ГЛАВА 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Научный дискурс можно подразделить на такие жанры, как диссертация, монография, статья и доклад. Первые три вида относятся к письменному, а последний к устному жанру научного творчества. По отношению к информативность можно выделить также вторичные научные жанры, к которым относятся тезисы доклада, аннотация, резюме и реферат.

Диссертация [лат. dissertatio – рассуждение, исследование], квалификационная научная работа, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность результатов исследования, научных положений, выдвигаемых соискателем ученой степени для публичной защиты, и свидетельствующих о его личном вкладе в науку в качестве ученого. Диссертация представляет собой развернутый текст, в котором выдвигаются ряд положений, каждое из них поочередно рассматривается со всех сторон, в результате чего освещаются все плюсы и минусы, делается вывод. Так по каждому положению отдельно. В заключение делается общий вывод, все логично подводится к общему знаменателю. При этом все таблицы, формулы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п. служат только как наглядный дополнительный материал, способствующий обоснованию, доказательству какой-либо идеи. Следовательно, само доказательство, ход рассуждения в диссертации должно быть как можно более полным и развернутым, как можно более убедительным.

Монография – научный дискурс, изданный в виде книги, где содержится полное всестороннее изложение результатов глубокого теоретического и (или) экспериментального исследования одной научной проблемы. Монография может быть написана как индивидуально, так и коллективно. Объем монографии как правило превышает 3 печатных листа (1 п.л. – 40 тыс. печатных знаков вместе с проблемами).

Научная статья – сочинение небольшого размера, если можно так выразиться, краткая монография, то есть формально статьей можно назвать дискурс, имеющий объем менее 3 п.л., и опубликованный в научном журнале или сборнике научных статей.

Доклад – публичное устное развернутое выступление, посвященное изложению какой-либо темы.

Минимальной структурной единицей текста служит предложение. Ряд предложений, объединенных тематически составляют абзац. Предложения внутри абзаца всегда расположены в определенном порядке.

Классическая структура абзаца включает три части: абзацный зачин, абзацную фразу и концовку абзаца. Зачин необходим для формулировки основной темы, здесь как бы сообщается, о чём пойдёт речь дальше. Абзацная фраза, состоит из нескольких предложений, содержащих основную информацию. Концовка содержит пояснение и комментарии, а применяется тогда, когда необходимо подвести итог сказанному в абзаце. Как правило, комментирующая часть присоединяется словами: поэтому, таким образом, в этой связи, в результате этого и т.д. Например:

Учитель стремился не только научить учащихся правильно и выразительно читать, грамотно писать, но и рассуждать. При обучении большое внимание уделялось развитию внимательности, формированию умений и навыков устного рассказа, заучиванию на память стихов. Изучение фольклора, составление устных рассказов, сочинения из личной жизни учащихся, ведение дневников, летописи школы давали возможность овладеть в совершенстве языком как средством выражения мысли. Такой подход воспитывал у учащихся любовь к Родине, родной природе, народу.

Абзац может быть двухсоставным. Двухсоставный абзац чаще всего состоит из предложения-зачина и нескольких предложений абзацной фразы.

Идеи передового педагогического опыта не являются абсолютно новыми, свойственными только современному уровню развития педагогической науки и практики. Для педагогической науки значительный интерес представляют обобщённые знания о развитии этих идей в разные исторические периоды. В нашем исследовании подробно рассматриваются состояние и тенденции развития педагогической мысли и науки в разные исторические периоды. В связи с этим мы охарактеризовали развитие идей передового педагогического опыта в России. Педагогический опыт, зарождаясь на ранних этапах развития человеческого общества, играл исключительно важную роль в воспитании и обучении.

Зачином можно именовать первое предложение абзаца. Зачин играет существенную роль в абзаце. Заглавное предложение нацеливает реципиента на восприятие последующей информации. Очень часто именно в зачине и в концовке содержится обобщение главного содержания абзаца, в таком случае зачин превращается в ключевое, стержневое предложение.

В абзацной фразе, то есть в средней части абзаца предложения следуют друг за другом в порядке уменьшения или возрастания их смысловой нагрузки. Нередко их последовательность уточняется с помощью цифр или вводных слов, типа: во-первых, во-вторых и т.д. Такая композиция средней части называется дедукция жесткого типа.

