ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ I

Мыслители государств Древнего Китая, Древнего Египта, Древней Индии и др. издавна стремились осмыслять проблемы логики познания и исследования окружающего мира. Философы стран Древнего Востока пытались накапливать и обобщать естественнонаучный материал, опыт познавательной деятельности, их прогрессивные идеи оказали влияние на развитие науки в Древней Греции. В Древней Греции среди других великих людей выделяется Аристотель, который является основателем формальной логики, он сформулировал основные логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. В эпоху средневековья Фома Аквинский, опираясь на учение Аристотеля, продолжал разрабатывать основы схоластической логики, приспосабливая методологию и логику научного познания к нуждам церкви. Бэкон родоначальник английского материализма XVII в. провозгласил в качестве объекта познания окружающий мир, а средством познания – опыт, эксперимент, наблюдение. Гоббс продолжил развитие учения опознании, подчеркивая роль мышления, рассуждения, умозаключений. Декарт, французский философ, разработал метод дедукции для поиска нового знания.

Примерно с XVII в. складывается понятие сциентизма в философии, обозначающее преувеличение всесилия роли науки. Сциентисты уверены в том, что наука является интеллектуально обоснованной в отличие от религии, искусства, мифов и др., а наиболее развитой отраслью среди наук является методология теоретической физики. Однако в XIX в. немецкий философ Дильтей, разграничив науки о духе и науки о природе, создал эпистемологические основы этих наук. Дильтей исходил из того, что существуют два разных вида опыта: внутренний опыт душевной жизни и внешний чувственный опыт. Поскольку «внутренний» и «внешний» опыт отличаются друг от друга, основанные на них знания тоже должны быть различными.

В настоящее время можно выделить три основные модели научного исследования: гипотетико-дедуктивную, индуктивно-дедуктивную и абдуктивную модель научного исследования. Научные теории могут быть сконструированы аксиоматически, подобно геометрии Евклида, или генетически. При аксиоматическом построении теории применяется гипотетико-дедуктивная модель исследования, а при генетическом построении, когда предмет раскрывается последовательно и постепенно от простых к более сложным аспектам либо индуктивно-дедуктивная, либо абдуктивная.

Гипотетико-дедуктивный метод получил широкое распространение в XVII-XVIII вв. в исследованиях Г.Галилея, И.Ньютона и др. Как целостная концепция гипотетико-дедуктивный метод, впервые был сформулирован Уэвеллом (Whewell), а широкое распространение получил в философии науки XIX в. С первой половины XX в. и до сих пор гипотетико-дедуктивная модель научного познания популярна уже повсеместно. Ее суть заключается в формулировании гипотезы и других посылок, истинностное значение которых неизвестно, из них дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными.

Индуктивно-дедуктивная модель научного исследования является характерной для эмпирических наук в большей степени опирающихся на наблюдение, опросы, обобщение опыта и др. методы эмпирического исследования.

Абдукция в логике понимается, как такая схема рассуждений, которая позволяет делать переход от фактов к теориям (законам, гипотезам, понятиям).

В социогуманитарном исследовании допустимо использовать все три модели научного познания – гипотетико-дедуктивную, индуктивно-дедуктивную и абдуктивную, – однако предпочтительнее использовать индуктивно-дедуктивную и абдуктивную модель научного поиска, когда исследователь сталкивается в практике с интересными фактами, старается осмыслить, объяснить их теоретически, но видит, что в теории еще не до конца исследованы эти проблемы, то это необходимо наталкивает его на открытие новых закономерностей.

Мы опираемся на идею, высказанную Даниловым М.А., что есть ход исследовательской работы, есть логика исследования, которая касается прежде всего отбора и анализа фактов действительности, но есть и логика изложения собранного материала, что относится к проблеме презентации, непротиворечивого описания полученных результатов.

Знания бывают научные и ненаучные. Изложение научных знаний представляется не иначе, как в форме научного дискурса. Важнейшими характеристиками дискурса являются информативность, доказательность, обоснованность.

Можно выделить два принципиально разных подхода к организации эмпирических исследований: сциентический и социогуманитарный. Представители сциентического подхода считают, что все науки должны организовывать опытно-экспериментальную работу одинаково наукообразно, что не следует учитывать социогуманитарную сущность науки. Представители социогуманитарного подхода считают, что организация опытно-экспериментальной работы производится по-разному в «науках о природе» и «науках о культуре».

