едва можно было удержать в постели; он потерял дар речи, хотя всё понимает, а когда хочет выразить себя посредством письма, может делать лишь неразборчивые пометки, при этом дрожит, плачет, лоб покрыт потом от муки, он встаёт на колени и умоляюще поднимает руки.
Маниакальное возбуждение: пришлось заковать его в наручники, он пытается убежать.