В настоящее время выделяются три основных подхода к культурологии: во-первых, культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру, дающих систему знаний о культуре; во-вторых, культурология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина; в-третьих, культурология представляется как раздел дисциплин, изучающих культуру.

Средняя часть дедукции гибкого типа отличается тем, что смысловой вес предложений не влияет на порядок их расположения. В таком случае суммарный смысл никак не зависит от порядка следования предложений в средней части абзаца.

Дальнейшее развитие экспериментального образовательного учреждения было связано с превращением его в региональный центр единого образовательного пространства. Мы начали сотрудничать на договорных началах с профессиональными учебными заведениями, библиотеками, музеями, произошло объединение с расположенными в микрорайоне детскими садами, подростковым клубом «Ровесник», открылись филиалы хоровой и художественной школы, на базе которых образовался досуговый центр. В штат лицея были зачислены педагоги дополнительного образования.

Помимо дедуктивной бывает и индуктивная структура. В таком случае абзац приобретает заключающее предложение.

Как показывают наши исследования, ведущее место в управлении внедрением принадлежит созданию системы работы с молодыми начинающими педагогами. Этот аспект проблемы слабо исследован и не приближен к практике. Поэтому мы, в соответствии с целью и задачами диссертационной работы, более подробно останавливаемся на этой проблеме, рассматривая содержание, формы и методы работы с молодыми учителями.

Дедуктивно-индуктивным типом абзаца является кольцевая или рамочная, композиция. Её называют также обрамлением. Представление в абзаце зачина и концовки, иначе говоря, образование рамки или кольца может быть произведено двумя способами: путем использования простого повтора, инициального предложения; применением перифрастического варианта обобщения, составляющего ключевую мысль абзаца.

Специфическим видом является абзац, состоящий из одного предложения, выполняющего роль логической связки между смысловыми кусками.

Существенным признаком текста является структурированность, что в свою очередь предполагает связность и тематичность. При отсутствии связи это будет простой набор отдельных предложений, ибо именно связь между предложениями (повторы и т.п.) придает тексту формальное единство, а тематичность – содержательную цельность. Тематичность текста предполагает наличие двух противоположностей, выраженных темой и ремой. Любое высказывание включает в себя тему и рему.

return false">ссылка скрыта

Тема [греч. théma – то, что положено (в основу)] – предмет сообщения, логический субъект суждения – один из двух основных компонентов высказывания, известная информация, которая называется или подразумевается в тексте. Тема содержит второстепенную информацию. Тема не сообщает новой информации, но обеспечивает связь данного высказывания с контекстом, то есть тема «скрепляет» текст.

Рема [гр. rhēma – слово, изречение, букв. сказанное] – один из двух основных компонентов высказывания, логический предикат суждения, та дополнительная информация о предмете сообщения, которая заключается в тексте. Рема, как и тема выделяется на любом уровне текста. В предложении рема распознаётся по логическому ударению, может выделяться выделительно-ограничительными наречиями («именно», «только»). Обычно тема помещается в начале предложения, а рема – в конце. Это так называемый прямой порядок, в соответствии с ним строится и структура дискурса, когда вначале преподносится исторический и логический анализ разработанной литературы по теме исследования, что выводит на некоторый пробел, который заполняется соискателем теоретически и проверяется опытно-экспериментальным путём. Рема содержит главную (новую) информацию, однако полнота информации создаётся сочетанием ремы и темы.

По структуре текст членится на предложения, которые объединены в абзацы, абзацы – в сверхфразовое единство. Сверхфразовое единство – микротекст, отрезок речи, объединённый общностью темы в смысловой блок. Попутно можно заметить, что сверхфразовые единства в тексте объединены в параграфы, параграфы – в главы. Следовательно, текст имеет иерархическое строение, где тема абзаца выступает как часть темы сверхфразового единства, тема сверхфразового единства выступает частью более крупного смыслового образования, которое составляет тему всего текста.

Связь между предложениями, между абзацами и сверхфразовыми единствами, как говорилось выше, может быть последовательная (линейная, цепная), параллельная и смешанная (перекрёстная).

1) Первая попытка теоретического осознания понятия рефлексия появилась в эпоху Возрождения, когда в формировании общественного сознания возросла индивидуальная ценность человека. 2) Рефлексия как философская категория прошла сложный и длительный путь своего развития. 3) В эпоху Нового времени, благодаря философии антропоцентризма, провозгласившей человека в центре мироздания, рефлексия начинает соотноситься с категорией мышления.