В социогуманитарных науках результаты эмпирического исследования могут быть ошибочными, даже эксперимент может быть признан таковым лишь с большой натяжкой, так как на полученный результат здесь оказывает влияние слишком много факторов. В социогуманитарном эксперименте трудно найти объективные критерии какого-либо признака, факта или другого научного явления. Критерии качества отсутствуют, можно выделить лишь количественные критерии.

Специфику научного социогуманитарного исследования можно определить не иначе, как только выявив природу человеческого познания, его источники и предпосылки, условия достоверности и истинности. Раскрывая этот вопрос, мы необходимо придем к выводу, что нельзя иначе познать окружающий мир, кроме как чувственно или разумно.

С начала Нового времени одни философы – сенсуалисты – Локк, Беркли, Юм считали, что наше познание окружающего мира начинается с чувственного восприятия, получаемого при помощи органов чувств, что на теоретическое знание не следует полагаться, что цель науки – сбор и систематизация фактов, основным методом науки является наблюдение, а главной функцией науки – описание. Другие мыслители – рационалисты – Декарт, Лейбниц считали, что, что опыт обманчив, а ряд всеобщих абстрактных истин не могут быть получены эмпирически.

В XIX веке рационалисты баденской школы неокантианства Дильтей, Виндельбанд, Риккерт по предмету исследования сначала разграничили Geisteswissenschaften (науки о духе) и Naturwissenschaften (науки о природе), а затем ввели в научный обиход понятия номотетической науки, как «науки о природе» и идеографической науки, как «науки о культуре». Идеографические науки пользуются индивидуализирующим методом с целью исследования уникальных объектов в их единственности и неповторимости, а номотетические – генерализирующим для установления научных законов. В последнее время естественные науки часто называют «науками о природе», а социогуманитарные – «науками о культуре».

В настоящее время считается, что научные законы устанавливаются в тех науках как естественных, так и социогуманитарных, в которых описываются или оцениваются исследуемые понятия в системе сравнительных категорий, представляющих отношения между объектами и, наоборот, не формулируют законов ни естественные, ни гуманитарные науки, описывающие или оценивающие изучаемые объекты в системе абсолютных категорий, представляющих свойства объектов.

Измерение и сравнение является фундаментом научного знания, без них невозможна организация научного эксперимента, однако измерение в «науках о природе» и «науках о культуре» имеет свою специфику. В социогуманитарных исследованиях измерение всегда приблизительно, здесь оно никогда не достигнет точности традиционных измерений в естественных науках. Сравнение и измерение, являющиеся основой экспериментального метода в современных «науках о природе», не дают истинной информации в «науках о культуре».

Наука характеризуется интерсубъективностью, то есть независимостью употребления и понимания языковых выражений, научных понятий от лиц и обстоятельств; выделяют интерсубъективность языка, понятий, знаний, подтверждения и др. Интерсубъективность предполагает исключение из наук любых оценок и норм, всегда являющихся субъективными, однако для гуманитарных и социальных наук это требование оказалось неприемлемо в силу их специфики. Науки, изучающие общество и культуру, ставят перед собой цель рационализировать человеческую деятельность, поэтому они обязательно должны формулировать оценки и предлагать нормы эффективной деятельности.

Объективность, понимаемая, как независимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д., является важной характеристикой научного знания. Однако абсолютная объективность недостижима ни в одной области познания в том числе и в науке. Можно разделить лишь объективность описания, как степень приближения к истине, и объективность оценки, как степень эффективности в предполагаемой деятельности. В естественных науках, в основном даются описания, а в социогуманитарных науках, в основном даются оценки.

Также в «науках о природе» и «науках о культуре» по-разному представлены знание, мнение, понимание и вера.

Знание – результат познавательной деятельности, которое может оцениваться как истинное или ложное, обладает непреходящей истинностью и допускает эмпирическую или практическую проверку. В настоящее время общепризнанно, что научное знание характеризуется систематичностью, непротиворечивостью, логической или эмпирической обоснованностью. Концепции, не обладающие перечисленными характеристиками, выводятся за рамки научного знания.

Мнение – совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку каких-либо явлений, процессов, событий и фактов действительности. В узком смысле под мнением понимается мысль, не подтвержденная необходимой аргументацией, то есть мнение начинается там, где кончается знание. Социогуманитарные концепции подчас находятся ближе к мнениям, чем знаниям.

Понимание – универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. Суть понимания подобно оценке заключается в подведении под общее правило. В узком смысле понимание в социогуманитарных науках касается лишь текста, как раскрытие того смысла, который был вложен его автором.

Вера – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера со знанием находится во взаимосвязи, в основе самой науки в целом лежит определенная система верований. В социогуманитарных науках на вере основываются целые теории.

Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая в той или иной области научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний. Ключевыми являются две функции языка: описательная и оценочная. Язык науки характеризуется ясностью, точностью и понятностью выражений, стремится избежать недостатков естественного языка, а именно: многозначности терминов; расплывчатости и неопределенности их содержания; двусмысленности выражений; семантической замкнутости и т.п., однако язык «наук о культуре» в большей степени характеризуется этими недостатками, чем язык «наук о природе».

Научное высказывание может быть либо дескриптивным, либо прескриптивным. Дескриптивное (описательное) высказывание описывает действительность, является либо истинным, либо ложным, хотя иногда может быть неопределенным, то есть не выражать ни истину, ни ложь. Прескриптивное (оценочное) высказывание устанавливает абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта, частным случаем оценочного высказывания является нормативное высказывание. Промежуточную группу образуют описательно-оценочные высказывания, которые в одних случаях выполняют функцию описаний, а в других функцию оценок, лишенных истинностного значения. Также высказывания могут быть неопределенными и бессмысленными. Неопозитивисты истинными и осмысленными признавали лишь верифицируемые высказывания, однако выяснилось, что лишь небольшое количество предложений может быть сведено к протокольным, все остальные предложения верифицируются косвенно, то есть через их логические связи с непосредственно верифицируемыми предложениями.

Осуществление научной деятельности, как и любой другой, предполагает планомерную и поэтапную реализацию. В каждом этапе научного исследования выделяются методологическая и процедурная части. Методологическая часть включает определение проблемы, объекта, предмета, характеристику терминологии, формулировку задач, гипотез. Процедурная часть включает составление плана, описание методов сбора данных, способа их анализа.

Этап теоретического изучения разработанности исследуемой проблемы предполагает предварительное анализ информации, условий и методов решения данного типа и уровня познавательных задач и передового социального опыта, ознакомление с философской, предметно-научной литературой по исследуемой проблеме, изучение эмпирического опыта с целью определения степени перспективности для науки, определение актуальных, не решенных наукой вопросов.

Экспериментальный этап предполагает подготовку эксперимента с целью проверки намеченных гипотез; до и после формирующего эксперимента необходимо продумать и провести констатирующие эксперименты.

Этап обработки и интерпретации материалов научного эксперимента предполагает теоретическое осмысление и обобщение полученных результатов, их научную интерпретацию, конструирование теоретических выводов.

Этап литературного оформления работы, разработки научных рекомендаций; внедрения полученных результатов в социальную практику.

В настоящее время научные работы по типу связи науки и практики разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Каждый из этих видов исследований (фундаментальные, прикладные исследования, разработки) может иметь место в любой научной дисциплине. По основному методу исследования работы разделяют на теоретические и экспериментальные. Например, в истории науки основной метод – теоретический, опытная работа здесь подчас невозможна.

В качестве запланированного результата научного исследования можно выделить теоретические положения и практические рекомендации. Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы, а также их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение. Практические рекомендации – это новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам, а также их уточнение, дополнение, разработка, проверка.

Под методами исследования понимаются приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Метод – слово греческого происхождения и означает путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

В общенаучном плане проблему методов исследования рассматривали многие ученые, поэтому существуют разные классификации, а именно: философские методы, методы частных наук и методы практической деятельности; методы дедукции, индукции и верификации; общенаучные методы и частнонаучные, общенаучные в свою очередь подразделяет на методы эмпирического и теоретического исследования; теоретическим методам противопоставляет методы исторического исследования; выделяют также формальные и содержательные методы исследования.

Факторы эффективности используемых методов в научном исследовании следующие: соответствия целям и задачам исследования; всесторонности отражения изучаемого объекта; соответствие логической структуре (этапу) исследования; гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

Характерными ошибками при выборе методов исследования являются следующие: шаблонный подход к выбору метода, без учета конкретных условий исследования; универсализация отдельных методов; игнорирование или недостаточное использование теоретических методов; неумение из отдельных методов составить целостную методическую систему.

Под эмпирическими методами исследования понимается научно-поисковая деятельность, направленная на сбор информации о состоянии социальной практики и моделирование новых направлений.

По структуре методы могут быть классифицированы на мономорфные и полиморфные. К мономорфным можно отнести те методы, которые характеризуются единообразным стилем деятельности, а именно: беседу, интервью, анкетирование; социометрию; наблюдение; изучение документации; изучение продуктов творческой деятельности; тестирование, антропометрию и др. Полиморфными методами эмпирического исследования являются такие, которые состоят из нескольких мономорфных методов, а именно: эксперимент, опытно-экспериментальная работа; обобщение социального опыта; профессиональная диагностика (тесты, контрольные работы, наблюдение и др.), методы оценивания (самооценивание, экспертное оценивание, рейтинг, ранжирование и др.); научные экспедиции; статистические методы обработки информации и др.