 
 

Рис. 4. Структура последовательной связи предложений внутри аб
 
 

заца

Последовательная (линейная, цепная) связь предложений внутри абзаца характеризуется тем, что рематическая часть каждого предыдущего предложения становится темой последующего предложения, каждое последующее предложение вытекает из предыдущего. Говоря языком логики, то, что было предикатом (ремой) предыдущего, становится субъектом (темой) последующего предложения (См. рис. 4).

При параллельной связи контекста внутри единого абзаца, как это отражено схематично на рис. 5, тема каждого из предложений, составляющих данное фразовое единство, остается неизменной, и в каждом предложении докомплектовывается новой ремой. Несколько последующих предложений поясняют с разных сторон, раскрывают различные аспекты первого предложения, то есть с позиций логики у них одинаковые субъекты (тема) и разные предикаты (рема).

 

Рис. 5. Структура параллельной связи контекста внутри абзаца

В структуру профессиональной компетентности входят субъектный, объектный и предметный компоненты. А) Субъектный компонент выражает качественное своеобразие специалиста как целеобразовывающего, производящего и развивающего существа, умеющего осуществлять профессиональную самодиагностику, самоизменение, самооценку и самоанализ, а также диагностику, изменение, оценку и анализ профессиональной деятельности и её результатов. В) Объектный компонент характеризует процесс создания специалистом системы профессиональной деятельности и обеспечения её функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощённому результату. С) Предметный компонент составляет продукт совместно-распределённой деятельности специалиста-гуманитария и человека или группы людей, получающих от него профессиональную помощь и услуги.

Абзацы со смешанным типом связи имеют как последовательную, так и параллельную связь (См. рис. 6).

Лингвисты [58, С. 523] указывают, что сверхфразовое единство по объёму и функциям занимает промежуточное место между всем текстом и абзацем, и поэтому ему свойственны особенности и того и другого. Оно, как и абзац, подчиняется общей теме изложения, но является более самостоятельным. Его начало и конец могут быть построены по принципу внутреннего начала и конца и по принципам абсолютного начала и конца. Сверхфразовое единство, так же как и абзац, должно иметь основную тему, которая развёртывается в нем гораздо свободнее, чем в простом абзаце. Таким образом, основная тема сверхфразового единства имеет более широкий объём, чем основная тема абзаца. Основные темы отдельных абзацев, на которые делится сверхфразовое единство, должны быть связаны с основной темой сверхфразового единства или органически вытекать из него. В этом плане отношение отдельных абзацев к более широкому понятию сверхфразового единства подобно отношению отдельных предложений к образуемому ими абзацу.

1) «Дух» в философском энциклопедическом словаре определяется как «философское понятие, означающее нематериальное начало», то есть является категорией, определяющей невещественное начало в отличие от материального. 2) Термин «духовное» в этом словаре вообще отсутствует. 3) В словаре русского языка понятие «дух» и «духовное» имеет несколько значений. 3.А) Дух – это сознание, мышление, психические способности, начало, определяющее поведение, действия, а «духовное» понимается как определяющее его свойство. 3.В) Второе значение: «дух» – это внутренняя моральная сила, а «духовность» свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. 3.С) Третье значение: «дух» – бесплотное сверхъестественное существо, «духовный» – относящийся к религии, к церкви. 4) Несколько определений имеет понятие «душа»: в значении внутренний психический мир человека, его сознание, то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами, вдохновитель чего-нибудь.

Рис. 6. Структура абзаца со смешанным типом связи

Райзберг Б.А. [89, С. 112-120] выделяет пять типов структурирования основного содержания текста диссертации, в соответствии с которым, по нашему мнению можно также составить раздел «Основное содержание» в монографии или автореферате диссертации, а именно: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение, программная структура, историческая периодизация.

Суть системно-проблемного структурирования заключается в том, что текст строится по схеме: сущность проблемы и ее постановка – предлагаемые способы решения проблемы – подтверждение и практическое значение результатов решения проблемы.

В основу теоретико-прикладного подхода положен следующий принцип разделения текста на составные части: теоретические основы исследуемой темы – прикладные аспекты изучаемой темы – практические рекомендации. В таких работах прослеживается путь от теории к практике, а вклад диссертанта может заключаться в развитии сложившихся теоретических представлений об изучаемом объекте, процессах, явлениях, но в основном сводится к повышению эффективности теории на практике.

Теоретико-методическое построение текста отличается от предыдущего подхода структурной формулой построения, которая в целом имеет следующий вид: теория – методология – методика – технология. Работы подобного рода основываются на общенаучном методе восхождения от абстрактного к конкретному. В основном это исследования методической направленности, ориентированные в целом на создание и освоение методов, технологий управления, проектирования, развития и т.п.

Программная структура применяется в работах, содержащих научное обоснование проекта, ориентированного на решение прикладной проблемы. В таких работах решение научных проблем подчинено решению практических задач в самых разных областях человеческой деятельности. Текст работы структурируется следующим образом: научное обоснование целей проекта – поиск путей и способов его осуществления – обеспечение рационального использования ресурсов – достижение высокой эффективности. В основном такой подход свойственен управленческим проблемам в образовании.

Историческая, хронологическая периодизация также может стать системообразующим признаком построения текста. Такой подход характерен для тех работ, предметом исследования которых служит этапность развития событий или научных представлений. Это работы исторического характера, либо работы, решение проблем которых связано с историческим генезисом.

Еременко И.Г. [59, С. 231] по познавательной направленности выделяет два типа научных текстов педагогических монографий: информативного характера и проблемные монографии. Монографии информативного характера направлены на систематизацию, обобщение фактов и явлений, освещение различных научных концепций и систем. В подобных работах освещаются уже свершившиеся факты и события, распространяется передовой опыт. Проблемные монографии ставят и решают такие вопросы, ответ на которые не содержится в имеющейся сумме знаний и не может быть добыт в результате информационных исследований, а требует соответствующих познавательных действий, отличных от информативного поиска. К проблемным относятся исследования, содержащие сочетание анализа непознанного, неизвестного с предположением о возможностях действия неизвестного закона в определенной непознанной среде либо обнаружением принципиально нового способа практического применения уже познанного закона.

Структура монографии по мнению Еременко И.Г. [59] включает в себя следующие части: аннотационно-ориентировочную, установочно-методологическую, проблемную, констатирующую, поисковую. В аннотационно-ориентировочной части дается предварительная ориентировка, предмет исследования, обосновывается его актуальность, источники исследования и т.д. В установочно-методологическая части дается теоретический анализ предмета изучения, презентуется материал исследования – литературные источники, факты из практики, рассматриваются исходные методологические позиции исследования. В проблемной части выдвигается проблема исследования, разрабатывается рабочая гипотеза, выбираются методы ее проверки, определяются условия и т.п. В констатирующей части освещается состояние вопроса в теории и практике, дается характеристика определенной изучаемой педагогической системы и организации, возможно, раскрытие определенных педагогических концепций. В поисковой части описывается само исследование, в котором проверяется гипотеза, анализируется полученный материал, делаются эмпирические обобщения и т.п.

Поисковая часть может быть также представлена еще в виде двух различных вариантов, а именно: эвристически-поисковый, теоретически-поисковый. Эвристически-поисковый вариант представляется следующим образом. Описывается организация, ход и результаты экспериментального исследования, проверки гипотезы. По способу изложения фактов эта часть может быть синхронно-комплексной или диахронной. Применение синхронно-комплексного способа предполагает описание сразу всей совокупности методов, средств, условий, направленных на достижение поставленной цели. Диахронный способ предполагает поэтапное описание. Эксперимент описывается в той последовательности, как проводился на практике, то есть подается не единая система, а поэтапное изложение. Теоретически-поисковый вариант осуществляется в сугубо теоретической монографии. Поиск нового проводится через анализ научных работ, пособий, документов и архивного материала.

По способу построения, как отмечает Еременко Г.И. [59, С. 251], теоретически-поисковая часть может быть представлена в полемической или позитивно-аналитической форме. К полемической относятся такие части научного текста, в которых на основе приведения ряда фактов, высказываний и позиций авторов отстаиваются и защищаются теоретические позиции, признаваемые автором как единственно верные; одновременно с этим показывается несостоятельность противоположных взглядов. Аналитические изложения строятся в виде рассуждений, где сопоставляются различные взгляды и мнения, отыскиваются противоречия между ними, используются логические доказательства с целью установления своей теоретической позиции, доказывается несостоятельность неверных, субъективных установок.

Информационная часть характеризуется описанием опыта. По способу организации она может быть информационно-синхронной и информационно-диахронной. Первый способ применяется при описании современного состояния проблемы. Второй способ употребляется при изложении истории развития, в этом случае материал подается либо хронологически, либо тематически. Но даже при тематической организации, материал подается с соблюдением временной последовательности событий внутри каждой темы.

Общетеоретическая часть характеризуется тем, что подробно описывается теория вопроса, формулируются принципы подхода к объяснению научных явлений, приводятся положения и выводы.

Ряд научных текстов отличается тем, что они являются сжатым и стандартизированным изложением первоисточника, поэтому их принято называть вторичными, к таковым текстам относятся тезисы, аннотации, резюме, а также рефераты.

Тезисы [гр. thesis – положение, утверждение] – это кратко сформулированные основные мысли, положения доклада, сообщения, лекции, статьи или другого первичного документа. Тезисы отличаются тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Здесь дается конспективное изложение основных идей, положений научной концепции, представляется результат теоретических обобщений.

Аннотация [лат. annotatio – замечание, примечание, пометка] – краткая характеристика первичного документа (книги, статьи, рукописи) с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, изложение содержания первоисточника обычно в виде перечня главнейших вопросов. Аннотация даёт самое общее представление о теме.

Резюме [франц. resume от resumer – излагать вкратце] – это краткий вывод, обобщённый итог текста.

Реферат [лат. referre – сообщать, докладывать] – это краткое, сокращённое изложение основного содержания первичного документа (текста), включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации. Главная задача реферата заключается в том, чтобы передать фактографическую информацию, поэтому отличительной чертой реферата является информативность. Реферат это вторичный документ, который обязательно строится на основе какого-либо первичного текста. Это своеобразная информационная модель первичного документа. Текст реферата не должен содержать информацию, отсутствующую в исходном документе. Реферат есть краткая форма изложения первичного текста, которая применяется для последовательной передачи исходного текста в заданном объеме количества слов, печатных знаков, бумажной площади и т.п.

Основная функция реферата – быстрое систематизированное представление актуальной научной информации в свернутом виде. Реферат отвечает на вопрос: «Какая основная информация заключена в реферируемом документе? Что сказано, что излагается в первичном документе?»

Последовательность изложения основной информации в реферате может совпадать с той, что в исходном тексте, а может и не совпадать, так как главное при реферировании не соблюдение тонкостей, нюансов и оттенков оригинала, а передача генеральной линии основного содержания, ибо по выражению Вейзе А.А.: «Реферат – это новый текст, который строится по всем законам логического развития мысли в большом контексте» [12, С. 85]. В связи со специфической зависимостью от основного текста в реферате сохраняются отдельные структурные элементы первичного текста, ряд свойств остается неизменным (заглавие, некоторые рисунки, таблицы), однако в общем для него характерна самостоятельная литературная форма, которая отличается своеобразием языка, строгой последовательностью изложения, постоянством структуры, ограниченностью объёма.

В реферате не принято давать общеизвестных положений, описания ранее опубликованных работ, исторических справок, если они не составляют основного содержания диссертации.

Объем автореферата для диссертаций регламентирован требованиями ВАК, для кандидатских это составляет 1 печатный лист[1], для докторских – 2 печатных листа, впрочем, для гуманитарных наук допускается увеличение объёма на 0,5 печатных листа (без учёта списка опубликованных работ по теме исследования). Специалисты [102, С. 31] считают, что этого вполне достаточно, так как если объём реферата находится в пределах 10-15% объема реферируемого текста, то такой реферат обладает достаточной семантической эквивалентностью.

Исследователи [51] перечисляют следующие требования к реферату: 1) реферат следует ориентировать на широкий круг научных работников всей отрасли знания; 2) реферат необходим для того, чтоб каждый учёный мог самостоятельно судить о полезности и необходимости знакомства с первичным текстом; 3) реферат должен отражать основное содержание первичного текста, важные факты, методику эксперимента, полученные данные.

Можно выделить следующие этапы работы над авторефератом: детальный анализ содержания диссертации, выделение ключевых фрагментов, составление логического плана автореферата, литературная обработка и редактирование.

Ознакомительная работа начинается с анализа содержания диссертации. Это помогает найти самое главное, что необходимо включить в реферат, выявить тривиальные и избыточные сведения и избавиться от них, а также отделить ценную информацию от несущественной. Реферативное описание диссертации может быть сделано на основе ключевых предложений, лексических и синтаксических конструкций, а также путем применения отдельных фрагментов из реферируемого текста.

Работа по смысловому свёртыванию текста диссертации начинается с выделения так называемых ключевых фрагментов. Под ключевыми фрагментами понимаются слова, словосочетания и целые предложения, входящие в тематические цепочки слов. Именно ключевые фрагменты составляют смысловой костяк текста.

Выделенные ключевые фрагменты сначала выписываются в том порядке, в котором они встретились в диссертации, но затем перегруппировываются по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих главную тему текста. Все ключевые фрагменты организуются и перегруппируются в соответствии с их тематической направленностью.

Ключевые фрагменты подлежат переработке в соответствии с методами реферативного изложения материала, к которым, по мнению Леонова В.П. [51], относятся экстрагирование, перефразирование и интерпретация.

Под экстрагированием [лат. extrahere – извлекать] понимается выбор и извлечение из контекста отдельных предложений, абзацев, которые полностью или с незначительным перефразированием переносятся в реферат-экстракт.

Перефразирование отличается от экстрагирования в основном тем, что предполагает опущение значительной части сведений из первичного документа и перестройку его композиционной, смысловой и синтаксической структуры. Перестройка текста достигается за счёт операций замещения (заменяется один фрагмент текста другими), совмещения (объединяются несколько предложений в одно) и обобщения.

При интерпретации текст первоисточника остаётся неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом. В этом случае содержание документа может раскрываться в реферате либо в последовательности, принятой в тексте, либо на основе обобщённого представления о нём. Именно таким образом готовятся тексты авторефератов диссертаций.

Затем следует составление логического плана текста. Логическая перегруппировка ключевых фрагментов и составление плана приводит к организации контекста трёх основных типов, а именно: с последовательным (цепным, линейным) расположением тематических рядов; с параллельным и смешанным (перекрестным) расположением лексико-тематических цепочек. Контексты с последовательным или параллельным расположением тематических рядов представляют собой крайние случаи различных тематических структур. Обычно встречаются какие-то промежуточные варианты, либо линейная структура текста в отдельных местах нарушается незначительной перегруппировкой материала.

Очень длительным этапом работы является литературная обработка и редактирование написанного текста. Шлифовка рукописи может продолжаться на протяжении месяца и более, ибо все понимают насколько важное значение имеет текст автореферата.

К языку научного дискурса предъявляется ряд требований, а именно: точность, краткость, ясность, простота. Однако есть и специфика, которая обусловлена его функцией передачи основного содержания диссертации. Это содержание здесь подается не в развитии, а в статике, в форме констатации, описания, перечисления. В реферате не требуется развернутой системы аргументации, пространных рассуждений, сравнения, сопоставления и обсуждения результатов, поэтому здесь редко применяются сложные громоздкие предложения с разнообразием связей и смысловых взаимоотношений.

Краткость может быть по достоинству оценена лишь в сочетании с четкостью и ясностью изложения. Краткость в реферате достигается путем исключения подробного изложения общеизвестных сведений, научных концепций, относящихся к данной проблеме. В реферате, как правило, нет обоснования или обсуждения выдвигаемых положений, примеров, сравнений, сносок или ссылок на первоисточники. Точные даты часто обобщены в указание периодов, конкретные имена – в наименование научных школ, направлений и т.п. В общем, как пишет Соловьев В.И., по языку и стилю реферат должен быть таким, чтобы «…сконцентрированная в нем информация без излишних затруднений воспринималась читателем» [102, C. 65].

В языке реферата могут быть ошибки двух типов: во-первых, ошибки, характерные вообще для письменного текста, типа злоупотребления отглагольными существительными, неточность формулировок, неверное употребление терминов, расщепление сказуемого, тавтология и т.п. Во-вторых, специфические ошибки, присущие именно жанру реферата, что связано с преобразованием информации, когда возникает множество слов без необходимой смысловой нагрузки, в результате появляются словосочетания типа «отмечается, что…», «указано, что…», «сообщается, что…», «предполагается, что…» и т.п.