Применение методов измерения в науке привело к тому, что исследователь превратился из пассивного наблюдателя в экспериментатора, способного активно влиять на ход и результат научного исследования. В широком смысле измерение – это особая процедура, посредством которой числа или порядковые величины приписываются вещам по определенным правилам; в узком смысле под измерением понимается выявление количественных характеристик изучаемых явлений. Измерение и научная интерпретация полученных результатов необходимы при формулировке предварительных выводов, ответов на поставленные в исследовании задачи.

Измерение эмпирических данных в номотетических науках может быть проведено на метрическом уровне, которому соответствует шкала интервалов и шкала пропорций (отношений), а также на сопоставительном уровне, которому соответствуют шкала наименований (номинальная) и шкала порядка (ранговая или ординальная).

Шкала – инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

В социогуманитарных науках измерение, как правило, производится либо в номинальной шкале, либо в шкале порядка, то есть только на сопоставительном уровне. Номинальная шкала является самым грубым уровнем измерения, позволяющим зафиксировать лишь частоту появления измеряемого признака и моду в качестве центральной тенденции признака. При использовании номинальных шкал можно определить, какой номинальный класс имеет самый большой состав, и назвать этот класс модой распределения. В данном случае мода является статистической мерой «центральной тенденции», т.е. если продолжить наблюдения, изменяя условия, в которых они проводились ранее, то мода будет представлять наблюдения, которые можно ожидать с максимальной вероятностью. Шкала порядка позволяет определить не только признаки свойств, но и различие интенсивности или свойства. Порядковая шкала не дает возможности изменить расстояние между объектами, проецируемыми на нее. С порядковыми шкалами связаны нечеткие шкалы.

Под шкалированием понимается метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование в социогуманитарных исследованиях является одним из важнейших средств математического моделирования изучаемых явлений, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, опросов, социометрии, тестирования и т.п., так как большинство объектов исследования гуманитарных наук не могут быть строго фиксированы и не поддаются прямому измерению. С помощью метода шкалирования можно решить следующие задачи: а) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; б) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо социально-педагогическому явлению. В первом случае отображоминальной шкале, либо в шкале порядка, то есть только на сопоставительном уровне. Номинальная шкала является самым грубым уровнем измерения, позволяющим зафиксировать лишь частоту появления измеряемого признака и моду в качестве центральной тенденции признака. При использовании номинальных шкал можно определить, какой номинальный класс имеет самый большой состав, и назвать этот класс модой распределения. В данном случае мода является статистической мерой «центральной тенденции», т.е. если продолжить наблюдения, изменяя условия, в которых они проводились ранее, то мода будет представлять наблюдения, которые можно ожидать с максимальной вероятностью. Шкала порядка позволяет определить не только признаки свойств, но и различие интенсивности или свойства. Порядковая шкала не дает возможности изменить расстояние между объектами, проецируемыми на нее. С порядковыми шкалами связаны нечеткие шкалы.

Под шкалированием понимается метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование в социогуманитарных исследованиях является одним из важнейших средств математического моделирования изучаемых явлений, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, опросов, социометрии, тестирования и т.п., так как большинство объектов исследования гуманитарных наук не могут быть строго фиксированы и не поддаются прямому измерению. С помощью метода шкалирования можно решить следующие задачи: а) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки; б) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо социально-педагогическому явлению. В первом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором – шкалы установок.

Одним из важнейших методов является обобщение передового социального опыта.

В качестве критериев передового социального опыта выделяются новизна, оптимальность, соответствие достижениям современной науки, результативность и др. На наш взгляд, главным критерием определения передового социального опыта является высокая результативность, так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при анализе конечных итогов, а не запланированных достижений. Критерий результативности следует характеризовать через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность труда понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение продуктивности при тех же затратах времени, что и раньше.

Процесс распознавания, описания и обобщения передового социального опыта должен происходить по следующей схеме: выдвижение предположений о воспринимаемом объекте; интерпретация составных элементов и частей; мысленное моделирование из частей целостности с целью проверки первичных предположений. Подобным путём возможно два вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное. Шаблонное предполагает описание объекта в системном представлении, структурное описание представляется элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми в практике, а также причинно-следственными отношениями между ними внутри сложившейся социальной структуры.

РАЗДЕЛ II. ДИСКУРС КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОГО СОЦИОГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