Недопустимым явлением для научной терминологии является синонимия. Слова-синонимы, которые украшают художественную речь, в научный язык вносят избыточную информацию, путаницу точных понятий. Многие молодые исследователи, представляя к обсуждению первичный вариант автореферата, полагая, что говорят об одном и том же в разных абзацах применяют разные термины, вкладывая в них один и тот же смысл.

В тексте следует применять стандартизированную, унифицированную терминологию. Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах реферата. Следует избегать малораспространённых терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте. Хотя иногда соискатель применяет в автореферате диссертации специфические термины, заимствованные из других наук, что не всегда бывает кстати. Например, в одном автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук можно прочитать следующее:

«Основываясь на исследованиях Зинченко Г.П. (1991 г.) о предпосылках становления теории, мы считаем, что в исследуемом нами процессе также можно выделить ряд стадий: констатационная…; феноменологическая…; методологическая…; теоретическая эклампсия и конкретизация…».

Здесь сразу бросается в глаза новый термин «эклампсия». Современный словарь иностранных слов расшифровывает его только в одном значении, а именно: «[гр. eklampsis – вспышка, вспыхивание] тяжёлый токсикоз второй половины беременности, характеризующийся внезапно возникающим бессознательным состоянием с припадками судорог». Возможно, в медицине использование подобной терминологии вполне уместно, но в педагогике это вносит дополнительную неразбериху.

В другом случае диссертант применил термин «этноматематика» в значении математических задач, содержащих, если можно так выразиться, пасторальные мотивы. Новый термин, доселе отсутствовавший в педагогике, сразу привлёк к себе внимание экспертов. Хотя диссертант и пытался мотивировать свой выбор тем, что таким образом выражаются учёные в англоязычных зарубежных журналах, однако ему было поставлено в вину неумение использовать иноязычные префиксы «фольк», «этно» и «кантри», которые вполне применимы лишь в области гуманитарной культуры (этнопедагогика, фольклорная экспедиция, кантри-фестиваль и др.), но никогда не будет фольклорной математики, этнохимии или физики в стиле кантри.

При унификации текста автореферата необходимо придерживаться следующих требований: объективное отражение содержания научной информации; соответствие между формой и содержанием преподнесения информации; использование языковых специальных формул, устойчивых оборотов, словосочетаний, моделей предложений, психолого-педагогических терминов, общепринятых сокращений, условных обозначений единиц измерения, предусмотренных государственными стандартами, языковыми нормами и требованиями научной этики.

Текст автореферата диссертации во многом является стандартизированным набором языковых клише, штампов, стандартов. Спецификой развития современного научного стиля является унификация, что вполне оправдано, так как при этом облегчается процесс адекватного восприятия текста, повышается культура научного труда, поэтому в тексте следует избегать сложных синтаксических конструкций. К нелингвистическим средствам стандартизации языка реферата можно отнести рисунки, схемы, графики, чертежи и диаграммы.

Костомаров В.Г. [41, С. 3], проанализировав язык диссертаций и авторефератов, предложил следующие рекомендации. В автореферате следует не просто называть, а содержательно излагать полученный научный результат. Следует всячески стремиться к сжатости изложения, так как многословие незаметно для самого автора переходит в пустословие и неточности. Из возможных средств выражения следует выбирать наиболее простые и чёткие, максимально известные читателю. Описание не должно быть более сложным, чем сама исследуемая реальность, отсутствие мысли невозможно скрыть наукообразием языка.

Необходимо заметить, что излишняя цитация свидетельствует не о начитанности, но о слабости собственной мысли. Автореферат некоторых диссертантов до того напичкан цитатами, что по форме скорее напоминает цитатник Мао Цзэдуна, чем самостоятельное исследование. Особенно следует предостеречь от «вторичного цитирования», то есть цитирования не по первоисточнику, так как это приводит к тому, что из одного автореферата в другой кочуют одни и те же ссылки в виде дословно повторяющихся блоков часто с одинаковыми купюрами и даже опечатками.

Необходимо предостеречь диссертантов от нынешней эпидемии неоправданного, излишнего терминотворчества. Признавая безусловное право исследователя предложить новый, нужный ему термин или по-новому представленного явления, следует решительно отклонять термины-переименования.

Заголовочная часть автореферата состоит из титульной страницы и её оборота, где должна быть представлена следующая информация: заглавие работы, фамилия, имя, отчество соискателя, научного руководителя и официальных оппонентов, наименование учреждения, где выполнено исследование, где состоится защита и др. Содержание заголовочной части регламентировано приложением №8 к Положению о диссертационном совете.

Структура автореферата диссертации включает в себя ряд элементов: заголовочная часть, «Общая характеристика диссертационного исследования», «Основное содержание диссертации», «Выводы», «Список основных публикаций автора по теме диссертационного исследования».

Раздел «Общая характеристика диссертационного исследования» по сути является копией раздела введение реферируемой диссертации за исключением одного пункта: в автореферате имеется дополнительный пункт «Структура диссертации», однако несмотря на это можно утверждать, что раздел «Общая характеристика диссертационного исследования» должен соответствовать тем же требованиям, что и раздел введение диссертации, поэтому оговоримся, что речь будем вести именно о введении, одновременно имея ввиду и саму диссертацию, и автореферат. Введение содержит три компонента: зачин, содержательную характеристику исследования и концовку – переход к основной части. В зачине всегда даётся обоснование актуальности диссертационного исследования, его социальная (научная, практическая и т.п.) значимость. Содержательная характеристика исследования включает две части: теоретическую и историческую. В теоретической части формулируется объект и предмет, методология, система базовых категорий и др. В исторической части делается краткий обзор становления и развития, основные тенденции и достижения, подчёркивается вклад отдельных учёных и научных школ, современное состояние, степень историографической разработки, дискуссионность и проблематичность. Концовка введения предполагает переход к разделу «Основное содержание», в связи с чем подчёркивается активный интерес научного сообщества к исследуемой теме в процессе апробации материала на различных конференциях, описывается логика изложения и структура диссертации.

Раздел автореферата «Основное содержание диссертации» состоит из информативного текста. В информативной части автореферата, носящей описательный характер, отражается основное содержание диссертации. Здесь представляются основные результаты; здесь могут быть даны основные характеристики новых педагогических технологий, а также приведена новая информация об известных явлениях, предметах и т.п. Эта часть может включать в себя как словесный текст, так и иллюстративный материал (формулы, таблицы, диаграммы, схемы и др.). В этой части автореферата фактографическая информация содержится в таком объеме, что может заменить специалисту чтение самой реферированной диссертации.

Во многих авторефератах основное содержание излагается в соответствии с той последовательностью, как это представлено в первичном тексте. Это видно по выражениям, типа: «В первой главе диссертации…», «Во второй главе диссертации…». При этом излагается содержание каждой отдельной главы с комментарием, убеждающим, что предмет каждой главы подчинен общему замыслу, решению единой проблемы. Другим вариантом является тип изложения основного содержания работы, основывающийся на проблемной основе. В этом случае выделяются узловые проблемы, задачи исследования, которые в той или иной степени решены в диссертации. Вокруг них группируется материал, тем самым на них акцентируется внимание реципиента, независимо от того, где и как расположены эти материалы в диссертации. Следует отметить, что и в этом случае содержание диссертации и автореферата может совпадать, если содержание самой диссертации также было структурировано по принципу проблемной ориентации. Райзберг Б.А. считает, что «в любом варианте композиции автореферата представляется целесообразным выделить в нем и укрупнено представить содержание теоретической (аналитической), методологической (методической), прикладной (практической, экспериментальной) частей диссертационного исследования» [89, С. 155].

Раздел «Выводы» должен быть индикативным, резюмирующим. Индикативная часть автореферата, в отличие от информативной, указывает на основные аспекты содержания первичного документа. Здесь излагаются основные выводы соответствующего раздела диссертации в полном или сокращённом виде.

Раздел «Список основных публикаций автора по теме диссертационной работы» оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (Введён 01.01.86.). Дело в том, что согласно п. 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней (Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 №74) «основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях». Библиографический список опубликованных по теме исследования трудов включаются только печатные работы (и приравненные к ним) строго по теме диссертации, при определении объёма автореферата в учёт не принимается.

ГЛАВА 3. ДИСКУРСИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕМАРКАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